Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизмы формирования ощущений



2016-09-16 2694 Обсуждений (0)
Механизмы формирования ощущений 4.60 из 5.00 5 оценок




ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Познавательные психические процессы

Психuческие процессы - динамическое отражение действи­тельности в различных формах психического явления.

Психиче­ский процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие, конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно свя­зан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психоло­гической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются:

- внешними воздействия­ми,

- раздражениями нервной системы, идущими от внутрен­ней среды организма.

Психические процессы протекают с различной быст­ротой и интенсивностью в зависимости от особых внешних воз­действий и состояний личности.

Психический процесс обеспечивает :

- формирование знаний

- и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Кпознавательным психическим процессам относятся ощущения, восприятия, пред­ставления, память, внимание, мышление, воображение, речь.

Ощущения

Основой знания об окружающем мире являются ощущения. Знакомясь с окружающим миром, человек активно взаимодействует с ними различает цвет, форму, размеры предметов и объектов, слышит звуки, чувствует запахи, пробует вкус.

Это и составляет наши ощущения.

Ощущение - отражение человеком отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

 

Механизмы формирования ощущений

Роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до ЦНС как главного органа управления деятельностью сведенияо состоянии внешней и внутренней среды.

Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:

1. рецепторов, воспринимающих раздражение;

2. проводящих центростремительных (афферентных) нервных пу­тей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, пере­дается в соответствующие участки коры головного мозга;

3. центральных корковых отделов анализатора, где происходит об­работка нервных сигналов, поступающих от рецепторов.

В основе любого психического процесса, в том числе ощущения, лежат физиологические процессы возбужде­ния и торможения, протекающие в больших полушариях мозга.

 

Виды ощущений (классификация)

I. По расположению рецептора:

Ø экстерорецептивные,

Ø интерорецептивные,

Ø проприорецептивные ощущения.

1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды.

К ним относятся:

· Зрительные ощущения формируются с помощью палочек (около 130 млн), являющихся аппаратом сумеречного зрения, и колбочек (около 7 млн), позволяющих различать цвета.

Человек способен распознавать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними.

Все цветовые тона можно получить с помощью смешения трех основных цветов: красного, синего и зеленого.

· Обонятельные ощущения помогают человеку распознавать лету­чие вещества и запахи.

Обонятельные рецепторы расположены в каждой половине носовой полости (около 30 млн).

Теоретически различают 7 основных групп запахов:

1. эфирный (ацетон),

2. камфорный (нафта­лин),

3. мускусный (мускус),

4. цветочный (запах розы),

5. ментоловый (мята),

6. острый (уксус),

7. гнилостный (запах тухлого яйца).

Обоняние играет важную роль в оценке потребляемой пищи.

При насморке пища может показаться совсем безвкусной, так как при приеме пищи мы всегда пропускаем воздух через полость носа «едим носом».

Помимо этого, нос «участвует» в сексуальных отношениях.

· Слуховые ощущения возникают в результате звуковых волн. Гром­кость звука определяется амплитудой волны, а его высота - часто­той колебаний.

· Вкусовые ощущения вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или в воде, на вкусовые рецепторы (около 1000), расположенные на поверхности языка, задней повер­хности глотки, нёбе и надгортаннике.

Для возникновения вкусовых ощущений необходимо растворе­ние веществ в слюне (или воде).

Вытертый насухо участок языка не дает вкусовых ощущений при воздействии на него твердыми веще­ствами.

Вкусовые ощущения разделяются на ощущения сладкого, кислого, горького и соленого.

Разные участки языка по-разному чув­ствительны к разным веществам:

- к сладкому наиболее чувствите­лен кончик языка,

- к кислому - края языка,

- к горькому - область корня языка.

· Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными со­ставляют осязание, с помощью которого человек отражает каче­ственные особенности предметов - их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

· Температурные ощущения - это ощущения тепла и холода в ре­зультате активизации температурных рецепторов.

 

Необходимо помнить, что экстероцептивные ощущения холода, громкости, шершавости, солености, пахучести, яркости и т.д. субъек­тивны.

 

2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов, информация от которых непрерывным потоком поступает в мозг.

К интероцептивным ощущениям также относятся ощущения равновесия, возникающие в результате деятельности вестибулярно­го анализатора и обеспечивающие вертикальное положение тела.

Особое внимание среди интероререцептивных ощущений заслуживает боль.

 

3. Проприорецептивные ощущения - это ошущения, отражающие движения нашего тела.

С помощью мышечно-двигательных ощу­щений человек получает информацию:

- о положении тела в про­странстве,

- о взаимном расположении всех его частей,

- о сокраще­нии, растяжении и расслаблении мышц и т.д.

Утрата таких ощущений чревата грубыми расстройствами походки и выполнения автоматизированных двигательных актов (напр., еды).

 

II. По контакту с раздражителем:

1. дистантные –слуховые, зрительные, обонятельные.

2. и контактные (непосредственные) –тактильные, вкусовые.

Свойства ощущений

Существуют общие свойства ощущений:

1. Качество –это каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов.

Например:

- слуховые ощущения характеризуются – высотой, тембором, громкостью;

- зрительные –цветовым тоном, насыщенностью.

2. Интенсивность –определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3. Длительность – Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

4. Пространственная локализация раздражителя – Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, даёт нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

- В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель – вкусовые ощущения.

- А иногда они более разлиты – болевые ощущения.

 

Так же выделяются следующие свойства ощущений:

1) пороги ощущений и их чувствительность;

2) адаптация;

3) синестезия;

4) сенсибилизация и компенсаторные возможности.

1. Пороги ощущений и чувствительность анализаторов.

Для то­го, чтобы ощущение возникло, раздражитель должен быть опре­деленной величины.

Например,

- человек не почувствует несколько крупинок саха­ра в стакане чая,

- не воспримет сверхвысокие частоты и т. д.

Минимальная величина раздражителя, которая способна вы­звать самое слабое ощущение, - это нижний абсолютный порог ощущений.

Если дальше продолжать проводить опыт с добавлением не­больших порций сахара в стакан чая одновременно с нескольки­ми людьми, то может получиться, что кто-то почувствует нали­чие сахара раньше, чем все остальные. Про такого человека можно сказать, что его вкусовая чув­ствительность выше, нежели у остальных.

Способность человека различать самые слабые внешние воз­действия называется абсолютной чувствительностью.

Очень велика абсолютная чувствительность у зрительного анализатора.

Абсолютный порог и абсолютная чувствительность находятся в обратно пропорциональной зависимости.

Это означает, что чем выше чувствительность, тем меньше ве­личина порога.

Например, человеку требуется меньшее количе­ство сахара, чтобы почувствовать его вкус.

 

В случаях, когда величина раздражителя становится настолько большой, что ощушение пропадает, говорят оверхнем абсолют­ном пороге ощушений.

Например,

- свет солнца ослепляет.

 

На чувствительность анализаторов и величину порогов влияют многие факторы, наиболее значимые из которых:

- про­фессиональная деятельность человека,

- его интересы.

Например,:

- ткачи способны различать до 40 оттенков черного цвета.

Адаптация

Многочисленные эксперименты показали, что анализаторы одного и того же человека могут изменять свою чувствительность, приспосабливаясь к новым условиям жизнедеятельности.

Эта способность называется адаптацией.

Однако разные ор­ганы чувств обладают различной степенью адаптации.

Очень велика адаптация у зрительного и кожного анализаторов.

Например,

- под действием яркого света чувствительность зри­тельного анализатора уменьшается в 200 тыс. раз.

Гораздо меньше способен к адаптации слуховой анализатор.

- Как правило, к шуму привыкают, но его все равно слышат.

Сенсибилизация.

Иногда можно изменить чувствительность одного анализато­ра, воздействуя на другой.

Это явление и называется сенсибилизацией.

Например,

- из­вестно, что чувствительность зрительного анализатора повыша­ется, если его стимулировать слабыми музыкальными звуками, и понижается, если воздействовать резкими, сильными звуками.

Синестезия.

Специальные исследования показали, что иногда люди соеди­няют различные ощущения в одно.

Такое слияние называется синестезией.

Экспериментально установлено, что есть звуки:

- яркие и тусклые,

- радостные и пе­чальные.

Например:

Психологу Выготскому один из пациентов сказал:

- «Какой у Вас желтый и рассыпчатый голос ... А вот есть люди которые разговаривают как-то многоголосо, которые отдают целой ком­позицией, букетом ... ».

 

5. Компенсаторные возможности

В случаях, когда в деятельности какого-либо анализатора

на­блюдается дефект, то другие анализаторы начинают работать в усиленном режиме, то есть наши органы чувств обладают ком­пенсаторными возможностями.

Можно привести множество примеров,

- когда слепые станови­лись прекрасными музыкантами,

- а слепоглухие адаптировались в окружающем мире благодаря активной работе тактильных, обо­нятельных ощущений и т. д.

Нарушения ощущений.

Они весьма многообразны.

Нарушения ощущений могут возникать, при органическомили функциональном нарушении нервных проводников, в частности, сосудистой иннервации (иннервация (от лат. in — в, внутри и нервы), снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой (ЦНС).)

 

1. Сенестопатии - постоянные неопределенные непри­ятные ощущения «внутри тела» без точной локализации (чувство «шевеления, переваливания, перекатывания», «постоянные дребез­жащие» боли и т.д.) ..

К этой группе растройств можно отнести кожный зуд, часто сопровождающий эмоциональные напряжения, неврозы, заболевания почек и крови, заболевания обмена веществ, аллергические реакции, реакция на приём медикаментов, пищи.

Особенно неблагоприятно влияет зуд на психику больного: появляется раздражительность, нетерпимость, злобность и гневливость.

Такие больные нуждаются в терпеливом и спокойном к ним отношении.

2. Гиперестезuя - повы­шенная чувствительность - часто наблюдается у ас­тенизированных больных. Солнечный свет, обычные звуки, запа­хи, прикосновение одежды к телу кажутся невыносимыми.

3. Гипестезия - пониженная чувствительность - пациент почти не реагирует на инъекцию, но может получить ожог от горчичников или грелки.

4. Анестезия - отсутствие чувствитель­ности.

Происходит при повреждении чувствительных нервов или мозга (спинного или головного), вследствии чего внешние раздражения не достигают центральной нервной системы.

Анестезия может поразить всё тело (общая) или какую-либо часть его (местная).

5. Парестезии ­ощущения жжения, покалывания, стягивания, ползания насекомых на коже или под кожей и т.д. Могут возникать при неврологических расстройствах.

 

Все эти ощущения неблагоприятно влияют на психику пациента:

- человек становится раздражительным,

- нетерпеливым, злобным.

Контакт с такими людьми требует большого терпения.

 

Боль

Медсестра в практической деятельности чаще всего сталки­вается с болью.

Чтобы наилучшим образом помочь пациенту, испыты­ваюшему боль, надо понимать ее специфические черты.

Наиболее часто употребляется определение боли, данное Международ­ной ассоциацией по изучению боли (МАИБ):

«Боль - это неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, сопровождающееся фак­тическим или возможным повреждением тканей; либо состояние, сло­весное описание которого соответствует подобному повреждению».

По этому определению, боль - нечто большее, чем просто ощущение, поскольку обычно сопровождается неприятным аффективным пере­живанием.

Боль является не простым ощущением, а сложным явлением, включающим

- и физический,

- и эмоциональный компонент.

Это явление чисто субъективное.

В связи с этим правильнее говорить о восприятии боли.

 

Восприятие боли

 

На восприятие боли влияют факторы:

- физические,

- психологические,

- социальные

- и духовные

1. К физическим факторам относятся

- симптомы болезни,

- побочные эф­фекты лечения.

2. К психологическим факторам–

- гнев, разочаро­вание, отчаяние,

- чувство изоляции,

- ощущение беспомощности из-за от­сутствия интереса у врачей,

- потеря доверия к врачу вследствие неадекватного лечения,

- тревожность как результат боязни испытывать боль,

- страх перед больницами вообще,

- чувство брошенности и ненуж­ности.

3. Социальные факторы

- заниженная самооценка в результате по­тери статуса,

- тревога о финансовых проблемах,

- хроническая усталость.

4. Духовные факторы

- страх смерти и самого процесса умирания,

- духов­ные метания, чувство вины,

- потеря надежды и уверенности в будущем.

 

Лечение боли включает как лекарственные, так и нелекарственные методы.

Нелекарственные могут быть:

- физическими (грелки, элект­ростимуляция нервов)

- и психологическими (релаксация, когнитивная, поведенческая терапия).

Следует помнить, что чувство дискомфорта, бессонница, страх, скука, грусть, заброшенность обостряют восприятие боли.

Наоборот, сопере­живание окружающих, хорошее настроение, релаксация, творчествопо­вышают устойчивость к восприятию боли.

Боль сильнее, если она занимает все внимание человека.

 

Боль можно уменьшитьс помощью отвлекающей деятельности.

Ø При уходе за пациентами с болевым синдромом медсестра должна как можно быстрее реагировать на просьбы об обезболивании.

Ø Медсестра должна всегда про­являть сочувствие и желание помочь.

 

Встречаются люди с полной врожденной нечувствительностью к боли.

Ø Такие люди с первых лет жизни постоянно получают серьез­ные травмы или ранят сами себя.

Ø Некоторые из них преждевремен­но умирают, например, от заболеваний вроде аппендицита, так как не ощущают болевых симптомов и не обращаются за медицинской помощью.

 

Многие из нас испытывали психогенную боль (некоторые авторы считают, что половина пациентов, посещающих ЛПУ, жалуются именно на такую боль). Поразительное и типичное свойство такой боли в том, что функция «болящего» органа нисколько не наруша­ется, даже когда пациент сильно страдает.

В данном случае суще­ствует неосознаваемый психический конфликт.

Известны так называемые фантомные ощущения (фантомные боли) – это ощущения присутствия утраченной конечности или ее части, которые могут сопровождаться болью.

 

Субъективный характер боли делает ее трудноизмеримым поня­тием.

Это особенно актуально для тех, кто затрудняется выразить свою боль словами:

- младенцы,

- пациентов в состоянии изменен­ного сознания,

- пациентов, которым трудно говорить,

- пациентов­ иностранцев и т.д.

 

Во всем мире достаточно широко используются всевозможные шкалы оценки боли (Pain Rating Scales):

- описательные (рис. 3.1),

- числовые (рис. 3.2),

- аналоговые, визуальные и т.д.

Нет Умеренная Очень

боли боль сильная боль

\__________\____________\___________\___________\__________\

Слабая Сильная Предельно

боль боль сильная боль

 

Рис. 3.1. Упрощенная описательная шкала боли.

 

Выберите число, которое наиболее соответствует уровню испытыва­емой вами боли

 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Нет боли _______________________________Ужасная боль

 

Рис. 3.2. Десятибалльная шкала оценки боли.

 

Для обучения пациентов и семей по использованию числовой шкалы боли

(рис. 3.2) рекомендуется:

1. Показать шкалу и объяснить, что ее используют для того, чтобы помочь медработнику понять уровень боли пациента и выбрать способы ее облегчения.

2. Медсестра будет регулярно спрашивать пациента об уровне испытываемой им боли, но и сам пациент должен также сообщать о боли;

3. Объяснить, что значат числа на шкале:

- 0- означает отсутствие боли,

- 10 - самую сильную боль.

- Середина шкалы возле числа 5озна­чает умеренную боль.

- Боль, оцененная 2 или 3 баллами, будет слабой болью,

- 7 баллами и выше - сильной.

 

Существуют шкалы, с помощью которых можно измерить вызванный болью дистресс (рис. 3.3).

 

Ничего нет Неудобство Ужас

\_____________\_____________\_____________\___________\__________\

 

Досада, раздражение Страх опасение Мука

 

Рис. 3.3. Описательная шкала оценки вызванного болью дистресса.

 

Для оценки боли у детей 3 лет и старше можно применять Wопg­-Baker FACES Pain Rating Scale (рис. 3.4).

 

Однако гораздо важнее облегчить состояние пациента.



2016-09-16 2694 Обсуждений (0)
Механизмы формирования ощущений 4.60 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Механизмы формирования ощущений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2694)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)