Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изменение концентрации на российских рынках под воздействием слияний



2016-09-16 632 Обсуждений (0)
Изменение концентрации на российских рынках под воздействием слияний 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Концентрация производителей выступает важной характеристикой структуры рынка. Показатели концентрации отражают как условия, так и результаты конкуренции. Чем меньше продавцов на рынке и более равномерно рынок распределен между продавцами, тем ниже стимулы к конкуренции, которые испытывают продавцы. Повышение концентрации в результате слияний часто рассматривается как один из факторов, создающих угрозу будущей конкуренции на российских рынках. Одновременно изменение показателей концентрации характеризует процессы перераспределения активов и рынков между разными типами участников. Активность сделок слияний служит важным индикатором интенсивности перераспределения ресурсов в переходной экономике. С этой позиции слияния могут выступать результатом и индикатором конкуренции, стимулирующей перераспределение ресурсов. Существуют данные о том, что и российские слияния во многих случаях сопутствовали усилению соперничества между участниками рынка.

Существующие оценки поддерживают утверждение о том, что слияния были важнейшей формой структурных изменений в российской экономике. Эта концепция идет рука об руку с тезисом о том, что главной движущей силой преобразований и экономического роста в течение последних пятнадцати лет выступал именно крупный бизнес. Сделки слияний активизировались вместе с экономическим подъемом. Показатель отношения сделок слияний к ВВП России в 2000-2004 гг. находился в интервале от 4 до почти 8%. По данным выборочных обследований, свыше половины занятых в российской промышленности работают на предприятиях, входящих в состав холдингов (бизнес-групп), причем около 2/3 из этих предприятий стали объектами слияний и поглощений уже после 1998 г. Однако, несмотря на большое значение слияний для российской промышленности, систематическая количественная характеристика их воздействия на концентрацию производства до сих пор отсутствует.

В отсутствие подобной характеристики, оценки уровня концентрации и тенденций их изменения вынуждены опираться на косвенные свидетельства. Например, в докладе Федеральной антимонопольной службы [ФАС, 2009, с.11] приводятся данные о том, какое количество организаций обеспечивает определенную долю добавленной стоимости в ВВП. Этот показатель демонстрирует резкий рост концентрации в последние годы экономического подъема. Так, если в 2003 г. 10% ВВП России создавали 52 организации, а 20% – 710, то к 2007 г. число крупнейших участников, обеспечивающих соответствующий вклад, сократилось до 16 и 128 соответственно. Однако подобные данные неизбежно учитывают несколько процессов, в том числе не только изменение долей крупнейших продавцов на отдельных рынках и в отдельных видах деятельности, но и изменение долей видов деятельности в ВВП России. В течение указанного периода в ВВП России росла доля добывающей промышленности (для которой характерна более высокая концентрация, чем для других видов деятельности), и этот процесс по крайней мере частично объясняет приведенные выше показатели.

В качестве показателя концентрации используется индекс Херфиндаля-Хиршмана, определяемый как:

,

 

где si – доля i-й компании в производстве продукции в границах Российской Федерации.

Изменение данного показателя хорошо отражает воздействие перераспределения долей рынка на возможности конкуренции и рыночное равновесие. Не случайно именно этот индикатор используется в рамках предварительного контроля слияний в большинстве стран. Метод анализа воздействия слияний на конкуренцию воспроизводит подход, используемый антимонопольными органами разных стран. Воздействие показателей слияния на концентрацию оценивается следующим образом.

Пусть:

s1 – доля в отрасли предприятия (группы предприятий), являющегося объектом сделки слияния;

s2 – доля в отрасли предприятий (помимо объекта сделки), принадлежащих на момент сделки продавцу;

s2 – доля в отрасли предприятий (помимо объекта сделки), принадлежащих на момент сделки покупателю.

 

При данных долях предприятий в отраслевом выпуске под воздействием сделки значение индекса Херфиндаля-Хиршмана изменится следующим образом:

 

где – изменение показателя Херфиндаля-Хиршмана благодаря слияниям.

Определив таким образом эффект каждой сделки, мы используем их сумму за определённый период как индикатор суммарного эффекта слияний. Эффект слияний может быть как меньше, так и больше общего изменения концентрации производства за период, поскольку другие эффекты могут действовать как в направлении роста, так и в направлении снижения концентрации.

Необходимо отметить, что такой подход к измерению эффекта слияний с точки зрения микроэкономического анализа является неприемлемым. Поскольку выпуск продавца является объектом его выбора, доля компании после слияния не равна сумме долей её составных частей до слияния. Вот почему используемый метод даёт лишь грубую оценку эффекта слияний. Тем не менее, именно такой подход используется, в частности, антимонопольными органами многих стран для оценки изменения структуры рынка.

Общеизвестные достоинства индекса HHI позволяют достаточно точно отражать воздействие сделки на показатели концентрации. Эффект сделки тем выше, чем выше доля в отрасли предприятия – объекта сделки, и чем больше доля покупателя превышает долю продавца. В том случае, если до сделки слияния доля покупателя превосходит долю продавца, суммарное влияние сделки на показатель концентрации окажется отрицательным.

 



2016-09-16 632 Обсуждений (0)
Изменение концентрации на российских рынках под воздействием слияний 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изменение концентрации на российских рынках под воздействием слияний

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (632)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)