Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ. Разработка документации для системы



2016-09-16 407 Обсуждений (0)
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ. Разработка документации для системы 0.00 из 5.00 0 оценок




Разработка документации для системы

Менеджмента качества

Предприятий строительного комплекса

 

Методические указания к практическим занятиям

 

 

 


Составитель: Н.О. Копаница

 

 

Томск 2012

 

Разработка документации для системы менеджмента качества предприятия строительного комплекса методические указания / Сост. Н.О. Копаница. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2012. – 20 с.

 

 

Рецензент доцент, к.т.н. С.А. Лукьянчиков

Редактор Е.Ю. Глотова

 

Методические указания к практическим занятиям по дисциплинам «Управление качеством», «Менеджмент качества» для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 270800 «Строительство» обучения, магистров по дисциплине «менеджмент качества для строительных и проектных организаций» по направлению «Строительство» очной и заочной формы обучения

Печатаются по решению методического семинара кафедры строительных материалов и технологий № 6 от 29.10.2011 г.

 

Утверждены и введены в действие проректором по учебной работе В.В. Дзюбо

 

с 01.09.2016

до 01.09.2021

 

Оригинал-макет подготовлен автором

 

Подписано в печать 27.11.12.

Формат 60×84. Бумага офсет. Гарнитура Таймс.

Уч.-изд. л. 0,8. Тираж 50 экз. Заказ № 544.

 

Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2.

Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ.

634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15.

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях формирования рынка строительных услуг актуальными являются требования к качеству строительной продукции. Улучшение качества работ и продукции на каждом этапе производственного процесса обеспечивает заданные характеристики конечной строительной продукции, способствует снижению издержек в процессе производства, обеспечивая тем самым ее конкурентоспособность.

Целью освоения дисциплины Менеджмент качестваявляется формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по вопросам формирования системы менеджмента качества на основе современных теорий TQM и международных стандартов ИСО 9000, а также ее эффективному использованию в практической деятельности на предприятиях строительного комплекса.

Изучение данной дисциплины формирует у студентов знания в области современной философии качества в обществе. Данная дисциплина рассматривается как элемент подготовки специалистов современного уровня в условиях сложившегося рынка и развивающихся зарубежных связей.

Задачей освоения дисциплины является формирование у студентов системного инженерного мышления и мировоззрения в области менеджмента качества. В рамках курса рассматриваются вопросы организационного, информационного, мотивационного, документационного обеспечения системы менеджмента качества в строительных организациях. В результате изучения данного курса студент должен иметь представление о роли и месте обозначенных в программе знаний при освоении основной образовательной программы по конкретной специальности и в сфере профессиональной деятельности. В результате выполнения практических заданий студены должны:

Знать: 1) области применения полученных сведений по уп-

 

равлению качеством; 2) статистические методы контроля качества продукции и услуг.

Уметь: 1) рассчитывать параметры качества, показатели качества с использованием выборочных методов, контрольных карт Шухарта; 2) разрабатывать документы системы менеджмента качества; 3) пользоваться нормативной литературой по изучаемому предмету.

Владеть:1)навыками публичной речи, аргументации, веде-

ния дискуссии и полемики, практического анализа различного ро-

да рассуждений; 2) методами построения схем процессов менед-

жмента качества; 3) терминологией в области менеджмента каче-

ства.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, должны быть следующие:

 

 

ОК-1 Владение культурой мышления, способность к обоб- щению, анализу, восприятию информации, поста- новке цели и выбору путей ее достижения
ОК-2 Умение логически верно, аргументированно и яс- но строить устную и письменную речь
ОК-10 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы
ПК-5 Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией
ПК-13 Способность вести подготовку документации по менеджменту качества и типовым методам контроля качества технологических процессов

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Целью проведения практических занятий является закрепление полученного на лекциях теоретико-методического материала, развитие логического мышления и аналитических способностей у будущих специалистов.

Система менеджмента качества (СМК), как средство, обеспечивающее выполнение требований, установленных международным стандартом (ISO), разрабатывается на предприятии, документально оформляется и поддерживается в рабочем состоянии. Основной принцип построения СМК заключается в том, что все ее процессы должны быть взаимосвязаны и управляемы.

Область применения СМК:

– весь жизненный цикл продукции;

– все ключевые процессы предприятия.

В основе СМК процессный подход, который включает цикл «Планируй — Делай — Проверяй — Действуй» (PDCA), и риск-ориентированное мышление.

Процессный подход позволяет организации планировать свои процессы и их взаимодействие. Реализация цикла PDCA позволяет организации обеспечить ее процессы необходимыми ресурса­ми, осуществлять их менеджмент, определять и реализовывать возможности для улучшения.

Риск-ориентированное мышление позволяет организации определять факторы, которые могут привести к отклонению от запланированных результатов процессов и системы менеджмента качества организации, а также использовать предупреждающие средства управления для минимизации негатив­ных последствий и максимального использования возникающих возможностей

Используются восемь принципов построения и функционирования СМК:

- ориентация на потребителя;

- лидерство;

- взаимодействие людей;

- процессный подход

- улучшение

- принятие решений, основанных на свидетельствах;

- менеджмент взаимоотношений.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В процессе работы студенты должны разработать и документировать элементы системы менеджмента качества для предприятия строительного комплекса. Для выполнения практической работы студентам предлагается последовательно выполнить следующие этапы:

– выбор предприятия с обсуждением технологических особенностей производства продукции или оказания услуги (на группу);

– построение организационной структуры предприятия (на группу);

– идентификация процессов системы менеджмента качества на предприятие;

– разработка политики в области качества предприятия;

– разработка положения о подразделении (индивидуально)*;
– определение и оценка факторов риска для процесса, которые могут привести к отклонению от запланированных результатов ;

– разработка документированных процедур для процессов системы менеджмента качества (индивидуально)

– подготовка отчета по результатам выполненной работы.

Работа выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001–2015.

* дополнительно для магистрантов

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

На практическом занятии студенты вместе с преподавате­лем выбирают одно из предприятий, производящих стро-ительные материалы и изделия, обсуждают технологические особенности выпуска продукции и выстраивают организационную структуру для выбранного предприятия.

Разработка СМК включает в себя несколько ступеней:

– разработка политики и целей организации в области качества;

– идентификация процессов и ответственности, необходи-

мых для достижения целей в области качества;

– разработка руководства по качеству;

– разработка документированных процедур;

– разработка должностных (рабочих) инструкций.

4.1. Политика организации в области качества определяет ответственность высшего руководства за качество выпускаемой продукции и процессов. Она должна быть направлена:

– на потребителей и выполнение их требований;

– реализацию процессного и системного подхода в СМК;

– установление и поддержание взаимовыгодных отноше- ний с поставщиками и подрядчиками;

– вовлечение персонала в деятельность организации;

– поддержание имиджа организации;

– применение научно-технических достижений в сфере

деятельности организации;

– обязательства руководителя перед всеми заинтересован-

ными сторонами.

4.2. Идентификация процессов, функционирующих на предприятии, включает в себя:

1. Определение процессов, необходимых для системы менеджмента качества, и их применение в рамках организации, а также:

2. Определение требуемых входы и ожидаемые выходы этих процессов;

3.Определение последовательности и взаимодействия этих процессов;

4. Определение и применение критериев и методов (включая мониторинг, измерения и соответствующие показатели результатов деятельности), необходимые для обеспечения результативного функционирования этих процессов и управления ими;

5.Определение ресурсов, необходимых для этих процессов, и обеспечения их доступности;

6.Распределение обязанностей, ответственности и полномочий в отношении этих процессов;

7.Учет рисков и возможности в соответствии с требованиями стандарта

8. Оценку процессов и внесение изменений, необходимых для обеспечения достижения намеченных результатов;

9. Улучшение процессов и системы менеджмента качества.

Cтруктура процессов СМК по ГОСТ Р ИСО 9001 представлена на рис.1.

 
 

 


Рис.1. Структура процессов СМК

 

Для идентификации процессов, функционирующих на предприятии, заполняется карта процессов:

 

КАРТА ПРОЦЕССА

1. Название процесса______

2. Владелец процесса _____

Должность

3. Процесс вышестоящего уровня (поставщик)________________

4. Входы и выходы процесса

Входы Процесс – поставщик Выходы Процесс – потребитель
       
       
       

 

4.3. Руководство по качеству СМК – это концептуальный документ, дающий представление о специфике организации, в котором описывается:

– вся система менеджмента качества организации с указа-

нием области ее применения;

– область деятельности предприятия;

– политика и цели в области качества;

– организационная структура предприятия;

– структура документации;

– полное описание и взаимодействие процессов СМК по

стандарту ИСО 9001– 2015.

4.3.1. Документированная процедура – это документ, устанавливающий способ осуществления деятельности или процесса.

Документированная процедура включает в себя следующие разделы:

1. Цель процесса.

2. Область распространения.

3. Нормативные ссылки.

4. Термины и обозначения.

5. Краткая информация о процессе.

6. Матрица ответственности.

7. Схема процесса.

8. Мониторинг и измерение процесса.

9. Оценка результативности процесса.

10.Действия в отношении влияния рисков на результативность процесса

11. Формы записей.

Пример оформления документированной процедуры предс- тавлен в прил. 2.

Схема процесса включает в себя следующую информацию:

– взаимодействие с другими процессами (откуда появляют-ся входы и куда идут выходы);

– взаимодействие с внутренними и внешними потребителя-

ми;

– последовательность задач;

– обязанности (кто и что делает);

– используемая документация;

– точки записи данных;

– точки сбора данных (для измерения и принятия реше-

ния о качестве функционирования процесса и/или характерсти-

ках продукции);

– маршрут собранных для анализа данных;

– этапы, где достигаются установленные требования

заказчиков.

Наиболее удобным способом описания процессов является их графическое представление. Описание процессов должно отражать не только отдельные процессы, но также взаимосвязи и взаимодействия между ними. Процессы вместе с взаимосвязями и взаимодействиями представляют собой сеть процессов организации. В методологии функционального моделирования IDEF0 для графического представления процесса используется следующая нотация (рис. 2).

 

Управление

Входы Выходы (результат)

 

Ресурсы

 

 

Рис. 2. Графическое представление процесса в IDEF0

 

В соответствии с методологиейIDEF0 процесс представляется в виде функционального блока, который преобразует входы в выходы при наличии необходимых ресурсов в управляемых условиях.

- При описании процессов и их взаимодействий в СМК используется еще один инструмент менеджмента качества – цикл Деминга – Шухарта PDCA: «план – выполнение – проверка – корректирующие действия». Этот инструмент может быть применен ко всем процессам.

- Кратко цикл PDCA (рис. 3) может быть описан следующим образом:

- планируй — разработка целей системы и ее процессов, а также определение ресурсов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации, определение и рассмотрение рисков и возможностей;

- делай— выполнение того, что было запланировано;

- проверяй— мониторинг и (там где это применимо) измерение процессов, продукции и услуг в сравнении с политикой, целями, требованиями и запланированными действиями и сообщение о резуль­татах;

- действуй — принятие мер по улучшению результатов деятельности в той степени, насколько это необходимо.

 

–.

 

 

Рис. 3. Цикл PDCA

 

Один из возможных вариантов структуры процесса – это изображение его в виде блок-схемы алгоритма. Условные обо-значения блок-схемы представлены в прил. 1. Пример блок -

схемы процесса представлен на рис. 4.

4.3.2. Должностные инструкции устанавливают ответ-ственность, полномочия и подотчетность сотрудника. В систе-ме менеджмента качества рекомендуется следующая структура должностной инструкции:

– назначение инструкции;

– область применения;

– нормативные ссылки;

– сокращения и определения;

– описание деятельности;

– записи;

– применяемая документация.

На практических занятиях студент разрабатывает должно-

стную инструкцию для владельца процесса.

4.3.3. Положение о структурном подразделении– это документ, в котором определяются: порядок создания (образования) подразделения; правовое положение подразделения в

структуре организации; структура подразделения; задачи, функ- ции, права и ответственность подразделения; порядок взаимодействия подразделения с иными структурными единицами организации. На практическом занятии студент разрабатывает положение о подразделении, к которому относится процесс СМК.

 

       
 
   
P
 
   
D
 

 


нет

да

 

 

да

 

 

       
 
C
 
   
A

 

 


Рис.4. Пример блок-схемы процесса

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По окончании практических занятий студент должен предоставить для проверки отчет по практической работе, содержащий следующие разделы:

– организационная структура предприятия;

– положение о подразделении;

– документированная процедура процесса.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

  1. Из каких параметров формируются требования к качеству?

2. Что такое качество?

3. Как называется свойство продукции сохранять показатели

качества во времени?

4. Что может быть объектом качества?

5. Что означает цикл PDCA и для чего он нужен?

6. Что представляет собой жизненный цикл продукции?

7. Какие требования к качеству продукции относятся к обя-

зательным?

  1. В каких документах формулируются требования к качеству продукции?
  2. Что означает концепция «ноль дефектов»?
  3. Какова основная цель выпуска стандартов серии ИСО 9000?
  4. Назовите основные стандарты этой группы.
  5. Что такое процессный подход?
  6. Как классифицируются процессы в системе менеджмента качества?
  7. Определите роль лидера в системе менеджмента качества.
  8. Какие виды мотивации персонала вы знаете, дайте им характеристику.
  9. На каких принципах должны строиться взаимоотношения «потребитель – производитель».
  10. На каких принципах должны строиться взаимоотношения «поставщик – производитель»?
  11. Назовите функции представителя руководства по качеству и владельца процесса.
  12. Кто может являться внутренним аудитором СМК на предприятии.
  13. Требования к внутреннему аудиту.
  14. Какие существуют методы оценки удовлетворенности потребителя?
  15. Какие методы позволяют отслеживать ход процесса и воздействовать на него, предупреждая его отклонения от предъявленных к процессу требований.
  16. Назовите основные методы статистической оценки качества продукции.
  17. Что понимают под риск-ориентированным мышлением
  18. Как необходимо учитывать риски при формировании системы менеджмента качества на предприятии

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Басовский, Л.Е. Управление качеством : учебник для вузов по направлению «Менеджмент» / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 251 с.

2. Мазур, И.И. Управление качеством : учебное пособие для вузов по специальности «Управление качеством» / И.И. Мазур. – М. : Высш. шк., 2005. – 333 с.

3. Соколов, Г.К. Контроль качества выполнения строительно-монтажных работ : справочное пособие / Г.К. Соколов, В.В. Филатов, К.Г. Соколов. – М. : Академия, 2008. – 378 с.

4. ГОСТ Р ИСО 9001– 2015. Система менеджмента качества. Требования. – М.: Изд-во стандартов, 2015.

5. ГОСТ Р ИСО 9000– 2015. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Изд-во стандартов, 2015.

6. ГОСТ Р ИСО 9004– 2010. Менеджмент для достижения успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. – М.: Стандартинформ, 2011.



2016-09-16 407 Обсуждений (0)
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ. Разработка документации для системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ. Разработка документации для системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)