Основные этапы психологического анализа авторской сказки таковы
1. Определить энергоинформационное поле сказки. Необходимо прислушаться к собственным ощущениям и впечатлениям после прочтения сказки, зафиксировать их и описать. 2. Определить основную тему сказки. Необходимо задать себе вопрос: «О чем эта сказка, чему она учит?» Ответ необходимо рассмотреть с точки зрения четырех уровней: ценностного, ментального, эмоционального и витального. 3. Проанализировать сюжет сказки. Необходимо определить степень оригинальности сюжета и его жанр, проанализировать последовательность событий. 4. Проанализировать линию главного героя. Она рассматривается с четырех сторон: образ себя, образ цели, мотивы поступков героя, отношения с окружающим миром. 5. Проанализировать символическое поле сказки. Необходимо выделить наиболее яркие образы и определить их символическое значение на личном и глубинном уровне. 6. Составить заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки. Проанализировать ключевые характеристики с позиции отражения конфликтного и ресурсного содержания. Понять соотношение конфликтного и ресурсного аспектов. Определить степень сформированности «нравственного иммунитета». 7. Сформировать перспективные задачи психологической работы с автором, выявить «основную проблему» автора и найти ресурсы для работы с ней. Определить перспективы и индивидуальные средства формирования «нравственного иммунитета».
Этапы сказкотерапии
Этап 1. Создание комфортной среды происходит с помощью процесса «настройки» психолога и клиента на рабочую атмосферу и характеризуется возникновением взаимного интереса друг к другу. Этап 2. Процесс «включения» руки клиента - практическое упражнение, использование письменного задания (нарисовать что-либо или написать - например, свое имя). Этап 3. Вхождение клиента в сказочное пространство - рассказать или прочитать клиенту сказочную историю. Этап 4. Написание сказки - клиенту предлагают сочинить свою сказку.
Особенности сказкотерапии с детьми
Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, которую необходимо прочитать вслух [Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.М. Михайлов. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии, 1996].
Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям: - ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»); - ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки; - ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи (откуда это взялось, почему это происходит, зачем это нужно; что будет, если произойдет то-то и то-то). Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой.
Курс сказкотерапии с детьми включает в себя множество приемов и форм работы, которые позволяют развивать: творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.
Основные приемы работы со сказками
1. Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания сказки детям задают вопросы: - Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка? - Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)? - Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки? - Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка? - Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои), что это были бы за сказки? - Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
Данная форма работы используется с детьми в возрасте от пяти лет и подростками. Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.
Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура рассказывания сказки состоит в следующем: - ребенку илигруппе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица; - можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая.
3. Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку или подростку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. Именно в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-либо причинам не может себе позволить проявить.
5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествие. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, пре одолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рас сказывается об основных этапах становления и развития личности.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1528)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |