Методические рекомендации для студентов. Изучение 1-го вопроса начните с понятия политический режим
Изучение 1-го вопроса начните с понятия политический режим. Сравните основные политические режимы (демократический, авторитарный, тоталитарный). Постарайтесь выявить объективные и субъективные предпосылки формирования тоталитарного режима в СССР. Обратите внимание, что понятие “тоталитаризм” не тождественно понятию “диктатура вождя”, поэтому в поиске его причин необходимо выходить за рамки внутрипартийной борьбы второй половины 1920–1930-х гг. Семинар может проводиться в групповой форме. В этом случае учебная группа разделяется на три минигруппы, каждая из которых получает задание – на основании подготовленных дома материалов выявить положительные или отрицательные черты тоталитаризма, авторитаризма и демократии для развития России в разные исторические периоды. После этого вопрос обсуждается в форме дискуссии о наиболее приемлемой форме правления для СССР 1930–1940-х гг. Вопросы и задания для обсуждения 1) Сформулируйте отличительные признаки тоталитаризма как политического режима в СССР в 1930-е гг. 2) Составьте сравнительную таблицу «Политические режимы» (рассматриваются тоталитарный, авторитарный и демократический режимы, их особенности в экономической, политической, идеологической сферах общества). 3) Объясните, что такое «культ личности». Проанализируйте, как происходило формирование культа личности И. В. Сталина. 4) В чем была причина политики массовых репрессий? Рассмотрите органы репрессивного аппарата СССР в 1930-е гг., определите их функции и направления деятельности. 5) Проанализируйте основные направления репрессий. Против кого она была направлена? Укажите основные политические процессы. 6) Подумайте, почему в тот период велась столь активная борьба против Русской Православной Церкви. Каковы были формы ее реализации? Литература 1. Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 1917–2004 : Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2005. 2. Боффа Д. История Советского Союза. – Т. 1. – М., 1994. – С. 450–469, 502–521. 3. Боханов А. Н. и др. История России: XX век. – М., 1999. 4. Верт Н. История советского государства. 1900–1991. – М., 1992. – С. 225–237. 5. Жуков Ю. Н. Репрессии и Конституции СССР 1936 года // Вопросы истории. – 2002. – № 1. 6. Жуков Ю. Н. Иной Сталин. – М., 2004. 7. Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. Кн. 1. От начала до Великой Победы. – М., 2001. 8. Конституция СССР 1936 г. // Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М., 1999. 9. Мунчаев Ш. М., Устинов В.М. Политическая история Россия. От становления самодержавия до падения Советской власти. – М., 1999. 10. Павлова И. В. Механизм политической власти в СССР в 20–30-е годы // Вопросы истории. – 1998. – № 11–12. – С. 49–66. 11. Павлова И. В. 1937: выборы как мистификация, террор как реальность // Вопросы истории. – 2003. – № 10. 12. Сталин: в воспоминаниях современников и документах эпохи / Автор-составитель М. Лобанов. – М., 2002. 13. Тоталитаризм как исторический феномен. – М., 1989.
Тема 24. Великая Отечественная война (1941–1945) (1 часть) План семинара 1. Международное положение СССР в предвоенные годы: а) СССР в системе международных отношений накануне Второй мировой войны; Пакт о ненападении между СССР и Германией и его современная оценка. б) начало Второй мировой войны. Внешнеполитическая деятельность Советского правительства: достижения и просчеты; в) мероприятия по укреплению обороноспособности страны. 2. Великая Отечественная война советского народа 1941–1945 гг.: а) нападение фашистской Германии на Советский Союз. Причины временных неудач и поражений Красной Армии в начальный период войны; б) коренной перелом в ходе войны и ее победоносное завершение. Разгром милитаристской Японии; 3. Итоги и уроки второй мировой и Великой Отечественной войны, источники победы СССР: а) уроки войны, источники и цена победы советского народа; б) решающий вклад СССР в разгром фашистской Германии; в) всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне.
Темы докладов 1. Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны. 2. Полководцы периода Великой Отечественной войны.
Вопросы и задания для обсуждения 1) Назовите причины Второй мировой войны. 2) В чем причины поражений Красной армии в первые месяцы войны? 3) Какое значение имела битва за Москву? 4) Какие события считаются переломными в ходе Второй мировой войны? 5) Перечислите основные военные операции Великой Отечественной войны. 6) Каковы источники и цена победа СССР в Великой Отечественной войны? 7) Назовите основные конференции союзников. 8) Каковы итоги Великой Отечественной войны?
Литература 1. Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 1917–2004 : Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2005. 2. Великая Отечественная война, 1941–1945: Военно-исторические очерки. – В 4-х кн. – Кн. 1.: Суровые испытания. – М., 1998; Кн. 2.: Перелом. – 1998; Кн. 3.: Освобождение. – 1999; Кн. 4.: Народ и война. – 1999. 3. Горьков Ю.А., Семин Ю. Н. О характере военно-оперативных планов СССР накануне Великой Отечественной войны. Новые архивные документы // Новая и новейшая история. – 1997. – № 5. – С. 108–129. 4. Гуркин В. В. Людские потери Советских Вооруженных Сил в 1941–1945 гг.: новые аспекты // Военно-исторический журнал. – 1999. – № 2. – С. 2–13. 5. Зверев Б. Н. Оружие – фронту // Отечественная история. – 1995. – № 3. – С. 59–69. 6. Мельтюхов М. И. Советская разведка и проблема внезапного нападения // Отечественная история. – 1998. – № 3. – С. 3-20. 7. Наджафов Д. Г. Советско-германский пакт 1939 года: переосмысление подходов к его оценке // Вопросы истории. – 1999. – № 1. – С. 154-167. 8. Соловьев Б., Суходеев В. Цена победы // Диалог. – 1998. – № 5. – С. 52-60.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (483)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |