Классификация транснациональных компаний
Транснациональные компании представляют собой экономические объединения фирм на базе единого титула собственности, принадлежащего материнской компании, которая контролирует зарубежные активы родственных компаний посредством владения определенной частью их капитала. В зависимости от размеров капитала, принадлежащего материнской компании, а также правового положения и степени подчинения, фирмы, находящиеся в сфере влияния материнской компании, можно классифицировать на: 1) филиалы, 2) дочерние (субсидированные) компании, 3) ассоциированные (аффилированные) компании, 4) совместные предприятия. Материнская компания регистрируется как юридическое лицо и является головной компанией ТНК. Как организационно-экономический центр разрабатывает общие направления и конкретные цели функционирования и развития всей транснациональной компании; определяет средства, формы и методы достижения этих целей; осуществляет контроль за выполнением своих установок и вносит в них коррективы; контролирует финансовую деятельность всех подразделений путем составления консолидированного баланса, предоставляемого акционерам ТНК. Материнская холдинговая компания сама не занимается производственной деятельностью, а лишь концентрирует у себя контрольные пакеты акций производственных компаний, которые обладают юридической и хозяйственной самостоятельностью, но подчиняются холдингу в финансовом отношении. Она осуществляет управление в рамках транснациональной компании преимущественно методами финансового воздействия, устанавливая для каждого подразделения основные финансовые показатели: размеры прибыли, издержек производства, размеры и способы перечисления дивидендов, способы перевода прибылей и т.п. Филиал транснациональной компании не имеет юридической самостоятельности и, следовательно, не может вести дела от своего имени: он действует по поручению материнской компании и, как правило, имеет одинаковое с ней наименование. В обязанности зарубежного производственного филиала входит чаще всего выпуск тех видов продукции, в которых заинтересована материнская компания, и реализация их на тех рынках, которые она определит. Дочерние компании в отличие от филиалов являются юридически самостоятельными: заключение сделок и ведение финансовой документации осуществляются ими отдельно от материнской компании. Вместе с тем материнская компания всегда осуществляет необходимый контроль за деятельностью принадлежащих ей дочерних компаний, возможность которого обеспечивается владением контрольными пакетами акций своих «дочек». Он состоит в назначении директоров, которые обязаны выполнять указания материнской компании и отчитываться перед ней. Создавая дочернюю фирму, материнская компания заранее определяет ее производственную специализацию, обязанности в отношении сбыта, технического обслуживания реализуемой продукции, изучения рынков и др. Ассоциированные компании юридически и хозяйственно самостоятельны и не находятся под контролем каких-либо других компаний. Будучи, заинтересованными в бизнесе конкретных транснациональных компаний, они создают вместе с ними сложнейшие многоступенчатые комплексы связанных между собой (ассоциированных) компаний. Ассоциированные компании контролируются материнской компанией ТНК, через систему договорных отношений. Совместным предприятием в практике международного бизнеса называют фирму с участием одного или нескольких иностранных партнеров-инвесторов. Преимущества сотрудничества с зарубежными партнерами: местный партнер лучше знает и понимает покупателей, традиции, общественные отношения конкретной страны; местный партнер может предоставить компетентное управление не только высшего, но и среднего звена; если принимающая страна требует, чтобы иностранные фирмы делили право собственности с местными фирмами или инвесторами, 100%-е иностранное владение становится просто нереальным, и единственно возможной формой международного бизнеса становится совместное предприятие; контакты и репутация местных партнеров расширяют доступ к рынку капитала принимающей страны; местный партнер может располагать подходящей для данной среды технологией, которая, вероятно, может быть использована по всему миру; общественный имидж фирмы может расширить возможности продаж, если цель инвестирования - обслуживание местного рынка. По типу взаимоотношений материнской компании и ее зарубежных дочерних предприятий все транснациональные компании могут быть подразделены на три типа: этноцентрические; полицентрические, или региоцентрические; геоцентрические. Сравнительная характеристика типов ТНК представлена в табл. 10.
Таблица 10 Сравнительная характеристика типов ТНК
Границы между рассматриваемыми типами международных компаний весьма подвижны, что предполагает наличие возможности следующей наиболее часто встречающейся их трансформации: национальная корпорация, транснациональная корпорация, многонациональная корпорация и, наконец, глобальная корпорация.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |