Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы и этапы сказкотерапии



2016-09-16 1693 Обсуждений (0)
Принципы и этапы сказкотерапии 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 6.1. - Сказкотерапия (по М.В. Киселевой).

Понятие и сущность сказкотерапии.

Виды сказок.

Принципы и этапы сказкотерапии.

Особенности сказкотерапии с детьми

Понятие и сущность сказкотерапии.

 

Сказкотерапия- метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром [А.А. Осипова. Общая психокоррекция, 2000].

 

К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева [А.А. Осипова. Общая психокоррекция, 2000].

 

Основные функции сказок

 

1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням - к уровню сознания и бессознательного, что создает особые возможности при коммуникации [Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.М. Михайлов. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии, 1996].

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

- о жизненно важных явлениях;

- о жизненных ценностях;

- о внутреннем мире автора (как в случае авторской сказки).

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

- как устроен этот мир, кто его создал;

- что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

- какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

- какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

- какие «ловушки», искушения, трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

- как приобретать и ценить дружбу и любовь;

- какими ценностями руководствоваться в жизни;

- как строить отношения с родителями и детьми;

- как бороться и прощать.

4. Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». Нравственный иммунитет - способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.

5. Сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Они дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире и человеческих взаимоотношениях.

 

Возможности сказкотерапии

(А.А. Осипова. Общая психокоррекция, 2000).

 

1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента. Затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.

3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека и выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо-плохо.

4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность клиенту почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Под сказка с помощью метафоры варианта возможного разрешения ситуации.

6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).

 

Виды сказок.

 

Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские (художественные).

 

1. Народные сказки несут следующие чрезвычайно важные для нас идеи, изложенные первозданным образным языком:

1) Окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

2) Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3) Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4) Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

5) Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием самостоятельно. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.

Все эти философские идеи могут обсуждаться с клиентами.

 

Основные виды народных сказок:

- бытовые;

- сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца);

- сказки-басни, проясняющие какую-либо ситуацию или моральную норму;

- сказки-страшилки, истории о нечистой силе;

- сказки о взаимодействии людей и животных;

- притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях);

- сказки о животных;

- мифологические сюжеты (в том числе истории про героев);

- волшебные сказки, сказки с превращениями.

 

Сказки приходится дифференцировать, так как они имеют различный механизм психологического влияния и воздействия на человека. Он не всегда лежит на поверхности, чаще завуалирован, скрыт, не сразу доступен сознанию.

 

2. Художественная сказка - это произведение, сочетающее в себе разумное начало и фантазию.

Литературную сказку роднит с народной, прежде всего, использование фантастики, передающей действительность.

Это приводит к появлению новой сказочной реальности. Их отличает отношение к этой волшебной сказочной реальности. В литературной сказке традиционные образы отрываются от историко-генетической обусловленности и подчиняются воле писателя. На первый план выходит воля писателя.

 

Основные виды художественных сказок:

1. Художественные волшебные. Из названия понятно, что в них будет происходить что-то удивительное. Речь идет о различных вариантах превращений, могущественных старцах, ларцах и прочих волшебных вещах. Сюжет может быть очень извилистым, непредсказуемым, но в любой момент появятся помощники.

2. Художественные о животных. Главными персонажами здесь являются различные звери, птицы и насекомые. Они живут, думают и действуют как люди.

3. Художественные бытовые. В них действие обычно происходит в домах, подвалах, пещерах. Главные герои очень хозяйственны по своей натуре либо разрушают собственный быт. Такие сюжеты заканчиваются неожиданными вариантами и перспективами, так как многое зависит от деятельных персонажей, хлопочущих по хозяйству на страницах сказки. Если они не поддаются никаким позитивным изменениям, то влачат жалкое существование и их жизнь - безрадостные будни.

4. Художественные страшные. Сказки про нечистую силу - ведьм, упырей, вурдалаков и прочих персонажей. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. Здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии - многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

5. Психотерапевтические сказки. В них рассказывается о многих проблемах человека и каждый может узнать себя на страницах литературного произведения. Содержание сказки исцеляет своей неистребимой верой в добро - если есть яд, то всегда можно найти противоядие. В этих сказках говорится о том, что не следует торопиться с выводами, ждать скорейшего ответа на все вопросы и моментального обновления.

6. Дидактические сказки. Дидактические сказки создаются педагогами для приятной подачи учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

7. Психокоррекционные сказки. Эти сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля по ведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Принципы и этапы сказкотерапии.

 



2016-09-16 1693 Обсуждений (0)
Принципы и этапы сказкотерапии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы и этапы сказкотерапии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1693)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)