Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ



2016-09-16 438 Обсуждений (0)
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Заочное образование – это управляемое самообразование и основной вид изучения учебного материала – самостоятельная работа, от умения организовать которую во многом зависит успех учебного процесса.

Основными условиями правильной организации самостоятельной учебы студентом-заочником является:

· плановость в организации самостоятельной работы;

· серьезное отношение к изучению материала;

· постоянный самоконтроль.

Осуществляет руководство самостоятельной работой по дисциплине преподаватель, за которым закреплена группа, проводит в ней установочные и лекционные занятия, проверяет выполнение контрольной работы, осуществляет консультирование, принимает зачет. Для организации самостоятельной работы студент должен рационально ее спланировать.

План – это четко намеченный на определенный срок порядок работы. Ориентиром для составления личного плана является учебный график.

Учебный график является основным документом, регламентирующим учебные занятия заочников, в котором отражены изучаемые дисциплины, сроки выполнения домашних контрольных работ, сроки проведения лабораторно-экзаменационных сессий, даты проведения консультаций.

Для более четкой организации самостоятельной работы студент должен составить план. Составлять план можно на год, месяц, неделю, включая в него перечень наиболее значимых дел, с указанием примерных сроков выполнения. Чтобы добиться высокой производительности в учебной работе, необходимо соблюдать строго продуманный режим труда и отдыха. Перед началом каждой работы надо четко уяснить ее цель, продумать план выполнения и тщательно подготовить все необходимое для ее осуществления.

При изучении материала по учебной дисциплине следует руководствоваться рабочей программой, методическими указаниями по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Концепции современного естествознания» и методических рекомендаций по написанию контрольных работ. Программа указывает, что должен изучить заочник, методические указания разъясняют, как надо изучать материал, а методические рекомендации - как выполнить контрольную работу. Методические указания содержат определенную дозу теоретической и практической информации, однако, они не могут заменить собой учебники, учебные пособия по дисциплине.

Изучение дисциплины следует планировать, учитывая время работы на производстве, сроки представления контрольной работы и сроки сдачи зачета. Для начинающих самостоятельно заниматься расписание личных занятий рекомендуется составлять на месяц. Получив некоторый опыт, можно перейти к планированию работы на полугодие или на весь учебный год. В расписании занятий заочник должен предусмотреть ежедневно 3-4 часа для учебной работы, делая через каждый час небольшие перерывы для отдыха. Рекомендуется изучать одновременно несколько дисциплин, но в расписание следует включать не более 2-х дисциплин в день, при этом, на первые часы планировать дисциплины более трудные для усвоения.

Нерационально заниматься изучением только одной дисциплины до полного ее изучения, затем второй, третьей и т.д. Студенты, работающие по такому методу, на экзаменационной сессии сдают лучше ту дисциплину, которую изучали последней. Параллельное и последовательное изучение всех дисциплин приносит, несомненно, большую пользу.

Приступая к изучению какой-либо дисциплины, необходимо в первую очередь составить план занятий, т.е. разделить материал на последовательно изучаемые темы, пользуясь учебной программой, методическими указаниями и контрольными заданиями, которые в значительной мере помогут организовать самостоятельную работу и облегчат усвоение материала.

Продумав последовательность изучения дисциплины, студент должен наметить сроки работы над каждой темой. Конечно, в процессе учебы они могут изменяться в зависимости от трудности того или иного материала, но в основе занятий должен быть план. Работа без плана приводит к нерациональному расходу времени, в результате чего даже добросовестный студент к концу семестра может оказаться в затруднительном положении.

В качестве примера можно рекомендовать такую форму плана на неделю:

Дата День недели Количество времени Что надо сделать Выполнено или нет

 

Необходимо добиваться полного сознательного усвоения теоретического материала, научиться применять теорию при решении практических задач.

В период лабораторно-экзаменационной сессии и в межсессионный период проводятся установочные и лекционные занятия, организуются консультации – групповые, индивидуальные, письменные и устные. За консультацией рекомендуется обращаться после изучения всей темы. Консультации, проводимые преподавателями, дают возможность студентам получить ответы на все интересующие их вопросы, на которые они не смогли найти ответ в процессе самостоятельной работы над заданным материалом.

Заочная форма обучения предусматривает выполнение контрольной работы: домашнюю, выполняемую студентами в межсессионный период, которая является основой для текущей аттестации знаний студентов.

К экзаменационной сессии допускаются студенты, у которых выполнена домашняя контрольная работа, согласно учебного графика, что дает право на дополнительный отпуск для участия в сессии.

Текущая и итоговая аттестация ставит своей целью определить степень усвоения студентами материала изучаемой дисциплины и умения применять полученные знания.

 

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ

Очень важно научить студентов-заочников умению подбирать учебную литературу.

Общественные книжные фонды, которыми может пользоваться студент, находятся в библиотеке университета, в государственных массовых и ведомственных библиотеках. Можно заказать и получить нужную литературу через Самарскую центральную областную библиотеку с помощью поисковых серверов Internet. Книжный фонд центральной библиотеки является универсальным и включает, по возможности, полный подбор литературы по тематике с учетом специфики преподаваемой дисциплины.

Фонд библиотеки Самарского государственного экономического университета включает литературу по различным отраслям знаний, методические пособия, специальную литературу, художественную литературу, а также периодические издания.

В библиотеке имеется абонемент, где можно получить книги на дом на определенный срок, и читальный зал. Для работы в читальном зале библиотеки выдаются книги, имеющиеся в ограниченном количестве, а также редкие и ценные издания. В читальном зале можно поработать со справочной литературой и периодической печатью.

Содержание книжного фонда в различных разрезах раскрывают составленные по определенному принципу библиотечные каталоги и картотеки.

 

На каждую библиотечную книгу составляется каталожная карточка, по которой можно получить предварительное представление о книге. В каталожную карточку заносятся данные: фамилия, имя, отчество автора, заглавие книги, подзаголовочные данные, количественная характеристика (страницы, иллюстрации, чертежи, схемы). Большое значение имеет индекс (шифр книги) он всегда написан в левом верхнем углу каталожной карточки и обозначает место книги на полке библиотеки.

К числу основных каталогов относятся: алфавитный каталог (АК), систематический каталог (СК), предметный каталог (ПК).

Алфавитный каталог помогает установить есть ли в библиотеке та или иная книга, какая именно литература определенного автора или какие издания того или иного произведения имеются в библиотеке. Карточки в нем расположены строго по алфавиту фамилий авторов и заглавий книг, независимо от их содержания в хронологическом порядке. Это основной справочный аппарат библиотеки в море книг.

К систематическому каталогу нужно обратиться если необходимо найти литературу по определенной теме, отрасли знания или установить автора и название книги, если точно известно ее тематическое содержание. В нем материал группируется по отраслям знаний и, таким образом, раскрывается тематический состав книжного фонда.

Карточки в систематическом каталоге располагаются на основании определенной системы библиотечной классификации и чаще всего в обратно хронологическом порядке, т.е. более новые издания стоят на первом месте.

Предметный каталог создается в библиотеках с большим книжным фондом и обращаются к нему, когда нужно найти литературу по очень узким частным темам. Разделители АК и СК существенно отличаются. Вместо букв на разделителях алфавитного каталога, пишется текст таблиц классификации на разделителях систематического каталога.

В дополнение к каталогам создаются картотеки, которые расширяют поисковые возможности читателей, позволяют выделить литературу по наиболее актуальным темам.

Тематическая картотека отражает материалы по определенным темам. Она раскрывает не только наиболее важную и ценную литературу, но и статьи из периодических изданий, разделы книг, главы из них, а также сборники. Материал в ней располагается в алфавите названий тем.

Универсальной по содержанию и общей по назначению является систематическая картотека статей. В ней находят отражения материалы только из периодических изданий и располагаются в систематическом порядке. Ее структура аналогична структуре систематического каталога. Карточки на статьи из газет и журналов такие же, как и на книги, только вместо выходных данных указывается источник, откуда взята статья и стоят карточки в обратном хронологическом порядке.

Если читательские запросы не могут быть удовлетворены универсальными картотеками, создаются специальные.

В последние годы можно воспользоваться электронными ресурсами зайдя на сайт нашего Университета.

В разделе библиотеки, воспользовавшись системой ссылок и меню справа, в данном разделе Вы получите доступ к одной из нижеперечисленных страниц:

«Анонсы, события, объявления» - на данной странице размещается самая оперативная информация о ресурсах, услугах библиотеки и о важнейших событиях библиотечной жизни;

«Электронные библиотеки и электронные библиотечные системы» - ссылка позволяет осуществить переход к электронным ресурсам научной библиотеки СГЭУ: цифровым книгам, электронным версиям журналов, электронной библиотеке диссертаций Российской Государственной Библиотеки;

«Ресурсы свободного доступа» — страница содержит актуальный и систематизированный перечень ссылок на открытые информационные порталы, базы, сайты электронных полнотекстовых журналов и иные ресурсы, необходимые в образовательной и научной деятельности;

«Электронный каталог» - ссылка представляет доступ к электронному каталогу, позволяющему осуществлять поиск и заказ необходимой литературы, находящейся в фондах нашей библиотеки;

«Выставки и обзоры» — страница предоставляет информацию о выставках и обзорах, подготовленных библиотекой в помощь образовательной и научной деятельности университета;

«Новые поступления» — переход по данной ссылке позволит Вам получить информацию информация о новых книгах, поступивших в библиотеку;

«Список периодических изданий» — страница содержит перечень периодических изданий, выписываемых библиотекой.

Просмотр книги начинается с титульного листа – первого, следующего после обложки. На нем обычно помещаются все основные данные, характеризующие книгу: автор, название книги, подзаголовочные данные (дополнительные сведения, напечатанные ниже заглавия, включая данные о переиздании), выходные данные (место публикации, издательство, год издания). На обороте титульного листа дается аннотация, в которой указывается в связи с чем издана книга, какие вопросы освещаются в ней и на какой круг читателя она рассчитана.

Большое значение имеет предисловие книги, которое знакомит читателя с личностью автора, историей создания книги, раскрывает содержание.

Прочитав предисловие и получив общее представление о книге, следует обратиться к оглавлению. Оглавление книги знакомит с содержанием и логической структурой книги, позволит выбрать нужный материал для чтения.

Год издания книги позволяет судить о новизне материала. Чем чаще книга издается, тем она представляет большую ценность.

В книге могут быть примечания, которые содержат различные дополнительные сведения. Они печатаются вне основного текста и разъясняют отдельные вопросы.

Предметные и алфавитные указатели значительно облегчают повторение изложенного в книге материала.

В конце книги может располагаться вспомогательный материал. К нему относятся обычно инструкции, отдельные описания приборов, чертежи, ситуационные задачи и т.д.

Изучаемая книга может представлять различную трудность для пользователя, поэтому применяются различные виды записей. Их выбор зависит от того, насколько хорошо известен предмет изучения, отработаны умения работать с книгой, определять в книге основные и второстепенные вопросы.

Для наилучшего представления целесообразно произвести классификацию записей:

Первичная группа вида записей это пометки, замечания, различные знаки;

Основная группа – план, тезисы, выписки, цитаты;

Высшая группа – конспект, рабочая запись, контрольная работа.

Читать учебник следует вдумчиво, внимательно, неторопясь, небольшими частями, не пропуская текста, стараясь понять каждую фразу, одновременно разбирая примеры, схемы, таблицы, чертежи, приведенные в учебнике.

Над книгой лучше работать утром. Если заочник работает на производстве в одну смену с утра, то наиболее удобно работать над учебником с 18:00 до 22:00 часов. Если же в две смены, то целесообразно одну неделю заниматься с 18:00 до 22:00, а вторую – с 9:00 до 13:00 часов.

Необходимо обратить внимание студента на культуру и технику чтения, сохранность литературы. Надо отметить, что работа с книгой представляет собой сложный творческий процесс, он не должен выполняться по какому-либо установленному шаблону. Каждый вырабатывает свои методы и способы изучения книг.

 

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ

 

Одним из важнейших средств, содействующих закреплению знаний, является краткая запись прочитанного.

Конспект – это краткое связное изложение содержания произведения или его части, без подробностей и второстепенных деталей. По своей структуре и последовательности конспект должен соответствовать плану произведения. Поэтому важно сначала составить план, а потом писать конспект в виде ответа на вопросы плана. Если произведение разделено на мелкие озаглавленные части, то заголовки можно рассматривать как пункты плана, а из текста каждой части следует записать те мысли, которые раскрывают смысл заголовка.

Предлагаем ознакомиться с требованиями для написания конспекта:

Краткость, сжатость, целесообразность каждого записываемого слова.

Содержательность записи. Записываемые мысли следует формулировать кратко, но без ущерба для смысла. Объем конспекта, как правило, меньше объема изучаемого текста в 7-15 раз. Конспект может быть как простым, так и сложным по структуре. Это зависит от содержания книги и цели ее изучения.

Методические рекомендации по конспектированию. Их суть заключается в следующем:

Прежде чем начать составлять конспект, нужно ознакомиться с книгой (разделом, темой), прочитать ее сначала и до конца, понять прочитанное.

На обложке тетради записываются название конспектируемого произведения и имя его автора - фамилия студента.

Составляется план конспектируемого текста.

Запись лучше всего делать по прочтении не одного – двух абзацев текста, а целого параграфа или главы (если она небольшая).

Конспектирование ведется не с целью иметь определенные записи, а для более полного овладения содержанием изучаемой книги.

В записях отмечается и выделяется все то новое, интересное и нужное, что особенно привлекло внимание.

После того, как сделана запись содержания параграфа, главы, следует перечитать ее, затем вновь обратиться к тексту и проверить себя, правильно ли изложено основное его содержание.

Техника конспектирования:

конспектируя книгу большого объема, запись лучше всего вести в общей тетради;

на каждой странице слева оставляются поля шириной 25-30 мм для записи коротких подзаголовков, кратких замечаний, вопросов;

каждая страница тетради имеет порядковый номер;

для повышения разборчивости (читаемости) записи оставляют интервалы между строками, абзацами; новую мысль начинают с красной строки;

при записи широко используют различные сокращения и условные знаки, но не в ущерб смыслу записанного. Рекомендуется применять общеупотребительные сокращения, например:

м.б. – может быть

б.ч. – большей частью

гос. – государственный

д.б. – должно быть и т.д.

Не следует сокращать имена и названия, кроме очень часто повторяющихся.

в конспекте не должно быть механического переписывания текста без продумывания его содержания и смыслового анализа.

Конспект принесет пользу студенту только тогда, когда он составлен лично им.

Конспектирование лекций.

Устное изложение учебного материала или какого-либо вопроса на занятиях, должно конспектироваться.

Слушать лекцию надо уметь: поддерживать свое внимание, понять и запомнить услышанное, уловить паузы. В процессе изложения преподавателем лекции учащийся должен выяснить все непонятные вопросы.

Записывать содержание лекции надо обязательно – это студенты должны усвоить очень четко. Записи помогают поддерживать внимание, способствуют пониманию и запоминанию услышанного, приводит знание в систему, служат опорой для перехода к более глубокому самостоятельному изучению предмета.

Методические советы по конспектированию лекций:

Запись должна быть системной, представлять собой сокращенный вариант лекции преподавателя. Необходимо научиться слушать, думать и записывать одновременно.

Запись ведется очень быстро, четко, по возможности короткими выражениями.

Не прекращая слушать преподавателя, нужно записывать то, что необходимо усвоить. Нельзя записывать сразу же высказываемую мысль преподавателем, следует ее понять и после этого кратко записать своими словами или словами преподавателя. Важно, чтобы в ней не был потерян основной смысл сказанного.

При записи необходимо пользоваться сокращением слов и предложений, как общеупотребительными, так и своими собственными.

Даты, имена, названия, выводы, определения записываются точно.

Следует обратить внимание студентов на оформление записи лекции. Для каждого предмета заводится отдельная тетрадь. Отличным от остального цвета выделять отдельные мысли и заголовки, сокращать отдельные слова и предложения, использовать условные знаки, буквы латинского и греческого алфавитов, а также некоторые приемы стенографического сокращения слов.

Современные компьютерные технологии в образовательном процессе заочников.

Знакомство учащихся заочной формы обучения с новыми информационными образовательными технологиями, существующими в настоящее время позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования.

Самой современной методикой обучения и контроля знаний является дистанционное обучение, позволяющее получить образование независимо от места жительства обучающихся. Интерес к дистанционному обучению появился сравнительно недавно в связи с появлением Internet. Дистанционное обучения является нетрадиционной формой обучения и контроля. Его можно и нужно использовать при наличии компьютерных классов, подключенных к сети Internet или к локальной сети Intranet.

Основной идеей методики дистанционного обучения является создание учебной информационной среды, включающей компьютерные информационный источники, электронные библиотеки, видео- и аудиотеки, книги и учебные пособия. Составной частью такой учебной среды являются как обучаемые, так и преподаватели, взаимодействие которых осуществляется с помощью современных телекоммуникационных средств. Такая учебная среда предоставляет уникальные возможности обучаемым для получения знаний, как самостоятельно, так и под руководством преподавателей. Наиболее доступной на сегодняшний день (с точки зрения оперативности передачи информации и стоимости) является сеть Internet.

Учебный комплекс в ВУЗе устанавлен на Internet-сервере учебного заведения и может быть доступен как по локальной сети университета, так и через Internet. Учебный комплекс может быть составлен из нескольких модулей: инструкция пользователя, справочный материал, конспект лекций, практические задания, дискуссионная комната, посылка электронной почты, доска объявлений и т.д.

Internet дает возможность подключиться к первоисточникам информации, получить материалы по запросу и т.д.

Адрес электронной почты Самарского государственного экономического университета: [email protected], а сайт в Internete: www.sseu.ru.

 



2016-09-16 438 Обсуждений (0)
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (438)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)