Принципы и этапы сказкотерапии
Тема 6.1. - Сказкотерапия (по М.В. Киселевой). Понятие и сущность сказкотерапии. Виды сказок. Принципы и этапы сказкотерапии. Особенности сказкотерапии с детьми Понятие и сущность сказкотерапии.
Сказкотерапия- метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром [А.А. Осипова. Общая психокоррекция, 2000].
К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева [А.А. Осипова. Общая психокоррекция, 2000].
Основные функции сказок
1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням - к уровню сознания и бессознательного, что создает особые возможности при коммуникации [Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.М. Михайлов. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии, 1996]. 2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации: - о жизненно важных явлениях; - о жизненных ценностях; - о внутреннем мире автора (как в случае авторской сказки). 3. В сказке в символической форме содержится информация о том: - как устроен этот мир, кто его создал; - что происходит с человеком в разные периоды его жизни; - какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина; - какие этапы в процессе самореализации проходит женщина; - какие «ловушки», искушения, трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; - как приобретать и ценить дружбу и любовь; - какими ценностями руководствоваться в жизни; - как строить отношения с родителями и детьми; - как бороться и прощать. 4. Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». Нравственный иммунитет - способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума. 5. Сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Они дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире и человеческих взаимоотношениях.
Возможности сказкотерапии (А.А. Осипова. Общая психокоррекция, 2000).
1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента. Затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены. 2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала. 3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека и выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо-плохо. 4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность клиенту почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции. 5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Под сказка с помощью метафоры варианта возможного разрешения ситуации. 6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).
Виды сказок.
Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские (художественные).
1. Народные сказки несут следующие чрезвычайно важные для нас идеи, изложенные первозданным образным языком: 1) Окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами. 2) Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого. 3) Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему. 4) Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения. 5) Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием самостоятельно. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Все эти философские идеи могут обсуждаться с клиентами.
Основные виды народных сказок: - бытовые; - сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца); - сказки-басни, проясняющие какую-либо ситуацию или моральную норму; - сказки-страшилки, истории о нечистой силе; - сказки о взаимодействии людей и животных; - притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях); - сказки о животных; - мифологические сюжеты (в том числе истории про героев); - волшебные сказки, сказки с превращениями.
Сказки приходится дифференцировать, так как они имеют различный механизм психологического влияния и воздействия на человека. Он не всегда лежит на поверхности, чаще завуалирован, скрыт, не сразу доступен сознанию.
2. Художественная сказка - это произведение, сочетающее в себе разумное начало и фантазию. Литературную сказку роднит с народной, прежде всего, использование фантастики, передающей действительность. Это приводит к появлению новой сказочной реальности. Их отличает отношение к этой волшебной сказочной реальности. В литературной сказке традиционные образы отрываются от историко-генетической обусловленности и подчиняются воле писателя. На первый план выходит воля писателя.
Основные виды художественных сказок: 1. Художественные волшебные. Из названия понятно, что в них будет происходить что-то удивительное. Речь идет о различных вариантах превращений, могущественных старцах, ларцах и прочих волшебных вещах. Сюжет может быть очень извилистым, непредсказуемым, но в любой момент появятся помощники. 2. Художественные о животных. Главными персонажами здесь являются различные звери, птицы и насекомые. Они живут, думают и действуют как люди. 3. Художественные бытовые. В них действие обычно происходит в домах, подвалах, пещерах. Главные герои очень хозяйственны по своей натуре либо разрушают собственный быт. Такие сюжеты заканчиваются неожиданными вариантами и перспективами, так как многое зависит от деятельных персонажей, хлопочущих по хозяйству на страницах сказки. Если они не поддаются никаким позитивным изменениям, то влачат жалкое существование и их жизнь - безрадостные будни. 4. Художественные страшные. Сказки про нечистую силу - ведьм, упырей, вурдалаков и прочих персонажей. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. Здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии - многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. 5. Психотерапевтические сказки. В них рассказывается о многих проблемах человека и каждый может узнать себя на страницах литературного произведения. Содержание сказки исцеляет своей неистребимой верой в добро - если есть яд, то всегда можно найти противоядие. В этих сказках говорится о том, что не следует торопиться с выводами, ждать скорейшего ответа на все вопросы и моментального обновления. 6. Дидактические сказки. Дидактические сказки создаются педагогами для приятной подачи учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания. 7. Психокоррекционные сказки. Эти сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля по ведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Принципы и этапы сказкотерапии.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1693)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |