Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нетрадиционные приёмы изучения фактического материала



2016-09-16 888 Обсуждений (0)
Нетрадиционные приёмы изучения фактического материала 0.00 из 5.00 0 оценок




  1. Характеристика нетрадиционных приёмов изучения фактического материала, их отличие от традиционных.
  2. Анализ нетрадиционных приёмов.

 

Целью занятия является продолжение освоения сущности эмпирического изучения фактического материала путём расширения сферы применения образно-эмоциональных приёмов. Их дополняют характеристикой приёмов нетрадиционного плана. В процессе выполнения практической работы необходимо осознать их смысл и роль в обучении, установить зависимости между их выбором и характером исторического материала, формами работы на уроках.

Литература

  1. Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 1990. - № 4.
  2. Борзова Л.П. Дидактические игры // Преподавание истории в школе. – 2000. - № 3.
  3. Борзова Л.П. Игры при изучении нового материала на уроках истории // Преподавание истории в школе.. – 2000. - № 3.
  4. Быков А.В. Программа по историческому моделированию, реконструкции и ролевым играм // Преподавание истории в школе. – 2001. - № 7.
  5. Васяева М.Н. Нетрадиционные формы уроков // Преподавание истории в школе. – 2001. - № 6.
  6. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. – М., 1996.
  7. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя. – М., 1985.
  8. Гольденберг М. Интервью как метод активизации познавательной деятельности при изучении отечественной истории // История. – 2001. - № 12.
  9. Гора П.К. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М., 1998. – С. 72-90.
  10. Гугнина О.В.«Учебный мозговой штурм» в преподавании истории // Преподавание истории в школе. – 2014. -№2.
  11. Драхлер А.Б. Кроссворды на уроках истории // Преподавание истории в школе – 2004. №7
  12. Иванова Т.Н. История в 7 классе. Сценарии ролевых игр. – Чебоксары, 1993.
  13. Кеймах Г.Б., Фёдоров И.С. Игра-путешествие «Прощай, XX век» // ПИШ. - 2001.- № 6
  14. Клименко А.В., Румынина В.К. Уроки-суды в преподавании истории и права // ПИШ.- 1998. - № 3. – С. 58-65.
  15. Колмаков А.И. Урок-игра, урок-соревнование // ПИШ. – 1998. - № 5. – С. 38-41.
  16. Короткова М.В. Проблемные игры и познавательные задания на уроках истории средних веков // Преподавание истории в школе. – 1991. - № 4.
  17. Короткова М.В. Формирование образных представлений учащихся в курсе история древнего мира // Преподавание истории в школе. – 1990. - № 5.
  18. Мясникова Е.Ю. Зарождение демократии в Афинах (урок-ролевая игра в 6 классе) – ПИШ. – 2001. - № 5.
  19. Шевченко Н.И. Нетрадиционные методы преподавания истории в старшей школе // ПИШ.- 2002. - № 8. – С. 46-50.

 

 


 

Семинар 7

Методика проведения урока истории

 

1. Урок истории в системе форм обучения.

2. Типы уроков и их характеристика. Классификация уроков.

3. Комбинированный урок и его структурно-содержательные компоненты.

4. Методика составления плана-конспекта урока

 

Литература

1. Актуальные вопросы методики обучение истории в средней школе / Под ред. А.Г.Колоскова. – М.,1984. – С. 226-239.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М.,1999. – С. 89-106.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М., 2003. – С. 280-326.

4. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в школе. – М., 1988. – С. 190-202

5. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. – М., 1987.

6. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. – М., 1978.

7. Короткова М.В., Студеникин.М.Т. Методика обучения истории. – М.: Владос, 1999. – С. 137-142.

8. Методика обучения истории в школе: Пособие для учителей / Отв.ред. Н.Г.Дайри. – М., 1978. – Ч.2. – С. 95-112.

9. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пед.ин.-тов по спец. 2108 «История» / С.А.Ежова, А.В.Дружкова и др. – М.,1986. – С. 217-236.

10. Озерский И.З. Начинающему учителю истории. – М.,1989.

11. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. – М.: Владос, 2002. – С. 124-144.

12. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М.: Владос, 2000. – С. 151-163.

13.Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1985.

14. Тараканов Д.В. Методическая разработка урока //Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - № 7.

15. Иоффе А.Н.Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся // Преподавание истории в школе. – 2012.- №1.

