Механизмы формирования ощущений
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Познавательные психические процессы Психuческие процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психического явления. Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие, конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психологической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются: - внешними воздействиями, - раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особых внешних воздействий и состояний личности. Психический процесс обеспечивает : - формирование знаний - и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. Кпознавательным психическим процессам относятся ощущения, восприятия, представления, память, внимание, мышление, воображение, речь. Ощущения Основой знания об окружающем мире являются ощущения. Знакомясь с окружающим миром, человек активно взаимодействует с ними различает цвет, форму, размеры предметов и объектов, слышит звуки, чувствует запахи, пробует вкус. Это и составляет наши ощущения. Ощущение - отражение человеком отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Механизмы формирования ощущений Роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до ЦНС как главного органа управления деятельностью сведенияо состоянии внешней и внутренней среды. Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из: 1. рецепторов, воспринимающих раздражение; 2. проводящих центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры головного мозга; 3. центральных корковых отделов анализатора, где происходит обработка нервных сигналов, поступающих от рецепторов. В основе любого психического процесса, в том числе ощущения, лежат физиологические процессы возбуждения и торможения, протекающие в больших полушариях мозга.
Виды ощущений (классификация) I. По расположению рецептора: Ø экстерорецептивные, Ø интерорецептивные, Ø проприорецептивные ощущения. 1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды. К ним относятся: · Зрительные ощущения формируются с помощью палочек (около 130 млн), являющихся аппаратом сумеречного зрения, и колбочек (около 7 млн), позволяющих различать цвета. Человек способен распознавать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними. Все цветовые тона можно получить с помощью смешения трех основных цветов: красного, синего и зеленого. · Обонятельные ощущения помогают человеку распознавать летучие вещества и запахи. Обонятельные рецепторы расположены в каждой половине носовой полости (около 30 млн). Теоретически различают 7 основных групп запахов: 1. эфирный (ацетон), 2. камфорный (нафталин), 3. мускусный (мускус), 4. цветочный (запах розы), 5. ментоловый (мята), 6. острый (уксус), 7. гнилостный (запах тухлого яйца). Обоняние играет важную роль в оценке потребляемой пищи. При насморке пища может показаться совсем безвкусной, так как при приеме пищи мы всегда пропускаем воздух через полость носа «едим носом». Помимо этого, нос «участвует» в сексуальных отношениях. · Слуховые ощущения возникают в результате звуковых волн. Громкость звука определяется амплитудой волны, а его высота - частотой колебаний. · Вкусовые ощущения вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или в воде, на вкусовые рецепторы (около 1000), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, нёбе и надгортаннике. Для возникновения вкусовых ощущений необходимо растворение веществ в слюне (или воде). Вытертый насухо участок языка не дает вкусовых ощущений при воздействии на него твердыми веществами. Вкусовые ощущения разделяются на ощущения сладкого, кислого, горького и соленого. Разные участки языка по-разному чувствительны к разным веществам: - к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, - к кислому - края языка, - к горькому - область корня языка. · Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов - их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи. · Температурные ощущения - это ощущения тепла и холода в результате активизации температурных рецепторов.
Необходимо помнить, что экстероцептивные ощущения холода, громкости, шершавости, солености, пахучести, яркости и т.д. субъективны.
2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов, информация от которых непрерывным потоком поступает в мозг. К интероцептивным ощущениям также относятся ощущения равновесия, возникающие в результате деятельности вестибулярного анализатора и обеспечивающие вертикальное положение тела. Особое внимание среди интероререцептивных ощущений заслуживает боль.
3. Проприорецептивные ощущения - это ошущения, отражающие движения нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: - о положении тела в пространстве, - о взаимном расположении всех его частей, - о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.д. Утрата таких ощущений чревата грубыми расстройствами походки и выполнения автоматизированных двигательных актов (напр., еды).
II. По контакту с раздражителем: 1. дистантные –слуховые, зрительные, обонятельные. 2. и контактные (непосредственные) –тактильные, вкусовые. Свойства ощущений Существуют общие свойства ощущений: 1. Качество –это каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Например: - слуховые ощущения характеризуются – высотой, тембором, громкостью; - зрительные –цветовым тоном, насыщенностью. 2. Интенсивность –определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. 3. Длительность – Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. 4. Пространственная локализация раздражителя – Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, даёт нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. - В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель – вкусовые ощущения. - А иногда они более разлиты – болевые ощущения.
Так же выделяются следующие свойства ощущений: 1) пороги ощущений и их чувствительность; 2) адаптация; 3) синестезия; 4) сенсибилизация и компенсаторные возможности. 1. Пороги ощущений и чувствительность анализаторов. Для того, чтобы ощущение возникло, раздражитель должен быть определенной величины. Например, - человек не почувствует несколько крупинок сахара в стакане чая, - не воспримет сверхвысокие частоты и т. д. Минимальная величина раздражителя, которая способна вызвать самое слабое ощущение, - это нижний абсолютный порог ощущений. Если дальше продолжать проводить опыт с добавлением небольших порций сахара в стакан чая одновременно с несколькими людьми, то может получиться, что кто-то почувствует наличие сахара раньше, чем все остальные. Про такого человека можно сказать, что его вкусовая чувствительность выше, нежели у остальных. Способность человека различать самые слабые внешние воздействия называется абсолютной чувствительностью. Очень велика абсолютная чувствительность у зрительного анализатора. Абсолютный порог и абсолютная чувствительность находятся в обратно пропорциональной зависимости. Это означает, что чем выше чувствительность, тем меньше величина порога. Например, человеку требуется меньшее количество сахара, чтобы почувствовать его вкус.
В случаях, когда величина раздражителя становится настолько большой, что ощушение пропадает, говорят оверхнем абсолютном пороге ощушений. Например, - свет солнца ослепляет.
На чувствительность анализаторов и величину порогов влияют многие факторы, наиболее значимые из которых: - профессиональная деятельность человека, - его интересы. Например,: - ткачи способны различать до 40 оттенков черного цвета. Адаптация Многочисленные эксперименты показали, что анализаторы одного и того же человека могут изменять свою чувствительность, приспосабливаясь к новым условиям жизнедеятельности. Эта способность называется адаптацией. Однако разные органы чувств обладают различной степенью адаптации. Очень велика адаптация у зрительного и кожного анализаторов. Например, - под действием яркого света чувствительность зрительного анализатора уменьшается в 200 тыс. раз. Гораздо меньше способен к адаптации слуховой анализатор. - Как правило, к шуму привыкают, но его все равно слышат. Сенсибилизация. Иногда можно изменить чувствительность одного анализатора, воздействуя на другой. Это явление и называется сенсибилизацией. Например, - известно, что чувствительность зрительного анализатора повышается, если его стимулировать слабыми музыкальными звуками, и понижается, если воздействовать резкими, сильными звуками. Синестезия. Специальные исследования показали, что иногда люди соединяют различные ощущения в одно. Такое слияние называется синестезией. Экспериментально установлено, что есть звуки: - яркие и тусклые, - радостные и печальные. Например: Психологу Выготскому один из пациентов сказал: - «Какой у Вас желтый и рассыпчатый голос ... А вот есть люди которые разговаривают как-то многоголосо, которые отдают целой композицией, букетом ... ».
5. Компенсаторные возможности В случаях, когда в деятельности какого-либо анализатора наблюдается дефект, то другие анализаторы начинают работать в усиленном режиме, то есть наши органы чувств обладают компенсаторными возможностями. Можно привести множество примеров, - когда слепые становились прекрасными музыкантами, - а слепоглухие адаптировались в окружающем мире благодаря активной работе тактильных, обонятельных ощущений и т. д. Нарушения ощущений. Они весьма многообразны. Нарушения ощущений могут возникать, при органическомили функциональном нарушении нервных проводников, в частности, сосудистой иннервации (иннервация (от лат. in — в, внутри и нервы), снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой (ЦНС).)
1. Сенестопатии - постоянные неопределенные неприятные ощущения «внутри тела» без точной локализации (чувство «шевеления, переваливания, перекатывания», «постоянные дребезжащие» боли и т.д.) .. К этой группе растройств можно отнести кожный зуд, часто сопровождающий эмоциональные напряжения, неврозы, заболевания почек и крови, заболевания обмена веществ, аллергические реакции, реакция на приём медикаментов, пищи. Особенно неблагоприятно влияет зуд на психику больного: появляется раздражительность, нетерпимость, злобность и гневливость. Такие больные нуждаются в терпеливом и спокойном к ним отношении. 2. Гиперестезuя - повышенная чувствительность - часто наблюдается у астенизированных больных. Солнечный свет, обычные звуки, запахи, прикосновение одежды к телу кажутся невыносимыми. 3. Гипестезия - пониженная чувствительность - пациент почти не реагирует на инъекцию, но может получить ожог от горчичников или грелки. 4. Анестезия - отсутствие чувствительности. Происходит при повреждении чувствительных нервов или мозга (спинного или головного), вследствии чего внешние раздражения не достигают центральной нервной системы. Анестезия может поразить всё тело (общая) или какую-либо часть его (местная). 5. Парестезии ощущения жжения, покалывания, стягивания, ползания насекомых на коже или под кожей и т.д. Могут возникать при неврологических расстройствах.
Все эти ощущения неблагоприятно влияют на психику пациента: - человек становится раздражительным, - нетерпеливым, злобным. Контакт с такими людьми требует большого терпения.
Боль Медсестра в практической деятельности чаще всего сталкивается с болью. Чтобы наилучшим образом помочь пациенту, испытываюшему боль, надо понимать ее специфические черты. Наиболее часто употребляется определение боли, данное Международной ассоциацией по изучению боли (МАИБ): «Боль - это неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, сопровождающееся фактическим или возможным повреждением тканей; либо состояние, словесное описание которого соответствует подобному повреждению». По этому определению, боль - нечто большее, чем просто ощущение, поскольку обычно сопровождается неприятным аффективным переживанием. Боль является не простым ощущением, а сложным явлением, включающим - и физический, - и эмоциональный компонент. Это явление чисто субъективное. В связи с этим правильнее говорить о восприятии боли.
Восприятие боли
На восприятие боли влияют факторы: - физические, - психологические, - социальные - и духовные 1. К физическим факторам относятся - симптомы болезни, - побочные эффекты лечения. 2. К психологическим факторам– - гнев, разочарование, отчаяние, - чувство изоляции, - ощущение беспомощности из-за отсутствия интереса у врачей, - потеря доверия к врачу вследствие неадекватного лечения, - тревожность как результат боязни испытывать боль, - страх перед больницами вообще, - чувство брошенности и ненужности. 3. Социальные факторы – - заниженная самооценка в результате потери статуса, - тревога о финансовых проблемах, - хроническая усталость. 4. Духовные факторы – - страх смерти и самого процесса умирания, - духовные метания, чувство вины, - потеря надежды и уверенности в будущем.
Лечение боли включает как лекарственные, так и нелекарственные методы. Нелекарственные могут быть: - физическими (грелки, электростимуляция нервов) - и психологическими (релаксация, когнитивная, поведенческая терапия). Следует помнить, что чувство дискомфорта, бессонница, страх, скука, грусть, заброшенность обостряют восприятие боли. Наоборот, сопереживание окружающих, хорошее настроение, релаксация, творчествоповышают устойчивость к восприятию боли. Боль сильнее, если она занимает все внимание человека.
Боль можно уменьшитьс помощью отвлекающей деятельности. Ø При уходе за пациентами с болевым синдромом медсестра должна как можно быстрее реагировать на просьбы об обезболивании. Ø Медсестра должна всегда проявлять сочувствие и желание помочь.
Встречаются люди с полной врожденной нечувствительностью к боли. Ø Такие люди с первых лет жизни постоянно получают серьезные травмы или ранят сами себя. Ø Некоторые из них преждевременно умирают, например, от заболеваний вроде аппендицита, так как не ощущают болевых симптомов и не обращаются за медицинской помощью.
Многие из нас испытывали психогенную боль (некоторые авторы считают, что половина пациентов, посещающих ЛПУ, жалуются именно на такую боль). Поразительное и типичное свойство такой боли в том, что функция «болящего» органа нисколько не нарушается, даже когда пациент сильно страдает. В данном случае существует неосознаваемый психический конфликт. Известны так называемые фантомные ощущения (фантомные боли) – это ощущения присутствия утраченной конечности или ее части, которые могут сопровождаться болью.
Субъективный характер боли делает ее трудноизмеримым понятием. Это особенно актуально для тех, кто затрудняется выразить свою боль словами: - младенцы, - пациентов в состоянии измененного сознания, - пациентов, которым трудно говорить, - пациентов иностранцев и т.д.
Во всем мире достаточно широко используются всевозможные шкалы оценки боли (Pain Rating Scales): - описательные (рис. 3.1), - числовые (рис. 3.2), - аналоговые, визуальные и т.д. Нет Умеренная Очень боли боль сильная боль \__________\____________\___________\___________\__________\ Слабая Сильная Предельно боль боль сильная боль
Рис. 3.1. Упрощенная описательная шкала боли.
Выберите число, которое наиболее соответствует уровню испытываемой вами боли
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Нет боли _______________________________Ужасная боль
Рис. 3.2. Десятибалльная шкала оценки боли.
Для обучения пациентов и семей по использованию числовой шкалы боли (рис. 3.2) рекомендуется: 1. Показать шкалу и объяснить, что ее используют для того, чтобы помочь медработнику понять уровень боли пациента и выбрать способы ее облегчения. 2. Медсестра будет регулярно спрашивать пациента об уровне испытываемой им боли, но и сам пациент должен также сообщать о боли; 3. Объяснить, что значат числа на шкале: - 0- означает отсутствие боли, - 10 - самую сильную боль. - Середина шкалы возле числа 5означает умеренную боль. - Боль, оцененная 2 или 3 баллами, будет слабой болью, - 7 баллами и выше - сильной.
Существуют шкалы, с помощью которых можно измерить вызванный болью дистресс (рис. 3.3).
Ничего нет Неудобство Ужас \_____________\_____________\_____________\___________\__________\
Досада, раздражение Страх опасение Мука
Рис. 3.3. Описательная шкала оценки вызванного болью дистресса.
Для оценки боли у детей 3 лет и старше можно применять Wопg-Baker FACES Pain Rating Scale (рис. 3.4).
Однако гораздо важнее облегчить состояние пациента.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2749)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |