Вопрос 1. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Текст лекции По курсу «Социальная психология» Тема 1 «Социальная психология как наука»
Обсуждена на заседании кафедры педагогики и психологии 22 августа 2014 года
Химки – 2014 ВВЕДЕНИЕ: Повседневная практическая деятельность военных специалистов (руководителей, педагогов, войсковых психологов и др.) требует от них понимания закономерностей проявления психологии личности военнослужащего и воинских коллективов в условиях различных видов воинской деятельности. Понимая условия возникновения и механизмы проявления тех или иных психических процессов, состояний и свойств у военнослужащих, практик может управлять ими.
Вопрос 1. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Следует отметить, что социальная психология возникла на стыке или родилась на перекрестке двух наук – психологии и социологии и каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Кроме того, есть еще дна отрасль: социальная философия – исследует схожий круг проблем. Сложные взаимоотношения – социальная философия – социология – социальная психология… Как относиться к такому совмещению разноименных наук? Некоторые – воспринимают это как недостаток, требуя четко разграничить предметные области (Зимель, Конт…) С другой стороны, многие ученые не видят в проблемной близости психологии и социологии ничего дурного. Объективно существуют такого класса факты общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. Выводы Сержа Московичи: · Психическое и социальное неразделимы · Психическое (верования, страсти и т.д.) чаще, чем это принято считать, лежит в основе социального (общественных структур, продуктов, институтов и т.п.) и поэтому: · Психология находится в основании социологии. Социальное обнаруживает себя в недрах психического, а психическое - в недрах социального. Нельзя противопоставлять их: это две взаимодополняющие точки зрения на реальность (так же как в физике волна и частица являются взаимодополняющими точками зрения на один объект). С формальной точки зрения социология изучает общество, а психология - индивида, человека. Вместе с тем потребности практики диктуют необходимость исследования пограничных проблем. 1. Социологи пришли к выводу, что, разрешая проблемы макроструктур, без понимания психологии людей-участников этих процессов, до конца понять эти процессы невозможно; 2. С другой стороны психологи, изучая внутренний мир человека, пришли к выводу, что человек существует не сам по себе, а в обществе и общество влияет на него, и понять человека невозможно без изучения его окружения. Социальная психология дисциплина вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем. Социология-Психология: Нет спорных областей. Это единое знание! Человек общественное существо. Вся особенность человеческой психики состоит в этом. Только незначительные, крайние зоны (Теории общества, государства --- психофизиология) не содержат перекрывающихся участков.
Как и у каждой научной отрасли у социальной психологии есть свой Объект и Предмет. Объект – часть реальности… Предмет - сторона, качество этой реальности, конкретно интересующее исследователя. (Анекдот про восприятие пожарным рояля и пианино) Социальной психологии интересно все, что, так или иначе, сопровождает процессы социального взаимодействия. Но процессы социального взаимодействия могут интересовать и другие науки. Пример: Экзамен. Социология: это вид взаимодействия представителей двух социальных групп (преподаватели и курсанты), направленного на реализацию их общественных и личных интересов. Общая психология: экзамен – эпизод психической деятельности и поведения некого индивида (или преподавателя или курсанта) - субъекта процессы памяти, мышления, внимания, зрения и т.д. Причем, если в качестве субъекта взять курсанта, то преподаватель будет лишь одним из объектов психической деятельности. Педагогика – экзамен форма контроля усвоения знаний. И только с точки зрения социальной психологии экзамен рассматривается как общение личностей в рамках определенных социальных ролей и межличностных отношений.
Итак, социальную психологию интересуют явления особого рода: Взаимовлияния, взаимоотношения различного типа - симпатия, антипатия, лидерство, слухи, мода, традиции, паника и т.п. Сюда же относятся ситуативные проявления личностью тех или иных свойств и качеств: бескорыстия или трусости, авторитарного стиля руководства или социальной пассивности. Такие характеристики социальной группы - морально-психологический климат, уровень сплоченности, групповые настроения, традиции и т.п. тоже являются объектом внимания социальных психологов. Такие явления, возникающие в ситуациях социального взаимодействия и называются социально-психологическими явлениями.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |