Темы, разделы
дисциплины
| Количество часов
|
Компетенции
|
Лекции
и семинары
| ОК-1
| ОК-4
| ПК-1
| ПК-2
| ПК-4
|
Общее количество компетенций
|
Первоначальные представления о живой природе и первые попытки научных обобщений.
|
| +
|
| +
| +
|
|
|
Биология в древней Греции, в эпоху эллинизма
|
| +
| +
| +
|
| +
|
|
Биология в средние века
|
|
| +
|
| +
| +
|
|
Развитие ботанических исследований
|
| +
|
| +
| +
| +
|
|
Развитие зоологических исследований
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
Развитие исследований по анатомии, физиологии, сравнительной анатомии
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
Эволюционное учение Дарвина
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
Филогенетическая систематика: принципы и методы
|
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
Предпосылки возникновения экологии, учения о биосфере
|
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
У истоков молекулярной биологии
|
| +
| +
|
| +
| +
|
|
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации
Код контролируемого результата обучения
| Дескрипторы компетенций и их краткое содержание
|
ОК-1 – способен к творчеству (креативность) и системному мышлению
| Знает: базовые понятия Общей биологии, теоретические проблемы биологии; ведущих ученых, внесших вклад в развитие биологической науки на разных ее этапах;
Умеет:генерировать идеи и критически их оценивать; квалифицированно анализировать развитие биологии как науки в различные исторические периоды; объяснять значение биологической науки в истории цивилизации и жизни человека;
Владеетнавыками научного анализа для оценки стояния биологических знаний в различные исторические периоды.
|
ОК-4 – понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания
| Знать: исторические примеры саморазвития и совершенствования учёных, достигших больших результатов в изучение закономерностей природы, историю биологических исследований
Умеет: сопоставлять собственные полученные данные с мировым уровнем развития науки, приводить примеры положительного опыта саморазвития учённых России и зарубежных стран
Владеет: методологией профессионального саморазвития.
|
ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач
| Знает: актуальные проблемы истории биологии, базовые понятия общей биологии и ее отраслей, теоретические проблемы биологии, а также специальные отрасли ее. Характеризовать деятельность ученых в тот или иной период времени;
Умеетиспользовать средства Intrnet в профессиональной работе знания по базовым биологии, квалифицированно проводить и оценивать уровень состояния той или иной отрасли биологии.
Владеетнавыки использования аналитического анализа для оценки стояния биологических знаний в различные исторические периоды.
|
ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению
| Знает: базовые понятия Общей биологии, теоретические проблемы биологии; ведущих ученых, внесших вклад в развитие биологической науки на разных ее этапах;
Уметь:квалифицированно анализировать развитие биологии как науки в различные исторические периоды; объяснять значение биологической науки в истории цивилизации и жизни человека;
Владеет: методами исторического анализа, типификации растений и животных, эволюционного развития для объяснения существования биологического разнообразия, основными принципами научных исследований.
|
ПК-4: демонстрирует знание истории и методологии биологических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку;
| Знает: базовые понятия биологических наук, определения понятия биологического вида в зоологии, ботанике, физиологии человека, принципы типификации вида, основы эволюционного развития природы, историю проникновения дарвинизма в Россию, историю возникновения академической науки в России, первоначальные планы по изучению географии и природы Российской империи, краткие биографии учёных физиологов, натуралистов, знать краткую биографию натуралистов конца XVIII и начала XIX веков, основные принципы современной биологии, основные принципы построения научных школ.
Умеет: анализировать имеющиеся факты по биологии, применять знания понятия вид в обсуждении биологических проблем, различать естественный, стабилизирующий естественные отборы, выделять основные черты научных школ
Владеет: методами научно работы выбранной сферы.
|
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Литература
Основная литература:
Азимов, А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики : пер. с англ. J1. А. Игоревского / А. Азимов. - М. : ЗАО Центрполиграф, 2004. - 223 с.
Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М.: Изд-во ACT, 2001.
Воронцов, Н. Н. Развитие эволюционных идей в биологии / Н. Н. Уотсон.-М., 1999
Дополнительная литература:
1. История биология (с древнейших времен до наших дней). Под ред.С.Р. Микулинского, Изд-во "Наука", Москва, 1972.
2. История биологии (с начала ХХ века до наших дней). Под ред. Л.Я. Бляхера, Изд-во "Наука", Москва, 1975.
3. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология.- М., 1998.
1. Биология и современное научное познание. ч.1,2.М.,1975.
2. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.,1981.
3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.,1986.
4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.,1994.
6. Медников Б.М. Аксиомы биологии. М.,1986.
7. Найдыш В.М. Научная революция и биологическое познание. М..1987
8. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М.,1999.
9. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М.,1982.
10. Развитие концепции структурных уровней в биологии. М., 1972.
11. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М.,1975
12. Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. М., 1977
13. Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. М.,1984
Периодические издания
Ботанический журнал.
Зоологический журнал
Журнал Общей биологии
Интернет-ресурсы
1. Ресурсы по систематике растений и растительным таксонам:
http://www.plantarum.ru
2. Ресурсы по разделам ботаники: http//: botany.ru;
3. Ботаника botany.pp.ru
Учебные и справочные материалы по флористике и географии растений
http://uic.nnov.ru/pustyn/lib/repin/stvol.htm
Историческая география растений: geo-plant.ru/istoricheskaja geografia; dis.akademik.ru/dic.hef/es/15159r.
3. Сайт русского ботанического общества http: www. bryan.ru rbo/index.htm
Nelson, D. L. Leninger Principles of Biochemistry (Fourth Edition) / D. L. Nelson, M. M. Cox [Электронный ресурс] (www.Molbiol.ru)].