Понятие межличностного конфликта
Введение Развитие современного российского общества и государства, носит достаточно противоречивый характер, что находит выражение в явных или латентных конфликтах между людьми. Все это обуславливает увеличение конфликтогенных факторов, что приводит к обострению противоречий и росту разнообразных конфликтов в различных социальных группах. Необходимость исследования проблемы конфликта обусловлена реалиями современного общества, в котором существует тенденция к возрастанию напряженности, росту конфликтов во всех сферах социального взаимодействия. Коренные преобразования российского общества затронули не только важнейшие сферы жизнедеятельности людей: политику, экономику, культуру и др., но и глубоко проник в общественные, межгрупповые и межличностные отношения, обусловил рост напряженности и конфликтности. В отечественной психологии проблема конфликта изучается как самостоятельная со второй половины 60-х годов. Первые попытки постановки и теоретического осмысления проблемы межличностного конфликта предпринимаются - в конце 60-х - начале 70-х годов. Межличностные конфликты–это конфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. Межличностные конфликты существенно влияют на жизнь отдельного человека и развитие социальных групп, поэтому их изучение практически значимо. Целью данной работы является изучение основных характеристик межличностного конфликта. Для реализации данной цели поставлены следующие задачи: изучить понятие межличностного конфликта, охарактеризовать его основные особенности и сферы проявления, проанализировать типологию конфликтных личностей и их стратегии поведения в межличностных конфликтов. Понятие межличностного конфликта В психологических исследованиях конфликтов существуют разные толкования понятия конфликта. Считается, что первым в отечественной психологии определение конфликту дал А. Р. Лурия в 1930 году, правда, это определение по смыслу было близким к определению внутриличностного конфликта, предложенному К. Левиным. Другие известные психологи в своих определениях отражали какие-то значимые психологические характеристики конфликтов[12,с.14]. Конфликт означает столкновение личностей ввиду несовместимости их потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения. О.Н. Громова [3] определяла конфликт как борьбу за ценности и претензии, за определенный статус, власть и ресурсы, где целями являются нанесение ущерба или устранение соперника. Данные психологические определения конфликтов в содержательном отношении являются весьма ценными, в то же время субъектам конфликтного противоборства в них почему-то не отводилось место, и происходило, видимо, из-за обилия видов конфликтов и их участников, которые не попадали под какое-то обобщающее определение. Выходом из создавшегося положения стало введение категории «субъектного противоборства» в широкой трактовке его содержания конкретных личностей до систем, что позволило по-другому взглянуть на данную проблему. Обобщение существующих смысловых определений конфликта, последовательная опора на принцип единства личности и деятельности позволяют дать следующее определение конфликта: межличностный конфликт есть противоборство между субъектами, вызванное трудноразрешимыми и субъективно значимыми противоречиями, сопровождающееся острыми эмоциональными переживаниями[2,с.15 ]. В данном определении отражены три основных психологических аспекта конфликта: · причинно-личностный (наличие трудноразрешимых и субъективно значимых противоречий); · деятельностный (противоборство, столкновение); · аффективно-личностный (острые отрицательные эмоциональные переживания субъектов конфликтного противоборства, активно влияющие на его протекание). Межличностные конфликты представляют собой один из результатов соперничества и противостояния людей в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие. Межличностный конфликт представляет собой столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Межличностный конфликт — это результат ситуации, когда потребности или представления одного человека не соответствуют потребностям и представлениям другого. Не всякое столкновение перерастает в конфликт. В столкновении ясно проявляется его предмет. В конфликте предмет может маскироваться, конфликтное поведение тоже не всегда отчетливо выражено: длительное время люди могут вести себя корректно, пока не наступит момент для поединка. Межличностный конфликт – это всегда интрига, где цель и средства тщательно маскируются, интрига жестокая, коварная, предполагающая явные и скрытые удары и наслаждение от поражения противника. В отличие от конфликта столкновение – это часто встречающаяся форма контактов между людьми. Проявления этой формы весьма многообразны [1,3,8]. В одних случаях столкновение проявляется исключительно в борьбе, в попытках противников обезоружить друг друга. Примером этого может быть ситуация, когда кого-то пытаются дискредитировать с помощью интриг, преследований, ложных обвинений и т. п. Негативно действуют на людей и затрудняют их совместную деятельность даже не сами конфликты, а их последствия: стресс, страх, враждебность, угрозы. Межличностные конфликты имеют свои функции: · информационную; · интеграционную; · инновационную. Информационная функция конфликта выражается в том, что она позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности участвующих в нем людей, их ценностные ориентации, психологическую устойчивость к стрессовым факторам. Интеграционная функция конфликта выражается в том, что он позволяет ослабить психическую напряженность, расширить сферу и способы взаимодействий с окружающими, сплачивает группу перед лицом внешних трудностей. Инновационная функция конфликта выражается в том, что он служит источником развития личности, может улучшать качество индивидуальной работы, способствовать созданию новых, более благоприятных условий, к которым легче адоптироваться членам коллектива. Л. Козер [5] подчеркивал, что межличностный конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, в нем заложен большой позитивный потенциал. В ряде случаев межличностные конфликты могут играть позитивную роль в коллективе. Например, конструктивные конфликты в деловом общении возникают по принципиальным проблемам, имеющим непосредственное отношение к трудовой деятельности. Кто-то ответственно выполняет свои обязанности, осознавая свою значимость на работе, кто-то ориентируется только на личные ценности, не связанные с работой. Но, как только решается проблема, из-за которой возникли разногласия, такой конфликт исчезает. Любой деловой конфликт может перерастать в эмоциональный, и тогда он приобретает деструктивный характер. Деструктивные межличностные конфликты вызывают негативные последствия, которые могут перерастать в склоку и другие неблагоприятные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы трудового коллектива и взаимоотношений между людьми. Т.о., конфликт может быть функциональным или может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, ухудшению социально-психологического климата в коллективе и снижению результативности деятельности. Последствия межличностного конфликта могут быть как функциональными и дисфункциональными [6,с.82].
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (405)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |