ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ
ФУНКЦИЙ(см. культурно-историческая теория развития высших психических функций). ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ— общее понятие, обозначающее совокупность психологических и физиологических концепций, объясняющих, каким образом человеком и животными приобретается жизненный опыт. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ - концепция, объясняющая процесс приобретения человеком опыта под влиянием социальных факторов в результате обучения, воспитания, общения и взаимодействия с людьми. ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ДЖЕМСА-ЛАНГЕ - теория, рассматривающая эмоции как субъективное отражение органических процессов и утверждающая их производный характер от процессов, происходящих в организме. Предложена американским психологом У.Джемсом и уточнена датским ученым ГЛанге в конце ХГХ в. ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ КЕННОНА-БАРДА - теория, утверждающая, что эмоции являются результатом переработки сигналов, поступающих в мозг из внешней и внутренней среды. Переключаясь в таламусе на нервные пути, одновременно идущие в кору головного мозга и к внутренним органам, эти сигналы порождают эмоции и сопровождающие их органические изменения. Т.э. К.—Б. выступает как альтернатива к теории эмоций Джемса—Ланге. ТЕСТ — стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной оценки у человека изучаемого психологического качества. ТЕСТИРОВАНИЕ — процедура применения тестов на практике. ТРЕВОЖНОСТЬ — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. УБЕЖДЕННОСТЬ — уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами. УЗНАВАНИЕ— отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных. УМЕНИЕ — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений — посылок. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности. УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНОЕ НАУЧЕНИЕ - приобретение прижизненного опыта через механизм условного рефлекса (см. рефлекс условный). УСТАНОВКА — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы. УТОМЛЕНИЕ — состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ— способ математико-статистиче-ской обработки данных научного исследования, позволяющий выявить и описать лежащие в их основе, непосредственно не воспринимаемые причины, называемые факторами. ФАНАТИЗМ— чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности. ФАНТАЗИЯ— (см. аутизм, воображение, грезы, мечты). ФАНТОМ КОНЕЧНОСТИ— иллюзорное чувство наличия утраченной конечности — руки или ноги, длительное время сохраняющееся после их удаления. ФЕНОТИП— приобретенные признаки или совокупность свойств, возникших на основе определенного генотипа под влиянием обучения и воспитания. ФИ-ФЕНОМЕН— иллюзия перемещения светящейся точки с одного места на другое, возникающая при их последовательном восприятии за короткое время и на небольшом расстоянии друг от друга. ФЛЕГМАТИК— тип темперамента человека, характеризующийся пониженной реактивностью, слабо развитыми, замедленными выразительными движениями (см.). ФРЕЙДИЗМ— учение, связанное с именем австрийского психиатра и психолога З.Фрейда. Кроме психоанализа содержит теорию личности, систему взглядов на отношения человека и общества, совокупность идей об этапах и стадиях психосексуального развития человека. ФРУСТРАЦИЯ— эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА- сложно организованная психофизиологическая система, обеспечивающая согласованную работу физиологических и психологических процессов, участвующая в регуляции целостного поведенческого акта. Понятие Ф.с. предложено П.К.Анохиным. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН— прижизненно сформировавшаяся органическая система, обеспечивающая работу высших психических функций и являющаяся их анатомо-физиологиче-ской основой. ХАРАКТЕР — совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства. ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ— сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа. ЦЕНЗУРА — психоаналитическое понятие (см. психоанализ), обозначающее подсознательные психологические силы, которые стремятся не допустить в сознание определенные мысли, чувства, образы, желания. ЦЕННОСТИ— то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ- (см. ценности). ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА- часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ— характеристика нервных процессов, происходящих на высших уровнях центральной нервной системы. ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ— устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление. ЧЕСТОЛЮБИЕ— стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и признание со стороны окружающих. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ— способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений. ЧУВСТВО— высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. ЭГОЦЕНТРИЗМ— сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг. ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ- зрительная память на образы, характеризующаяся способностью их сохранять и воспроизводить в течение достаточно длительного времени. ЭЙФОРИЯ— состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами. ЭКСПЕКТАЦИИ— (см. социальные ожидания). ЭКСПРЕССИЯ— (см. выразительные движения). ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ — процесс перехода внутренних состояний во внешние, практические действия. Э. противоположна интериоризацш (см.). ЭКСТРАВЕРСИЯ — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Э. противоположна интроверсии. ЭМОЦИИ — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств. ЭМПАТИЯ — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. ЭМПИРИЗМ — направление в философской теории познания, сводящее его к чувственному опыту. ЭПИФЕНОМЕН — ненужный, бездействующий придаток. ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК — явление, заключающееся в том, что человеком лучше запоминаются и чаще воспроизводятся те задания, которые он не сумел вовремя завершить. ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ — явление из области восприятия людьми друг друга. Проявляется в том, что большее воздействие на формирование образа человека обычно оказывает такая информация о нем, которая поступает последней, т.е. является наиболее свежей. ЭФФЕКТ ОРЕОЛА — феномен, характеризующийся тем, что первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие другими людьми, пропуская в сознание воспринимающего человека только то, что соответствует сложившемуся первому впечатлению, и отсеивая то, что ему противоречит. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ - продуктивность и качество совместной работы людей в малой группе. ЭФФЕКТОРНЫЙ — (см. эфферентный). ЭФФЕРЕНТНЫЙ — процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, изучающая психические процессы, явления и состояния людей, участвующих в восприятии, следовании юридическим нормам. В Ю.п. исследуются также явления, связанные с производством дознания, судом и исправлением осужденных. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие.........................................................................................................3 Раздел I. Введение в психологию .........................................................................5 Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы .............................................— Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей................................................................................6 Психология как наука........................................................................8 Основные отрасли психологии........................................................ 12 Методы исследования в психологии............................................... 16 Глава 2. Естественнонаучные основы психологии ...............................................28 Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы человека.............................................................................29 Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи..................................................................................................42 Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических процессов и состояний человека............................... 52 Генетические корни психологии и поведения...............................72 Глава 3. Психология и науки о человеке ..............................................................91 Психология и история.....................................................................92 Психология и философия................................................................95 Психология и социология ...............................................................97 Психология и педагогика................................................................106 Глава 4. Развитие психики человека и животных .............................................109 Истоки психики живых существ....................................................ПО Становление низших форм поведения и психики........................113 Развитие высших психических функций у человека.....................122 Сравнение психики человека и животных....................................125 Глава 5. Сознание человека ......................,.........................................................132 Природа человеческого сознания.....................................................— Возникновение и развитие сознания.............................................136 Сознание и бессознательное...........................................................139 Раздел II. Психология деятельности и познавательных процессов ...................145 Глава 6. Деятельность .........................................................................................— Понятие и строение человеческой деятельности.............................— Виды и развитие человеческой деятельности................................152 Деятельность и психические процессы..........................................156 Умения, навыки и привычки.........................................................158 Глава 7. Ощущения и восприятие ......................................................................165 Понятие об ощущениях..................................................................166 Измерение и изменение ощущений...............................................173 Восприятие, его виды и свойства...................................................181 Законы восприятия.........................................................................190 Глава 8. Внимание ..............................................................................................201 Явления и определение внимания.................................................202 Функции и виды внимания............................................................206 Психологические теории внимания...............................................208 Развитие внимания.........................................................................211 Глава 9. Память ................................................................................................217 Общее представление о памяти......................................................218 Виды памяти и их особенности .....................................................219 Индивидуальные различия памяти у людей..................................228 Теории и законы памяти................................................................232 Формирование и развитие памяти.................................................243 Глава 10. Воображение .......................................................................................260 Определение и виды воображения...................................................— Функции воображения, его развитие.............................................265 Воображение и творчество..............................................................266 Воображение и органические процессы........................................268 Глава 11. Мышление ...........................................................................................273 Природа и виды мышления............................................................274 Особенности творческого мышления.............................................282 Теории мышления в психологии ...................................................294 Развитие мышления........................................................................298 Глава 12. Речь ....................................................................................................311 Речь и ее функции..........................................................................312 Речь как средство общения.............................................................318 Речь как инструмент мышления ....................................................323 Соотношение мышления и речи....................................................324 Раздел III. Психология личности......................................................................335 Глава 13. Введение в психологию личности ..........................................................— Общее представление о личности..................................................336 История исследований личности...................................................338 Современные теории личности......................................................341 Формирование и развитие личности .............................................356 Проблема устойчивости личности..................................................362 Глава 14. Способности .......................................................................................373 Понятие о способностях.................................................................374 Способности, задатки и индивидуальные различия людей..........379 Природа человеческих способностей.............................................386 Развитие способностей....................................................................388 Глава 15. Темперамент ......................................................................................394 Типы темпераментов.........................................................................— Свойства темперамента...................................................................397 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности...................400 Темперамент и личность.................................................................401 Глава 16. Характер ............................................................................................405 Определение характера.....................................................................— Типология характеров......................................................................407 Формирование характера................................................................418 •Личность и характер человека........................................................420 Глава 17. Воля ....................................................................................................424 Понятие о воле..................................................................................— Теории воли.....................................................................................427 Волевая регуляция поведения.........................................................429 Развитие воли у человека................................................................432 Глава 18. Эмоции ...............................................................................................435 Виды и роль эмоций в жизни человека.........................................436 Психологические теории эмоций................................................... 445 Эмоции и личность......................................................................... 452 Глава 19. Мотивация ......................................................................................... 461 Мотив и мотивация.........................................................................462 Психологические теории мотивации ............................................. 469 Мотивация и деятельность............................................................. 484 Мотивация и личность .................................................................... 496 Раздел ГУ. Психология человеческих взаимоотношений ...................................511 Глава 20. Общение ................................................................................................— Понятие и видыобщения............................................................... 512 Роль общения в психическом развитии человека.........................516 Техника и приемы общения...........................................................519 Развитие общения...........................................................................522 Глава 21. Малая группа и коллектив .................................................................528 Понятия малой группы и коллектива..............................................— Феноменология малых групп.........................................................538 Межличностные отношения в группах и коллективах..................547 Эффективность групповой деятельности.......................................558 Глава 22. Личность в группе ..............................................................................572 Положительное воздействие общности на индивида....................573 Отрицательное влияние группы наличность................................576 Восприятие и понимание людьми друг друга...............................585 Самочувствие личности в группе...................................................593 Глава 23. Интимные межличностные отношения .............................................601 Дружба...............................................................................................— Любовь............................................................................................. 604 Вражда............................................................................................. 609 Одиночество....................................................................................613 Глава 24. Краткий исторический очерк развития психологии ...........................623 Возникновение психологических знаний...................................... 624 Развитие психологии с эпохи- Возрождения до середины XIXв..........................................................................627 Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины XX в..............................................................630 Становление и современное состояние психологии в нашей стране................................................................................644 Словарь основных психологических понятий .......................................................651
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |