Конфликты во взаимодействии
Редко случается, что то, чего пламенно желаешь, столь же пламенно не оберегали бы другие люди А. Дюма
Будем точными в рассуждениях. Что значит взаимодействие? Один совершает действие и в ответ на него совершает действие другой. Они взаимны, но не равнозначны, т.е. не равны по значимости, так как первое обусловливает второе. В чем же состоит обусловленность? Прежде чем ответить на этот вопрос, обратим внимание на то, что речь идет об осознанном взаимодействии, т.е. каждое действие осознано настолько, что имеются ответы на вопросы: Для чего? Что? Как? Если первый знает ответы на эти вопросы в своем действии, а второй его правильно понял, то его ответное действие тоже содержит ответы на эти три вопроса. В этом обусловленность действия второго, а значит, и повышенная ответственность первого. Внутренние конфликты. Источник конфликтов внутри субъектов (S): личность (Л), группа (Г), общность (О), общество (О) в несоответствии:
Внутренние конфликты свойственны личности, группе, общности, обществу, сообществу. Они возникают и развиваются, если своевременно не срабатывает саморегуляция, т.е. регуляция внутренних потребностей, норм, способностей и их несоответствия. Преодолеваемое несоответствие — противоречие служит источником развития, а непреодолеваемое — источником конфликта, который устранить значительно труднее, чем предотвратить. 1. Попытайтесь привести примеры внутренних конфликтов. Разместите их по предложенной схеме, заменяя систему S субъектами: личность, группа (семья, коллектив), общность, общество, сообщество. 2. Выявите источник конфликта.
Внешние конфликты. Понятие конфликта внешнего — эмоционального предполагает проявление неразрешимого противоречия с элементами социума (личность, группа, семья, коллектив, общность, общество). Типы конфликтов по: • источникам: - конфликт позиций, - конфликт интересов, - конфликт норм, правил, - конфликт способов, - конфликт результатов; • степени несоответствия: - противоречие, - проблема, - столкновение, - катастрофа. Разрешение конфликтов — коммуникация (межличностная, межгрупповая). Технология межличностных коммуникаций: • идентификация (поставить себя на место другого)
Горизонтальные конфликты. Источники конфликтов в несоответствии потребностей, способностей, норм субъектов одного уровня: личность (Л), группа (Г), общность (О).
При взаимодействии субъектов одного уровня проявляется несоответствие — противоречие потребностей, норм, способностей. Если характер взаимодействия продолжительный, непрерывный, значимый для обоих субъектов, то противоречие надо заменить и устранить, предотвращая конфликт. А это возможно, если осознан его источник. 1. Попытайтесь привести примеры таких конфликтов. Размещая их по предложенной схеме, замените систему S,, S2 субъектами: личность, группа (семья, коллектив), общность, общество, сообщество. 2. Выявите источник конфликта.
Данная схема позволяет обнаружить источник конфликта между субъектами одного уровня, который условно назван «горизонтальным». Вертикальные конфликты. Источник конфликта — в несоответствии потребностей, способностей, норм субъектов разных уровней.
Каждое сообщество включает в себя общества, общество — общности, общность — группы, а группа — личности. Субъекты более высокого порядка создают внешние условия для субъектов, в них входящих. Они либо полностью принимаются, объявляются объективными, либо не принимаются и вызывают естественное стремление их изменить. В процессе жизнедеятельности проявляется несоответствие между потребностями, нормами, способностями субъектов разных уровней, которые либо устраняются, либо превращаются в конфликты. Назовем их условно «вертикальные». 1. Попытайтесь привести примеры таких конфликтов. Разместите их по предложенной схеме, заменяя систему S, субъектами: личность, группа (семья, коллектив), общность, общество, сообщество. 2. Выявите источник конфликта между S, и S2 (S3, S4, S5).
Вопросы для обсуждения
1. Раскройте значение коммуникации в социальных взаимодействиях. 2. Приведите примеры разрыва отношений по причине непонимания. 3. Взаимосвязь вербальной и невербальной коммуникации. 4. Обусловленность типов социальных отношений (демократические, авторитарные) преобладанием типов коммуникаций (вертикальных, горизонтальных). 5. Назовите причины непонимания в общении. Дайте их классификацию. 6. Различие видов отношений: понимание, эмпатия, идентификация. г=ц Контрольные вопросы
1. Понятие коммуникации, ее цель и результат. Приведите примеры. 2. Типы коммуникаций: вербальная и невербальная, «горизонтальная» и «вертикальная». Средства коммуникации. 3. Психологические барьеры в коммуникациях. Понимание, эмпатия, идентификация как виды коммуникаций. Приведите примеры. 4. Как Вы понимаете толерантность. 5. Проанализируйте конфликтную ситуацию по нижеприведенной схеме, где динамика развития конфликта возможна по горизонтали и вертикали (элементам социума).
С — соответствие; НС — несоответствие; Пр — противоречие; К-т — конфликт; Ст — столкновение; Ка — катастрофа. Упражнения
1. Коммуникация — это наиболее значимое социальное действие, в котором достигается понимание, а значит, предотвращается конфликт. Коммуникативные способности можно развить путем тренингов, главные процедуры которых состоят в том, чтобы: - оформить мысль (свою и чужую) в тезис: «о чем? и что?» (говорю, говорит другой); - уловить эмоциональную окраску тезиса (своего и чужого): «как?»; - помнить о резонансе (откликается та же эмоция); - владеть ключом: «для чего?» (мне, ему) эта коммуникация — для какого результата. Найдите в своем общении примеры коммуникации как эмпатии, идентификации. Выполняя эти упражнения многократно, Вы разовьете свои коммуникационные способности. 2. Выделите в своем общении ситуации непонимания, проанализируйте их, выявите причину непонимания, конфликта. 3. Развивая собственные коммуникативные способности, выделите уровни «осознаю»: - собственное коммуникативное действие (моя позиция, цели, содержание, метод, результат); . ответное коммуникативное действие (его позиция, цели, содержание, метод, результат); - коммуникативное взаимодействие (выявление соответствий и несоответствий в позициях, целях, содержании, методах, результатах). 4. В современной психологии немало исследований посвящено мотивации общения с одной и другой стороны, их динамике в процессе общения. Многие авторы используют для наглядности оси координат, иллюстрируя зависимость целей одного (Ц1) от целей другого (Ц2). Используйте этот метод на конкретных примерах.
Раздел II
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (611)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |