Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 14. Психология педагогического воздействия



2016-09-16 359 Обсуждений (0)
ТЕМА 14. Психология педагогического воздействия 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель:сформировать знания о психологических механизмах педагогического воздействия

Ключевые слова:воздействие, взаимодействие, стереотипы восприятия.

Вопросы:

1. Теоретические основы психологии воздействия.

2. Классификация и эффекты психологического взаимодействия и воздействия.

3. Стереотипы восприятия или искажение восприятия.

 

1. Особо важное значение знание законов и практических методов организации психологического воздействия приобретает в тех сферах деятельности, где ведущее место имеет процесс межличностного общения. Это прежде всего различные области психологической практики, а также сфера педагогического труда; общение здесь является основным средством реализации задач обучения и воспитания, психологической коррекции. Само же воздействие в этом случае, являясь результатом осуществления целей общения, служит выражением психологической эффективности и результативности общения как специфического вида деятельности, характеризует его личностно преобразующий, воспитывающий потенциал.

Г.А.Ковалев определяет психологическое воздействие как действие, оказываемое на партнера по общению. Как и любое действие, психологическое воздействие направлено на достижение какого-то результата. Обобщенным эффектом психологического воздействия относительно человека он считает изменение его субъективных характеристик.

Можно выделить следующие основные признаки психологического воздействия: это одна из двух сторон единого процесса взаимодействия; при рассмотрении воздействия в расчет принимается лишь одностороннее влияние, включенное в состав целостного взаимодействия; результатом воздействия выступают некоторые изменения в психических характеристиках или состоянии адресата воздействия.

Проблема психологического воздействия, мы считаем, выступает как стержневая, «результирующая» проблема в психологии и одновременно как системообразующая категория, которая во многом определяет целевую перспективу (поиск законов управления психическими явлениями), прикладной потенциал, общественное лицо психологической науки, связанное с дееспособностью выявленных в ней законов, их применимостью к социальной практике. Эффектом психологического взаимодействия и воздействия относительно человека является изменение его субъективных характеристик (потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности, поведения и т. п.) в результате взаимодействия этого человека с другим или коммуницирующей с ним системой. Если конкретизировать это положение, то по отношению к психологическим эффектам воспитательного процесса, в частности, необходимо обеспечить организацию такого рода воздействий, которые бы способствовали всестороннему развитию личности, формированию ее высоких нравственных качеств, способствовали бы раскрытию ее творческого ядра и потенциалов постоянного самосовершенствования, навыков просоциального поведения.

Однако психолого-педагогическая теория и практика показывают, что далеко не всякое воздействие может оказывать позитивное влияние. Основные проблемы обучения и воспитания как раз и связаны с недостаточной выраженностью или отсутствием у педагогов знаний и навыков эффективной организации процессов межличностного взаимодействия, общения, умений правильной инструментовки психологических воздействий в соответствии с индивидуальными характеристиками другой личности, а также навыков личного со-участия в этом процессе.

За последние 40 лет в психологическом знании произошел значительный перелом, связанный с отказом от подхода к человеку как к «пассивному реактору», лишь отвечающего на воздействие. Был выдвинут подход, утверждающий его активность и избирательность в процессе отражения внешних воздействий. Этот подход, условно обозначенный как субъектный или акциональный, наиболее всесторонне представлен в западной когнитивной психологии.

В рамках данного подхода было разработано наибольшее количество специальных теорий воздействия (около 40), которые основываются на идее активности и целостности психического функционирования человека. В соответствии с этой точкой зрения предполагается, что процесс воздействия происходит тогда, когда взаимодействующие между собой коммуникаторы интернализуют значения, которыми они обозначают исходящую друг от друга информацию в ситуации перцептивного выбора.

Следует отметить, что данный подход в изучении воздействия в научной психологии в настоящее время наиболее популярен и, по-видимому, на сегодняшний день наиболее полно раскрывает возможности психологического воздействия. В рамках данной парадигмы проведено также большое количество специальных экспериментальных исследований и на их основе разработано множество эффективных приемов и средств психологического воздействия, которые с успехом применяются, в частности, средствами массовой информации при формировании общественного мнения, создании рекламы и т. п. Некоторые из них используются в педагогической практике.

Признание активности, избирательности психического отражения внешних явлений, а также двусторонней, процессуальной природы организации воздействия не снимает вопроса о релевантности этих воздействий и их контексте. Главной здесь является проблема их целей и их направленности. Многочисленные экспериментальные исследования и социальная практика ясно убеждают в том, что более совершенное знание и более глубокое проникновение в самые интимные механизмы психической природы человека не означают того, что эти научные открытия будут использоваться во благо человечества. Часто, наоборот, это самым непосредственным образом используется в разработке изощренных средств и методов контроля за сознанием и поведением людей, манипулирования психикой. Влияние этих средств трудно осознаваемо, а последствия трудно предсказуемы. Хорошо известно влияние психоделических препаратов на психику человека. С учетом последних достижений психологической теории были разработаны и продолжают усовершенствоваться современные методы психологической индокринации и конверсии (перевербовки), подпорогового воздействия и т. п. Поэтому на данном этапе развития психологической науки (и психологии воздействия, в частности) отчетливо встают общечеловеческие и нравственные проблемы, которые связаны с ответами на вопрос о социальной ответственности психологии за достижения своей науки. Это дает нам основание обозначить стратегию воздействия в рамках акциональной парадигмы как манипулятивную.

Таким образом (и это важно подчеркнуть), акциональный подход к организации воздействия по своей внутренней сути в принципе может вести к таким же, а иногда к еще худшим психологическим последствиям, нежели реактивный подход. Несмотря на признание активности и индивидуальной избирательности психического отражения, провозглашаемой в рамках данного подхода, при использовании конкретных методов воздействия человек на самом деле все так же остается объектом внешних влияний и психического манипулирования. Поэтому не будет, по-видимому, большой натяжкой говорить о том, что императивную и манипулятивную стратегии психологического воздействия можно отнести в целом к одному и тому же одномерному, объектному, монологическому взгляду на человеческую природу, где человеку в целом отводится пассивная роль, где его уникальная сущность обезличивается.

Вместе с тем такая позиция довольно распространена в западном человекознании; она составляет идеологию большинства современных служб психологической помощи людям, она лежит в основе технологии и многих методов психотерапевтической и психо-коррекционной работы. В этом случае человек (возможно, даже из лучших побуждений) все же подгоняется под некий эталон «хорошего» пациента, зачастую посредством довольно изощренных приемов, который существует в профессиональной когнитивной карте «всемогущего» и «всезнающего» психотерапевта; сам же пациент лишается права на какую-либо самостоятельность в видении ситуации и принятии решений. На Западе иногда признают, что человек обществе является объектом и продуктом постоянной и целенаправленной психологической манипуляции и давления и что возможности этого манипулирования практически безграничны.

2. Существуют различные основания для клас­сификации психологического взаимодействия и воздействия.

И. Г. Дубов выделяет два основных метода воздействия. Один из них связан с заданием что-нибудь совершить, второй заключается в оценке того, что человек уже сделал. Первый (воздействие-требование) заключается в постановке задачи перед реципиентом в категоричной форме. Включает три вида, различающихся по степени категоричности: воздействие-просьба, воздействие-требование, воздействие-приказ. Выбор конкретной формы воздействия зависит как от социального статуса человека, так и от уровня его культуры.

Второй основной метод воздействия — воздействие-оценка. В отличие от требования, он не ставит перед человеком будущих задач, а оценивает его поведение в прошлом. В данном случае имеется в виду сила влияния оценок и характеристик, которые даются личности человека, его образу мыслей и действий, его отношениям с другими людьми. Такая позитивная оценка
всегда воспринимается студентом как поощрение, негативная — как наказание.

Наиболее полную и обобщенную классификацию психологических воздействий дал Г.А.Ковалев. Он выделяет три основные стратегии воздействия: императивную, основной функцией которой является принуждение по отношению к объекту воздействия, манипулятивную, использующую скрытые методы и средства, изменяющие установки и поведение людей, а также развивающую стратегию, основанную на доверительных и равноправных отношениях между партнерами.

Императивная стратегия предполагает, что психика — это лишь набор условных реакций, вырабатываемых в течение жизни. Применение этой стратегии воздействия приводит чаще всего лишь к внешнему и кратковременному подчинению со стороны объекта воздействия и не затрагивает его глубинные структуры психической организации.

Манипулятивная стратегия вызывает более существенные субъективные изменения индивида. Реализуется эта стратегия главным образом с помощью приемов подсознательного стимулирования (субсенсорные и маргинальные воздействия), действующих в обход психического контроля, а также с помощью маскировочных и конверсионных техник, блокирующих или разрушающих систему психологических защит, выстраивая взамен новую модель мира.

Развивающая стратегия обеспечивает актуализацию потенциалов собственного саморазвития каждой из взаимодействующих между собой систем. Психологическим условием реализации такой стратегии является диалог.
Рассмотренные стратегии психологического воздействия удобны для теоретического анализа. На практике же возможны различные сочетания нескольких стратегий, причем они могут в зависимости от ситуаций сменять одна другую.
Так, реализация диалогической, субъект-субъектной формы общения
составляет, на взгляд многих авторов, существо, стержень методов
социально-психологического тренинга.

3. Стереотипы - это стабильно повторяющиеся цепочки (шаблоны, паттерны) мыслей, чувств и поступков. Стереотипы - это привычные нам способы воспринимать и реагировать на ситуации. В каком-то смысле, это наш способ думать, смотреть и реагировать на мир. В более узком понимании, это искусственно обособленные фрагменты нашего поведенческого репертуара.

Механизмами межличностного восприятия являются:

· проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества);

· децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека);

· идентификация (неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого);

· эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания);

· стереотипизация (механизм межличностного познания).

Все многообразие стереотипов можно условно разделить на три большие категории:

1. Стереотипы реагирования:

Уязвленное самолюбие - споры, оправдания

Чувство вины - оправдания

Обида - мстительность

Реакция на "плохой-хороший"

Победа - радостное возбуждение, Поражение - уныние

Начальство, авторитеты - заискивание, раболепство

"Мы верим в тебя, мы надеемся на тебя" - "я должен оправдать доверие и надежды руководства"

Принуждение и ограничение свободы - злость, раздражение, противостояние

Неизвестность - опасения (страх, беспокойство, озабоченность, нервозность)

Вопрос - ответ

2. Стереотипы восприятия и оценки:

Оценка ситуации как успеха/победы, как неудачи/поражения

Зависимость оценки от текущего психо-эмоционального состояния

Зависимость самооценки

Фундаментальная ошибка атрибуции

Сравнение своего социального статуса со статусом других

Оценка в зависимости от социального статуса

Перенос образа родителей и их отношений на отношения с партнером

Мотивированное восприятие человека

Оценивание по типу хороший-плохой

Самоутверждение за счет противопоставления себя (принадлежащего к достойной группе) к группе менее достойной

Самоутверждение за счет унижения других

Родитель - ребенок

3. Стереотипы мышления:

Эвристики

Установки

Проверка, подтверждающая гипотезу

Статистическая информация и "история случая"

Итак, стереотипы - это отдельные грани структуры личности, однако они не существуют изолированно, сами по себе, они часть личности. Их взаимосвязь и степень выраженности и образуют личность. У кого-то отдельные грани выступают резче, соответственно, данные стереотипы проявляются чаще и выраженнее, у кого-то те же самые грани сглажены, и данные стереотипы проявляются реже.

 



2016-09-16 359 Обсуждений (0)
ТЕМА 14. Психология педагогического воздействия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 14. Психология педагогического воздействия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (359)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)