Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация транснациональных компаний



2016-09-16 493 Обсуждений (0)
Классификация транснациональных компаний 0.00 из 5.00 0 оценок




Транснациональные компании представляют собой экономические объединения фирм на базе единого титула собственности, принадлежащего материнской компании, которая контролирует зарубежные активы родственных компаний посредством владения определенной частью их капитала. В зависимости от размеров капитала, принадлежащего материнской компании, а также правового положения и степени подчинения, фирмы, находящиеся в сфере влияния материнской компании, можно классифицировать на:

1) филиалы,

2) дочерние (субсидированные) компании,

3) ассоциированные (аффилированные) компании,

4) совместные предприятия.

Материнская компания регистрируется как юридическое лицо и является головной компанией ТНК. Как организационно-экономический центр разрабатывает общие направления и конкретные цели функционирования и развития всей транснациональной компании; определяет средства, формы и методы достижения этих целей; осуществляет контроль за выполнением своих установок и вносит в них коррективы; контролирует финансовую деятельность всех подразделений путем составления консолидированного баланса, предоставляемого акционерам ТНК.

Материнская холдинговая компания сама не занимается производственной деятельностью, а лишь концентрирует у себя контрольные пакеты акций производственных компаний, которые обладают юридической и хозяйственной самостоятельностью, но подчиняются холдингу в финансовом отношении. Она осуществляет управление в рамках транснациональной компании преимущественно методами финансового воздействия, устанавливая для каждого подразделения основные финансовые показатели: размеры прибыли, издержек производства, размеры и способы перечисления дивидендов, способы перевода прибылей и т.п.

Филиал транснациональной компании не имеет юридической самостоятельности и, следовательно, не может вести дела от своего имени: он действует по поручению материнской компании и, как правило, имеет одинаковое с ней наименование. В обязанности зарубежного производственного филиала входит чаще всего выпуск тех видов продукции, в которых заинтересована материнская компания, и реализация их на тех рынках, которые она определит.

Дочерние компании в отличие от филиалов являются юридически самостоятельными: заключение сделок и ведение финансовой документации осуществляются ими отдельно от материнской компании. Вместе с тем материнская компания всегда осуществляет необходимый контроль за деятельностью принадлежащих ей дочерних компаний, возможность которого обеспечивается владением контрольными пакетами акций своих «дочек». Он состоит в назначении директоров, которые обязаны выполнять указания материнской компании и отчитываться перед ней. Создавая дочернюю фирму, материнская компания заранее определяет ее производственную специализацию, обязанности в отношении сбыта, технического обслуживания реализуемой продукции, изучения рынков и др.

Ассоциированные компании юридически и хозяйственно самостоятельны и не находятся под контролем каких-либо других компаний. Будучи, заинтересованными в бизнесе конкретных транснациональных компаний, они создают вместе с ними сложнейшие многоступенчатые комплексы связанных между собой (ассоциированных) компаний. Ассоциированные компании контролируются материнской компанией ТНК, через систему договорных отношений.

Совместным предприятием в практике международного бизнеса называют фирму с участием одного или нескольких иностранных партнеров-инвесторов. Преимущества сотрудничества с зарубежными партнерами:

местный партнер лучше знает и понимает покупателей, традиции, общественные отношения конкретной страны;

местный партнер может предоставить компетентное управление не только высшего, но и среднего звена;

если принимающая страна требует, чтобы иностранные фирмы делили право собственности с местными фирмами или инвесторами, 100%-е иностранное владение становится просто нереальным, и единственно возможной формой международного бизнеса становится совместное предприятие;

контакты и репутация местных партнеров расширяют доступ к рынку капитала принимающей страны;

местный партнер может располагать подходящей для данной среды технологией, которая, вероятно, может быть использована по всему миру;

общественный имидж фирмы может расширить возможности продаж, если цель инвестирования - обслуживание местного рынка.

По типу взаимоотношений материнской компании и ее зарубежных дочерних предприятий все транснациональные компании могут быть подразделены на три типа:

этноцентрические;

полицентрические, или региоцентрические;

геоцентрические.

Сравнительная характеристика типов ТНК представлена в табл. 10.

 

Таблица 10

Сравнительная характеристика типов ТНК

Характеристические признаки Тип ТНК
Этноцентрический Полицентрический или региоцентрический Геоцентрический
1. Ориентация международного бизнеса Абсолютный прирост материнской компании, зарубежные филиалы создаются, как правило, только для обеспечения снабжения или сбыта Объединение компаний ряда стран на производственной или научно-технической основе. Большая степень независимости при проведении операций в каждой из стран. Филиалы крупны и осуществляют разнообразные виды деятельности, в том числе и производственную Интеграция деятельности, осуществляемой в разных странах могут производится составные части одного изделия. Материнская компания рассматривает себя не как центр, а как одну из составных частей корпорации
2. Отношение к зарубежному рынку Зарубежные рынки рассматриваются только как продолжение рынка базирования материнской компании Зарубежные рынки часто рассматриваются как более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком Ареной деятельности является весь мир
3. Уровень централизации принятия управленческих решений Высокая централизация принятия управленческих решений на уровне материнской компании Децентрализация отдельных функций управления. Делегирование полномочий дочерним фирмам. Управленческие решения принимаются на основе тесной координации между материнской компанией и филиалами Высокая децентрализация принятия решений при тесной координации между материнской компанией и филиалами
4. Контроль за деятельностью зарубежных филиалов Сильный контроль со стороны материнской компании Филиалы, как правило, автономны Филиалы, как правило, автономны
5. Кадровая политика компании Предпочтение отдается соотечественникам в зарубежных филиалах. Работники страны базирования ТНК назначаются на все возможные посты за рубежом В зарубежных филиалах преобладают местные кадры принимающей страны назначаются на ключевые посты Лучшие работники из всех стран назначаются на любые посты
6. Организационная структура Сложная оргструктура материнской компании, простая у зарубежных филиалов Оргструктура с высоким уровнем независимости филиалов Весьма сложная оргструктура с автономными филиалами
7. Информационные потоки Большой объем приказов в адрес филиалов Небольшой поток информации в материнскую компанию и из нее, небольшой поток между филиалами Значительные потоки информации в материнскую компанию и из нее и между всеми филиалами

Границы между рассматриваемыми типами международных компаний весьма подвижны, что предполагает наличие возможности следующей наиболее часто встречающейся их трансформации: национальная корпорация, транснациональная корпорация, многонациональная корпорация и, наконец, глобальная корпорация.

 



2016-09-16 493 Обсуждений (0)
Классификация транснациональных компаний 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация транснациональных компаний

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)