Вопрос 2. СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
СТРУКТУРА и ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ социальной психологии. Социальную психологию интересуют: 1. Социально-психологические закономерности совместной деятельности и общения людей. Особенности обмена информацией, взаимного восприятия и понимания, воздействия людей друг на друга в ситуациях взаимодействия. 2. Закономерности существования больших социальных групп, социума (общества) в целом как системы с определенной социальной структурой. Это - так называемые «массовидные» социально-психологические явления, возникающие в сфере общественной психологии как составной части общественного сознания, а также специфические характеристики каждой из больших социальных групп. К ним относятся, например, классовые и этнопсихологические особенности, нравы, обычаи и привычки различных больших социальных (национальных, классовых, возрастных, профессиональных групп). Особый интерес представляют особенности поведения толпы и неорганизованной массы людей. Соответственно, различаются как бы отдельные объектные области социальной психологии: этнопсихология, психология классов и социальных слоев, психология профессиональных групп, а также - психология политики, религии, искусства и других форм общественного сознания 3. Групповые социально-психологические явления. При этом предметный интерес социально-психологического исследования малой группы составляют процессы группообразования, групповой динамики, образования целей, межличностных отношений, процессы лидерства и руководства в малой группе. 4. Социально-психологические особенности личности, механизмы социализации индивида и психической регуляции его социального поведения. Предметом социально психологического анализа становится мотивация социального поведения, социальные установки и ценностные ориентации личности, психологические защитные механизмы.
Разделы СП: v социальная психология личности v психология общения v психология социального познания v психология больших социальных групп v психология малой группы v психология массовых социальных процессов v психология массовой коммуникации
ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Можно условно разделить их на две группы: 1. Теоретические задачи.
Но, существуют ряд проблем в решении этих задач (сложность точного определения, многообразие вариантов объяснения и т.д.)
2. Прикладные задачи (использование теории на практике)
Социально-психологическое знание включено (в большей мере, чем других областей психологии) в социальную и политическую проблематику общества. Существует социальный заказ на социально-психологическое знание. Области приложения социальной психологии: 1. Экономика. 2. Политика. 3. Образование. 4. Вооруженные силы.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: 1) Каков характер взаимозависмости, взаимоопределяемости личности и общества? Т.е. отражает ли структура общества некую фундаментальную ("онтологическую") структуру личности или наоборот, рождающийся индивид вынужден социализируясь, адаптироваться к имеющимся социальным структурам, вынужденно становиться личностью? 2) Каковы основные механизмы: побудители, регуляторы социальной активности человека, его творчества, политической и экономической деятельности? Т.е. чем регулируется социальное поведение человека, как могут быть психологические объяснены особенности, различные формы его социальной жизни, взаимодействия с другими людьми? 3) Каковы разновидности форм социального поведения людей, их социально-психологическая типология? Т.е. как и чем отличаются формы и механизмы социального поведения людей, можно ли и как типологизировать их по этим признакам? К основным социально-психологическим проблемам, являющимся значимыми в качестве предмета теоретического анализа и практической работы психолога можно также отнести: 1. Особенности общения и совместной деятельности людей, обусловленные спецификой нормирования и ситуационными факторами социального взаимодействия: а. Роль морально-психологического фактора в повышении эффективности деятельности коллективов и отдельных личностей. б. Стиль деятельности руководителя и его общения, условия эффективности влияния на подчиненных. 2. Социально-психологические особенности жизнедеятельности больших социальных групп: а. Социально-психологические групповые и массовидные явления в сложных условиях (паника, сплоченность коллективов). б. Способы эффективного влияния на моральный дух, психологическое состояние населения, методы информационно-психологической войны. 3. Социально-психологические явления, возникающие на уровне коллективов (предприятий, подразделений др.). 4. Социально-психологическая характеристика коллективов как малых социальных групп. 5. Состояние взаимоотношений в коллективе как малой группе, их оптимизация. Конфликты в общении, способы их предупреждения и разрешения. 6. Социально-психологические факторы эффективности совместной трудовой деятельности - условия совместимости и срабатываемости, требования к служебной коммуникации и др. 7. Социально-психологические личностные особенности поведения, общения, деятельности людей: а. Социально-психологическая характеристика личности, обусловленная его социально-демографическими, национальными, возрастными, половыми, профессиональными, социально-классовыми и т.п. особенностями. б. Социально-психологическая адаптация, как процесс их приспособления к специфике нового для них социального статуса, вхождения в конкретный трудовой коллектив. 8. Проблема социального влияния, управления сознанием людей и, следовательно, их поведением. (инф-пси. войны и т.д.) 9. Проблема предупреждения социальных отклонений.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |