Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа на занятиях оценивается по балльно-рейтинговой системе: максимальное число баллов за каждое занятие 5. Оно суммируется с данными рубежного контроля



2016-09-16 404 Обсуждений (0)
Работа на занятиях оценивается по балльно-рейтинговой системе: максимальное число баллов за каждое занятие 5. Оно суммируется с данными рубежного контроля 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Тема 1. Структура исторического исследования (4 часа)

 

План занятия:

1. Научная проблема и ее актуальность.

2. Постановка цели и задач исследования.

3. Историографическое обоснование исследовательских задач.

4. Источниковедческое обоснование исследовательских задач.

5. Методологическое обоснование исследовательских задач.

6. Понятие исследовательской программы.

 

Цель занятия: обратить внимание студентов на логическую структуру исторического исследования для корректного ее использования в исследовательской работе, при написании курсовых работ.

 

Задачи занятия: 1) на основе анализа специальной методологической литературы и лекционного материала выяснить структуру научного исследования, характерную для исторической науки; 2) проанализировать любую дипломную (выпускную квалификационную) работу (на выбор студента), выполненную на кафедрах исторического факультета с точки зрения корректности и эффективности ее структуры (дипломные и выпускные квалификационные работы хранятся на всех кафедрах исторического факультета); 3) исходя из полученной информации, сформулировать структуру своей курсовой работы.

Особые замечания: обратите внимание на понятийный аппарат, связанный со структурой исторического исследования (научная проблема, актуальность проблемы, метод, исторический источник, историография). Уточните их содержание в «Методологическом словаре студента-историка» и в словаре «Теория и методология истории. Терминологический словарь»!

 

Литература

 

Берков В.Ф. Научная проблема. Минск, 1979.

Генинг В.Ф. Структура археологического познания. Киев, 1989.

Герасимов И.Г. Научное исследование. М., 1972.

Герасимов И.Г. Структура научного исследования. М., 1976.

Грушин Б.А. Логика исторического исследования. М., 1961.

Егорова В.С. Объяснения в исследованиях по гражданской истории // Философские науки. №1. 1983.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987, 2003.

Коломийцев В.Ф. Методология истории. М.,2001.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. М., 2006.

Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.

Парфенов И.Д. Методология исторической науки. Саратов, 2001.

Ракитов А.И. К вопросу о структуре исторического исследования // Философские проблемы исторической науки. М., 1969.

Ракитов А.И. Историческое познание. М.,1983.

Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. М, 2003.

Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., 2007.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, Объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999.

 

Тема 2. Место количественных методов в исторических исследованиях (4 часа)

 

План занятия:

1. Условия математизации исторических исследований.

2. Проявление математизации в исторических исследованиях.

3. Место количественных методов в системе методов исторической науки.

4. Типы исследовательских задач, основанных на применении количественных методов.

 

Цель занятия: определение познавательных возможностей количественных методов.

 

Задачи занятия: 1) познакомиться с конкретными решениями исторических проблем на основе количественных методов; 2) выявить конкретные исследовательские методики и приемы анализа исторических фактов; 3) ознакомиться с предложенными работами (на выбор студента), исходя из интересующей его проблематики.

Особые замечания: обратите внимание, что математизация истории – это не мода, а насущная потребность в более глубоком познании истории. Важно при этом помнить, что математика эффективна не для всех проблем исторического познания! Наиболее продуктивно ее применение в изучении экономической, социальной, демографической истории, изучении массовых исторических источников!

Литература

 

Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., 2005.

Балашова Е.Н. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб: к вопросу о формальных характеристиках стиля // Математические методы и ЭВМ в исторических исследованиях. М., 1985.

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

Бородкин Л.И., Милов Л.В., Морозова Л.В. К вопросу о формальном анализе авторских особенностей стиля в произведениях древней Руси // Математические методы в историко-экономических и историко-культурных исследованиях. М., 1977.

Бочаров А.В. Основыне методы исторического исследования. Томск, 2006.

Брагина Л.М. Методика количественного анализа философских трактатов эпохи Возрождения // Математические методы в историко-экономических и историко-культурных исследованиях. М., 1977.

Бровар В.В. Количественный анализ исторического развития общества // Математические методы в исследованиях по социально-экономической истории. М., 1975.

Буховец О.Г. Массовые источники по общественному сознанию российского крестьянства // История СССР. № 4. 1986.

Игошев Л.А. Опыт применения ЭВМ для анализа источников музыкальной культуры русского средневековья // Математические методы и ЭВМ в исторических исследованиях. М., 1985.

Изместьева Т.Ф. Участие России в международной торговле каменным углем // Математические методы в социально-экономических и археологических исследованиях. М., 1981.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987, 2003.

Корсунский А.Р. Проблемы измерения социальных явлений в исторических источниках // Математические методы в исследованиях по социально-экономической истории. М., 1985.



2016-09-16 404 Обсуждений (0)
Работа на занятиях оценивается по балльно-рейтинговой системе: максимальное число баллов за каждое занятие 5. Оно суммируется с данными рубежного контроля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа на занятиях оценивается по балльно-рейтинговой системе: максимальное число баллов за каждое занятие 5. Оно суммируется с данными рубежного контроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (404)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)