Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ



2016-09-16 330 Обсуждений (0)
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ 0.00 из 5.00 0 оценок




ФУНКЦИЙ(см. культурно-историческая теория развития высших психических функций).

ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ— общее понятие, обозначающее совокупность психологических и

физиологических концепций, объясняющих, каким образом человеком и животными

приобретается жизненный опыт.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ - концепция, объясняющая процесс приобретения

человеком опыта под влиянием социальных факторов в результате обучения, воспитания, общения

и взаимодействия с людьми.

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ДЖЕМСА-ЛАНГЕ - теория, рассматривающая эмоции как субъективное

отражение органических процессов и утверждающая их производный характер от процессов,

происходящих в организме. Предложена американским психологом У.Джемсом и уточнена

датским ученым ГЛанге в конце ХГХ в.

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ КЕННОНА-БАРДА - теория, утверждающая, что эмоции являются

результатом переработки сигналов, поступающих в мозг из внешней и внутренней среды.

Переключаясь в таламусе на нервные пути, одновременно идущие в кору головного мозга и к

внутренним органам, эти сигналы порождают эмоции и сопровождающие их органические

изменения. Т.э. К.—Б. выступает как альтернатива к теории эмоций Джемса—Ланге.

ТЕСТ — стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной

количественной оценки у человека изучаемого психологического качества.

ТЕСТИРОВАНИЕ — процедура применения тестов на практике.

ТРЕВОЖНОСТЬ — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства,

испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

УБЕЖДЕННОСТЬ — уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими

аргументами и фактами.

УЗНАВАНИЕ— отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных.

УМЕНИЕ — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно

справляться с деятельностью, включающей эти действия.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — процесс логического вывода определенного положения из некоторых

достоверных утверждений — посылок.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в

том или ином виде деятельности.

УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНОЕ НАУЧЕНИЕ - приобретение прижизненного опыта через механизм

условного рефлекса (см. рефлекс условный).

УСТАНОВКА — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на

конкретные стимулы.

УТОМЛЕНИЕ — состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ— способ математико-статистиче-ской обработки данных научного

исследования, позволяющий выявить и описать лежащие в их основе, непосредственно не

воспринимаемые причины, называемые факторами.

ФАНАТИЗМ— чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением

контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности.

ФАНТАЗИЯ— (см. аутизм, воображение, грезы, мечты).

ФАНТОМ КОНЕЧНОСТИ— иллюзорное чувство наличия утраченной конечности — руки или

ноги, длительное время сохраняющееся после их удаления.

ФЕНОТИП— приобретенные признаки или совокупность свойств, возникших на основе

определенного генотипа под влиянием обучения и воспитания.

ФИ-ФЕНОМЕН— иллюзия перемещения светящейся точки с одного места на другое,

возникающая при их последовательном восприятии за короткое время и на небольшом расстоянии

друг от друга.

ФЛЕГМАТИК— тип темперамента человека, характеризующийся пониженной реактивностью,

слабо развитыми, замедленными выразительными движениями (см.).

ФРЕЙДИЗМ— учение, связанное с именем австрийского психиатра и психолога З.Фрейда.

Кроме психоанализа содержит теорию личности, систему взглядов на отношения человека и

общества, совокупность идей об этапах и стадиях психосексуального развития человека.

ФРУСТРАЦИЯ— эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи,

сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной

желаемой цели.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА- сложно организованная психофизиологическая система,

обеспечивающая согласованную работу физиологических и психологических процессов,

участвующая в регуляции целостного поведенческого акта. Понятие Ф.с. предложено

П.К.Анохиным.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН— прижизненно сформировавшаяся органическая система,

обеспечивающая работу высших

психических функций и являющаяся их анатомо-физиологиче-ской основой.

ХАРАКТЕР — совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее

реагирования на жизненные обстоятельства.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ— сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых

воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

ЦЕНЗУРА — психоаналитическое понятие (см. психоанализ), обозначающее подсознательные

психологические силы, которые стремятся не допустить в сознание определенные мысли, чувства,

образы, желания.

ЦЕННОСТИ— то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый,

положительный жизненный смысл.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ- (см. ценности).

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА- часть нервной системы, включающая головной,

промежуточный и спинной мозг.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ— характеристика нервных процессов, происходящих на высших уровнях

центральной нервной системы.

ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ— устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее

поведение и мышление.

ЧЕСТОЛЮБИЕ— стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и

признание со стороны окружающих.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ— способность организма запоминать и реагировать на воздействия

среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие

психологическую реакцию в форме ощущений.

ЧУВСТВО— высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым

социальным объектом.

ЭГОЦЕНТРИЗМ— сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом

себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ- зрительная память на образы, характеризующаяся способностью

их сохранять и воспроизводить в течение достаточно длительного времени.

ЭЙФОРИЯ— состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо

объективными обстоятельствами.

ЭКСПЕКТАЦИИ— (см. социальные ожидания).

ЭКСПРЕССИЯ— (см. выразительные движения).

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ — процесс перехода внутренних состояний во внешние, практические

действия. Э. противоположна интериоризацш (см.).

ЭКСТРАВЕРСИЯ — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что

происходит вокруг него. Э. противоположна интроверсии.

ЭМОЦИИ — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего

состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения

разнообразных эмоций и чувств.

ЭМПАТИЯ — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию

их внутренних состояний.

ЭМПИРИЗМ — направление в философской теории познания, сводящее его к чувственному

опыту.

ЭПИФЕНОМЕН — ненужный, бездействующий придаток.

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК — явление, заключающееся в том, что человеком лучше запоминаются и

чаще воспроизводятся те задания, которые он не сумел вовремя завершить.

ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ — явление из области восприятия людьми друг друга. Проявляется в том,

что большее воздействие на формирование образа человека обычно оказывает такая информация о

нем, которая поступает последней, т.е. является наиболее свежей.

ЭФФЕКТ ОРЕОЛА — феномен, характеризующийся тем, что первое впечатление о человеке

определяет его последующее восприятие другими людьми, пропуская в сознание

воспринимающего человека только то, что соответствует сложившемуся первому впечатлению, и

отсеивая то, что ему противоречит.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ - продуктивность и качество совместной работы

людей в малой группе.

ЭФФЕКТОРНЫЙ — (см. эфферентный).

ЭФФЕРЕНТНЫЙ — процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к

периферии тела.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, изучающая психические

процессы, явления и состояния людей, участвующих в восприятии, следовании юридическим

нормам. В Ю.п. исследуются также явления, связанные с производством дознания, судом и

исправлением осужденных.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.........................................................................................................3

Раздел I. Введение в психологию .........................................................................5

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы .............................................—

Значение психологических знаний для обучения и

воспитания детей................................................................................6

Психология как наука........................................................................8

Основные отрасли психологии........................................................ 12

Методы исследования в психологии............................................... 16

Глава 2. Естественнонаучные основы психологии ...............................................28

Строение, функционирование и свойства центральной нервной

системы человека.............................................................................29

Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы

связи..................................................................................................42

Анатомо-физиологическое представительство в мозге

психических процессов и состояний человека............................... 52

Генетические корни психологии и поведения...............................72

Глава 3. Психология и науки о человеке ..............................................................91

Психология и история.....................................................................92

Психология и философия................................................................95

Психология и социология ...............................................................97

Психология и педагогика................................................................106

Глава 4. Развитие психики человека и животных .............................................109

Истоки психики живых существ....................................................ПО

Становление низших форм поведения и психики........................113

Развитие высших психических функций у человека.....................122

Сравнение психики человека и животных....................................125

Глава 5. Сознание человека ......................,.........................................................132

Природа человеческого сознания.....................................................—

Возникновение и развитие сознания.............................................136

Сознание и бессознательное...........................................................139

Раздел II. Психология деятельности и познавательных процессов ...................145

Глава 6. Деятельность .........................................................................................—

Понятие и строение человеческой деятельности.............................—

Виды и развитие человеческой деятельности................................152

Деятельность и психические процессы..........................................156

Умения, навыки и привычки.........................................................158

Глава 7. Ощущения и восприятие ......................................................................165

Понятие об ощущениях..................................................................166

Измерение и изменение ощущений...............................................173

Восприятие, его виды и свойства...................................................181

Законы восприятия.........................................................................190

Глава 8. Внимание ..............................................................................................201

Явления и определение внимания.................................................202

Функции и виды внимания............................................................206

Психологические теории внимания...............................................208

Развитие внимания.........................................................................211

Глава 9. Память ................................................................................................217

Общее представление о памяти......................................................218

Виды памяти и их особенности .....................................................219

Индивидуальные различия памяти у людей..................................228

Теории и законы памяти................................................................232

Формирование и развитие памяти.................................................243

Глава 10. Воображение .......................................................................................260

Определение и виды воображения...................................................—

Функции воображения, его развитие.............................................265

Воображение и творчество..............................................................266

Воображение и органические процессы........................................268

Глава 11. Мышление ...........................................................................................273

Природа и виды мышления............................................................274

Особенности творческого мышления.............................................282

Теории мышления в психологии ...................................................294

Развитие мышления........................................................................298

Глава 12. Речь ....................................................................................................311

Речь и ее функции..........................................................................312

Речь как средство общения.............................................................318

Речь как инструмент мышления ....................................................323

Соотношение мышления и речи....................................................324

Раздел III. Психология личности......................................................................335

Глава 13. Введение в психологию личности ..........................................................—

Общее представление о личности..................................................336

История исследований личности...................................................338

Современные теории личности......................................................341

Формирование и развитие личности .............................................356

Проблема устойчивости личности..................................................362

Глава 14. Способности .......................................................................................373

Понятие о способностях.................................................................374

Способности, задатки и индивидуальные различия людей..........379

Природа человеческих способностей.............................................386

Развитие способностей....................................................................388

Глава 15. Темперамент ......................................................................................394

Типы темпераментов.........................................................................—

Свойства темперамента...................................................................397

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности...................400

Темперамент и личность.................................................................401

Глава 16. Характер ............................................................................................405

Определение характера.....................................................................—

Типология характеров......................................................................407

Формирование характера................................................................418

•Личность и характер человека........................................................420

Глава 17. Воля ....................................................................................................424

Понятие о воле..................................................................................—

Теории воли.....................................................................................427

Волевая регуляция поведения.........................................................429

Развитие воли у человека................................................................432

Глава 18. Эмоции ...............................................................................................435

Виды и роль эмоций в жизни человека.........................................436

Психологические теории эмоций................................................... 445

Эмоции и личность......................................................................... 452

Глава 19. Мотивация ......................................................................................... 461

Мотив и мотивация.........................................................................462

Психологические теории мотивации ............................................. 469

Мотивация и деятельность............................................................. 484

Мотивация и личность .................................................................... 496

Раздел ГУ. Психология человеческих взаимоотношений ...................................511

Глава 20. Общение ................................................................................................—

Понятие и видыобщения............................................................... 512

Роль общения в психическом развитии человека.........................516

Техника и приемы общения...........................................................519

Развитие общения...........................................................................522

Глава 21. Малая группа и коллектив .................................................................528

Понятия малой группы и коллектива..............................................—

Феноменология малых групп.........................................................538

Межличностные отношения в группах и коллективах..................547

Эффективность групповой деятельности.......................................558

Глава 22. Личность в группе ..............................................................................572

Положительное воздействие общности на индивида....................573

Отрицательное влияние группы наличность................................576

Восприятие и понимание людьми друг друга...............................585

Самочувствие личности в группе...................................................593

Глава 23. Интимные межличностные отношения .............................................601

Дружба...............................................................................................—

Любовь............................................................................................. 604

Вражда............................................................................................. 609

Одиночество....................................................................................613

Глава 24. Краткий исторический очерк развития психологии ...........................623

Возникновение психологических знаний...................................... 624

Развитие психологии с эпохи- Возрождения

до середины XIXв..........................................................................627

Преобразование психологических знаний с середины XIX в.

до второй половины XX в..............................................................630

Становление и современное состояние психологии

в нашей стране................................................................................644

Словарь основных психологических понятий .......................................................651



2016-09-16 330 Обсуждений (0)
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)