16. Долгодворова Е.Ю. Лабораторные формы работы в преподавании общественных дисциплин в старшей школе. Преподавание истории в школе. – 2007.- № 10.

17. Юрченко Е.С. Коллоквиум по истории: от школы к вузу. // Преподавание истории в школе. – 2007.- № 10.

18. Боголюбов Л.Н. Многообразие форм и методов учебной работы // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. - №7.

19. Стрелова О.Ю.Современный урок истории. //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. - № 1.

 


Семинар 8

Альтернативные формы проведения уроков истории

  1. Интерактивные формы учебных занятий.
  2. Игровые методики.
  3. Проектное обучение.
  4. Характеристика нетрадиционных форм проведения уроков.

Литература

 

  1. Барыкина Т.А., Десятникова. М.А.Игровая технология, как эффективное средство формирования предметных компетенций в процессе изучении курса «История России» в X классе // Преподавание истории в школе. – 2012. - № 10.
  2. Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 1990. - № 4.
  3. Борзова Л.П. Дидактические игры // Преподавание истории в школе.. – 2000. - № 3.
  4. Борзова Л.П. Игры при изучении нового материала на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 2000. - № 3.
  5. Борщева В.Н. Еще раз о школьных дебатах. // Преподавание истории в школе.- 2009. № 3.
  6. Быков А.В. Программа по историческому моделированию, реконструкции и ролевым играм // Преподавание истории в школе. – 2001. - № 7.
  7. Васяева М.Н. Нетрадиционные формы уроков // Преподавание истории в школе. – 2001. - № 6.
  8. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. – М., 1996.
  9. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя. – М., 1985.
  10. Гольденберг М. Интервью как метод активизации познавательной деятельности при изучении отечественной истории // История. – 2001. - № 12.
  11. Гугнина О.В. Игровые технологии в преподавании обществознания в VIII-IX классах. // Преподавание истории в школе.- 2015. - № 7.
  12. Гурьянова Л.И. Игровые формы на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 1.
  13. Динерштейн Е.Е. Учебно-познавательная игра «Рыцарский турнир». // Преподавание истории в школе.- 2006. №6.
  14. Дроздовская И.С. Развитие творческих способностей учащихся в процессе групповой работы // Преподавание истории в школе. – 2001- №6.
  15. Егорова В.И., Ярошенко В.Г. Урок-практикум по теме «Восстание декабристов // Преподавание истории и обществознания в школе = 2009.- № 1.
  16. Ермакова И.Н. Дискуссионные формы обучения в преподавании истории и обществознания // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 104.
  17. Иванова Т.Н. История в 7 классе. Сценарии ролевых игр. – Чебоксары, 1993.
  18. Идатчиков Н.Н. Политинформация как метод актуализации знаний на уроке истории. // Преподавание истории в школе.- 2009. № 1.
  19. Кеймах Г.Б., Фёдоров И.С. Игра-путешествие «Прощай, XX век» // Преподавание истории в школе.. - 2001.- № 6
  20. Клименко А.В., Румынина В.К. Уроки-суды в преподавании истории и права // Преподавание истории в школе.- 1998. - № 3. – С. 58-65.
  21. Кожин Ю.А. Методика проведения правового брейн-ринга в средней школе // Преподавание истории в школе. - 2006. - № 2.
  22. Колмаков А.И. Урок-игра, урок-соревнование // Преподавание истории в школе. – 1998. - № 5. – С. 38-41.
  23. Короткова М.В. Методика проектирования, разработки и использования творческих заданий по истории. . // Преподавание истории в школе.- 2015. - № 3.
  24. Кудрявцева Т.Ю. Учебный суд «Типы правосудия в СССР в 1930-е годы и в Российской Федерации в начале XXI века». // Преподавание истории в школе..- 2009. - № 7.
  25. Муслимова Г.К. Игра «Слабое звено». // Преподавание истории в школе. - 2006.- №5.
  26. Мясникова Е.Ю. Зарождение демократии в Афинах (урок-ролевая игра в 6 классе) – Преподавание истории в школе. – 2001. - № 5.
  27. Петроченко С.В. Россия в XVIII веке (итоговое занятие в VIII классе в форме викторины). // Преподавание истории в школе.- 2009 - № 3.
  28. Прокофьева П.Д. Что таится в черном ящике, или фокус творческого мышления (Практикум по творчеству для старшеклассников). // Преподавание истории в школе.- 2009 - № 6
  29. Полякова О. Дискуссия в аквариуме // История.- Режим доступа: http://his.1september.ru/article.php?ID=200404707
  30. Старобинская Г.И. Работа в парах на уроке // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2013. - № 6.
  31. Черенкова И.В. Земские соборы (урок-практикум в Х классе). № // Преподавание истории в школе.- 2009 -№3.
  32. Шевченко Н.И. Нетрадиционные методы преподавания истории в старшей школе // Преподавание истории в школе.- 2002. - № 8. – С. 46-50.
  33. Школьные дебаты. // Преподавание истории в школе..- 2009 - № 10.
  34. Янушевский В.Н. Учебное проектирование: методология, методика, практика. // Преподавание истории в школе.- 2015. - № 2.

Практическая работа

1. Составьте несколько нетрадиционных приёмов, обосновав их характер.

2. Подготовьте рассказ от первого лица о путешествии в какую-либо страну, о «своей» жизни в этой стране в давнюю эпоху (при разборе присутствующим найти все ошибки и недочёты).

3. Подготовьте «текст с ошибками» о каком-либо историческом событии.

4. Что отличает нетрадиционные приёмы от традиционных?

5. Соотнесите данную группу приёмов с характером исторического материала. Какие группы образных представлений вы будите формировать посредством данной группы приёмов? Обоснуйте своё мнение.

6. Чем отличается персонификация (драматизация) вымышленных судеб людей от биографического материала?

7. Что общего и различного в приёмах драматизации и персонификации?

8. Г.И. Годер ввёл в методику понятие «создание нереальных ситуаций». Объясните, относится ли приём интервьюирования персонажей к данному понятию?

9. Дайте определение приёма воображаемой экскурсии. Почему она относится к нетрадиционным приёмам?

10. Что такое ролевая игра: приём или форма организации урока? В чём её отличие от других?

11. Какие факторы будут определять при подготовке к уроку выбор приёмов нетрадиционного плана: характер материала, подготовленность учащихся (включая наличие опыта работы), конкретная цель урока, возраст и познавательные возможности учащихся, ваши личные качества как учителя, эмоциональный настрой и атмосфера на уроке?

12. Как сочетаются в традиционных и нетрадиционных приёмах две стороны – внешняя чувственно-практическая (зрительные, слуховые ощущения) и мыслительная внутренняя? В чём это проявляется?


Семинар 9

Методика проведения внеучебной работы по истории

 

1. Особенности внеурочной работы по истории в современной школе

2. Основные формы внеурочной работы по истории

3. Краеведческая работа в школе

 

 

Литература

 

1. Гаврилина Ю.Г. Народные ополчения и выход из Смуты (урок групповой работы в VII классе). // Преподавание истории в школе. – 2009. № 8.

2. Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе. – М., 992.

3. Историческое краеведение: Учебное пособие / Под ред. Г.Н.Матюшкина. – М., 1975.

4. Крицкая Н.Ф. Организация и проведение предметных олимпиад по истории в V–VIII классах. // Преподавание истории в школе. – 2009. № 2.

5. Крутова И.В., Разбегаева Л.П. Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания // Преподавание истории в школе. – 2016. № 6.

6. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М., 1983.

7. Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах: Книга для учителя. – М., 1990.

8. Манн Б.Б. Школьный исторический театр // Преподавание истории в школе. – 1993. - № 3.

9. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителя / Под ред Н.С. Борисова. – М., 1982.

10. Осипова Т.Г. Уроки истории — уроки жизни: постановка и решение воспитательных задач урока // Преподавание истории в школе. – 2016. № 6.

11. Партицкая Т.В. Игровые формы на итоговом уроке по курсу истории России // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - № 10.

12. Померанцева Н.Л. Предметная неделя по истории // Преподавание истории в школе. – 1998. - № 3.

13. Румынина В.В. Использование форм популярных телепередач во внеклассной работе // Преподавание истории в школе. – 1998. - № 3.

14. Чудаева Л.В. Интеллектуальная игра «Клио» // Преподавание истории в школе. –2013. - № 5.

15. Шапарина О.Н Игровые элементы на уроках отечественной истории как способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении. // Преподавание истории в школе. - 2016. - № 4.

16. Ялышева Л.В. Организация деятельности школьного музея // Преподавание истории в школе. – 2009. № 10.



2016-09-16 888 Обсуждений (0)
Нетрадиционные приёмы изучения фактического материала 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нетрадиционные приёмы изучения фактического материала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (888)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)