Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация диагностических методик



2016-09-15 1447 Обсуждений (0)
Классификация диагностических методик 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологическая диагностика осуществляется с помощью большого набора средств, инструментов, в том числе тестов, имеющих различное значение и применение, которые мы объединим в понятие «диагностические методики». Существует несколько достаточно обоснованных классификаций психологических методик (использующих разные основания для классификации):

I По результату:

1. Диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ. Сюда относятся тесты интеллекта, тесты способностей и достижений. Например: ШТУР.

2. Задания, правильных ответов на которые не существует, т.е. любой ответ будет правильным, ответ лишь характеризуется направленностью и частотой, это группа включает почти все личностные тесты. Например: тест на темперамент Айзенка.

II По форме предъявления:

1. Вербальные психологические методики (вербальный – словесный). Задания таких тестов опосредованы речевой активностью испытуемых; они включают процессы памяти, воображения и др. в языковой форме.

2. Невербальныепсихологические методики. В этом случае только инструкция к выполнению сообщается в языковой форме, само выполнение задания опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные.

3. Смешанныеметодики. Задания имеют и ту и другую форму.

III По методическим принципам, на которые опирается построение методики:

1. Объективные тесты – методики, в которых должен быть правильный ответ на выполнение задания. Пример – интеллектуальные тесты. Векслер.

2. Субъективные тесты – со слов испытуемого, идет обращение к воображению, памяти, мышлению, в ходе которого измеряются различные стороны личности. Сюда относятся несколько разновидностей:

А) Тесты – опросники, предполагают набор пунктов (вопросов, суждений) относительно которых испытуемый выносит свои суждения. Как правило используется двух альтернативный выбор ответа (да, нет) или трех альтернативный (да, нет, не знаю). Одна и та же психологическая переменная представляется группой пунктов (обычно 6 – 7). Пункты опросника могут быть прямыми, аппелирующими непосредственно к опыту субъекта (Боитесь ли вы темноты?) либо к мнениям, суждениям испытуемого, в которых косвенно проявляются его личный опыт или переживания (пример: Большинство людей честны). Опросники строятся как одномерные (тестирующие одно свойство человека) или как многомерные – включают целый ряд психологических переменных.

В) Открытые опросники – ответ испытуемый дает в свободной форме, в последующем предполагается контент – анализ. Они не предусматривают стандартизированного ответа испытуемого. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям путем контент – анализа. Это довольно сложная специальная процедура статистической обработки рассказов, изложений, описаний свободного характера, в которых регистрируются специально выделенные для задач исследования ключевые слова (скажем, нас интересует беспокойство, семья, карьера). Затем измеряется частота и объем упоминаний (квантификации) этих единиц информации. Частота и объем квантификации служит мерой выраженности этого свойства или процесса. Пример: ассоциативные тесты (предполагается слово, к которому испытуемый называет любое другое по ассоциации или методика неоконченных предложений).

С) Шкальные техники – предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала конкретных лиц и т.п.) по выраженности у них качества, заданного шкалой (например: теплый – холодный, сильный – слабый) чаще используют 3 – 5 – 7 точечные шкалы различных наименований: числовые шкалы (чаще) наименований, порядка и др. Пример: числовая шкала опросника Бекмана – Рихнера

Мне кажется по

характеру я скорее не сдержан 3 2 1 0 1 2 3 Скорее сдержан

Ответ обводится испытуемым.

К шкальным также относятся техники построения по методу Чарльза Осгуда, направленные на выявление случайных и неслучайных элементов содержания. Этот вид анализа не сложен, он включает подсчет числа элементов каждого типа и числа их совместных наблюдений и вычисляется математически ожидаемая вероятность их совместного появления. Если обнаруженное в исследовании число совместных появлений больше, чем ожидаемое, то, следовательно, эти связи не случайны.

3. Проективные методики. Основаны на том, что слабо структурированный материал, выступающий в качестве стимула, при соответствующей организации стимула исследования порождает образы, где раскрываются те или иные характеристики субъекта. Проективные тесты основаны не на прямой, а на косвенной оценке качеств испытуемого. Оценка получается путем анализа того, как испытуемый воспринимает и интерпретирует некие многозначные объекты: сюжетно – неопределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные фразы и пр. Предполагается, что в ходе тестирования он неосознанно «вкладывает» - «проецирует» самого себя. Проективные методики часто используются в клинических исследованиях, где требуется определенный опыт и интуиция психолога. Часто обработка результатов проективных методик заканчивается контент – анализом. Пример: тест Роршаха.

4. Диалогические (интерактивные) техники. (беседы, интервью, диагностические игры). Диалогические техники могут быть вербальными (интервью, беседы) и невербальными (игра как диагностическая процедура). В процессе применения диалогических техник, психолог вступает в контакт с обследуемым и достигает результатов за счет специфических особенностей такого контакта (скажем, доверия обследуемого).

Также выделяются следующие классы методик:

1) по предмету тестирования – качеству, оцениваемому тестом – различаются тесты интеллекта, тесты личностные и тесты межличностные и т.п.

2) по особенностям используемых задач – различаются тесты практические, тесты образные и тесты вербальные;

3) по характеру материала – различаются тесты бланковые и тесты аппаратурные;

4) по объекту оценивания – различаются тесты процессуальные, тесты достижений, тесты способностей, тесты состояний и свойств,

5) тесты групповые и индивидуальные.

Рассмотренная нами классификация описывает, сводит воедино наиболее значительные психодиагностические процедуры. Особенности каждого раздела этой классификации мы рассмотрим при изучении конкретного раздела.

Различные методические приемы, на основе которых строятся те или иные методики, можно также расположить по мере вовлеченности психолога в диагностическую процедуру и степени его влияния на результат обследования, в таком случае выделяется 3 группы:

1. Наименьшая вовлеченность психодиагноста в процедуру обследования. Это компьютерные и другие аппаратурные методики. Затем идут объективные тесты типа интеллектуальных. Почти столь же малой степенью вовлеченности обладают и некоторые формы стандартизированных самоотчетов – опросники и шкальные техники. В этих методиках влияние психолога сказывается только на этапе разработки теста, а сама процедура тестирования, как и фиксации результатов, в принципе может проводиться любым подготовленным помощником.

2. На противоположном полюсе находятся диалогические, проективные техники. Они характерны максимальной степенью вовлеченности психолога в процесс обследования. Скажем, работа психолога с клиентом в психодиагностической консультации. Своей реакцией и ответными репликами психолог может создать оптимальные условия для получения информации или полностью исказить ее смысл.

3. Остальные психодиагностические методики занимают промежуточное положение между двумя полюсами, то есть степень влияния на процедуру обследования средняя.

Согласно общепринятой классификации тесты можно подразделить:

· по назначению — общедиагностические, профессиональной пригодности, специальные;

· по комплектности — на изолированные и тестовые батареи;

· по области охвата психического — на интеллектуальные и тесты личности (тесты свободных ассоциаций, тесты самоотчета на вопросники, ситуативные и проективные тесты);

· по характеру умственных действий — вербальные и невербальные;

· по степени однородности задач — гомогенные и гетерогенные;

· по ведущей ориентации — на скорость, тесты мощности и смешанные;

· по форме ответа — устные и письменные;

· в соответствии с количеством одновременно обследуемых людей — индивидуальные, групповые и т.д.

Для практического психолога ценность представляет весь тестовый инструментарий. Тесты как система стандартизированных вопросов и задач позволяют практическому психологу измерять уровень развития определенного психологического качества.

В качестве вывода из этого раздела классификации можно сказать, что множество методик требует вмешательства психолога в процесс диагностики и, следовательно, предъявляет особые требования к личности психолога – психодиагноста. Главный диагностический инструмент психолога – его собственная личность.



2016-09-15 1447 Обсуждений (0)
Классификация диагностических методик 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация диагностических методик

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)