Советские военнопленные: двойная трагедия
1. Вербицкий Ш. Г. Судьба россиян – остовцы и военнопленные // Россия XXI. – 1996. – №5/6. – С. 187–192. 2. Земсков В. Н. Репатриация сов. граждан и их дальнейшая судьба (1944-1956) // СОЦИС. – 1995. – №5. – С. 3–13. 3. Елип Л. Расследование трагических судеб советских военнопленных // Новое время. – 1992. – №27. – С. 34–36. 4. Ерин М. Е. Советские военнопленные в нацистской Германии. 1941—1945 гг. Проблемы исследования. – Ярославль, 2005. 5. Наумов В. Советские военнопленные: такой трагедии история еще не знала // Российские вести. – 1995. – 27 января. – С.3. 6. Решип Л. Е. Воинствующая некомпетентность (о проблемах сов. военнопленных во Второй мировой войне) // Военно-исторический журнал. – 1992. – №2. – С. 51–58. 7. Семиряга М. И. Судьбы советских военнопленных // Вопросы истории. – 1995. – №4. – С. 19–33. 8. Судьбы генеральские (о судьбах военачальников, попавших в плен в годы ВОВ) // Военно-исторический журнал. – 1992. – №10; 1993. – №7. – С. 22–34. 9. Хавкин Б. Немецкие военнопленные в СССР и советские военнопленные в Германии. Постановка проблемы. Источники и литература // Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры. – 2006. – № 1. URL : http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss5.html. Жизнь, быт и духовный мир советского человека в годы войны 1. Поляков Ю. Почему мы победили? О массовом сознании в годы войны // Свободная мысль. – 1994. – №11. – С. 62–76. 2. Пшеничный П. Дневник ополченца // Москва. – 2005. – №7. – С. 186–218 (см. также другие дневники, мемуары) 3. Пушкарев Л. Н. Человек на войне // Этнографическое обозрение. – 2000. – №3. – С. 109–121. 4. Шнайдер Б. Неизвестная война (о психологической атмосфере в советских войсках в годы ВОВ) // Вопросы истории. – 1995. – №1. – С. 104–113.
Цена победы. Потери во Второй мировой войне 1. Араловец Н. А. Людские потери СССР в ВОВ (обзор версий) // Преподавание истории в школе. – 1995. – № 6. – С. 8–11. 2. Гареев М. Социально-политическое значение и цена победы (ВОВ) // Международная жизнь. – 1994. – № 9. – С. 94–104. 3. Кваша А. Я. Демографические потери СССР во Второй мировой войне // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 1993. – №4. – С. 38–47. 4. Кривошеев Г. Ф. «Историк должен ликовать и горевать со своим народом»: еще раз о людских потерях в ВОВ // Военно-исторический журнал. – 2002. – № 11. – С. 76–79. 5. Поликарпов М. Неизвестная цена Победы // Новое время. – 2004. – №35. – С. 34–35. 6. Рыбаковский П.Л. Великая отечественная: людские потери России // СОЦИС. – 2000. – №6–8; 2001. – №6. 7. Соколов Б.В. Цена победы и мифы Великой отечественной // Свободная мысль – XXI. – 2005. – №5. – С. 37–50. 8. Соколов Б.В. Победа, что была пострашнее многих поражений (о цене победы в ВОВ) // Знание-сила. – 2000. – №5/6. – С. 13–25. 9. Степанов А. Война без потерь не бывает // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра. – 2005. – №5. – С. 5–10.
Тема 11. «Холодная война» (1946–1991) План семинара 1. Истоки и причины «холодной войны». 2. Формирование двух международных систем во главе с СССР и США. Международные военные и экономические организации 3. Кризисы в «третьем мире» (Корея, Вьетнам) 4. Волнения в Венгрии (1956) и Чехословакии (1968). Берлинский кризис. 5. Ядерная проблема в 1950-1960-е гг. Кубинский кризис 1962 г. 6. Политика международной разрядки. Договоры 1970–1980-х гг. 7. Афганская война: причины, итоги, оценки. 8. «Новое мышление» в международной политике М. С. Горбачева. Развал системы социализма. Методические рекомендации для студентов В первом вопросе нужно рассмотреть существующие в историографии оценки причин «холодной войны». Проанализируйте коренное изменение международной обстановки в результате Второй мировой войны, положение Германии, Японии, Англии, Франции, СССР, США и других стран. Определите, в чем суть «плана Маршалла», и почему в странах Западной и Восточной Европы к нему было разное отношение - почему СССР и ряд стран не приняли его? Объясните, что представляли собой «доктрина Трумэна», «доктрина Брежнева»? Далее проследите процесс нарастания международной напряженности в конце 1940-х – начале 1950-х гг.: ситуация в Восточной Европе и раскол Германии, советско-югославский конфликт, американские планы борьбы с СССР, создание блока НАТО, Корейская война. Выясните основное содержание кризисов времен «холодной войны». Материал можно оформить в виде таблицы. Проследите основные вехи формирования системы союзов в мире с 1940-х до начала 1990-х гг. и кратко их охарактеризуйте. Анализируя международные кризисы, следует вспомнить, какое влияние на мировые судьбы в целом оказало изобретение атомного и водородного оружия. В чем конкретно проявилось нарастание противостояния между Западом и СССР? Какие изменения в международной политике Советского государства связаны с XX съездом КПСС? Обратите внимание на особенности развития отношений СССР с социалистическими странами. Что свидетельствовало о назревании в мировой системе социализма глубоких противоречий? Сравните события 1956 г. в Венгрии и 1968 г. в Чехословакии. Определите общее и различия. Подготовку к семинару сопровождайте изучением основных понятий: холодная война, железный занавес, доктрина Трумэна, план Маршалла, доктрина Брежнева, биполярная система международных отношений, гонка вооружений, паритет, СЭВ, НАТО, ОВД, Коминформ. Определите содержание понятий «Третий мир», «сепаратизм», «фундаментализм».
Вопросы и задания для обсуждения 1) Охарактеризуйте послевоенное устройство мира. В чем главные причины и предпосылки начала холодной войны? 2) Какими факторами был обусловлен выбор модели развития государств Восточной Европы после Второй мировой войны? Что представляли собой «доктрина Трумэна», «доктрина Брежнева»? Каков был основной идеологический и политический смысл этих «доктрин»? 3) В чем выразилось формирование «двухполюсного» мира? 4) Какие международные организации возникли вокруг СССР и США в период холодной войны? 5) Какое событие поставило мир на грань ядерной войны? Как оно было разрешено? Какие еще известные кризисы времен «холодной войны» вы знаете? 6) Каковы причины поворота сверхдержав к сближению в 1970-х годах? Определите значение договоров ОСВ-1, ОСВ-2, Хельсинского акта в период разрядки. 7) Почему советское руководство после долгих колебаний все-таки санкционировало ввод войск на территорию Афганистана? Как Афганские события изменили политическую обстановку в мире? Какие проблемы появились в нашей стране в связи с участием в Афганской войне? Объясните, почему Афганскую войну называют «войной без конца и без победителей»? В чем сходство Вьетнамской и Афганской войн? 8) Как Вы думаете, кто одержал победу в «холодной войне»? Аргументируйте ответ.
Литература 1. Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 1917–2004.: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2005. 2. Боффа Дж. История Советского Союза.– М., 1994. – Т. 2. 3. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. (любое издание). 4. Данилов А. А., Пыжиков А. В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. – М., 2001. 5. Добрынин А. Карибский кризис. Свидетельство участника // Международная жизнь. – 1992. – № 7. – С. 54–69. 6. Загладин Н. В. История успехов и неудач советской дипломатии. – М., 1990. 7. Злобин Н. В. По пути усиления «холодной войны» // Вопросы истории. – 2000. – № 9. 8. История России. Новейшее время. (1945–1999 гг.) / под ред. А. Б. Безбородова. – М., 1999. 9. Млечин Л. Холодная война. Политики, полководцы, разведчики. – М., 2009. 10. Новейшая история отечества. XX век. Т. 2 / под ред. А. Ф. Киселёва, Э. М. Щагина. – М., 1997. 11. Советская внешняя политика в годы «Холодной войны». 1945-1985 гг. Новое прочтение / под ред. Л. И. Нежинского. – М., 1995. 12. Советский фактор в Восточной Европе. 1944–1953 г. В 2 тт. Документы. – М., 2001. 13. СССР и холодная война. – М., 1995. 14. Хрестоматия по отечественной истории (1914–1945 гг.) / под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М., 1997. Глава II. Док. № 1–4, 6–8. 15. Шубин А. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век. – М., 2000. – С. 202–213, 256–288.
Приложения
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (822)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |