Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Каждый пациент имеет право на снижение боли всеми доступными



2016-09-16 632 Обсуждений (0)
Каждый пациент имеет право на снижение боли всеми доступными 0.00 из 5.00 0 оценок




спосо­бами и средствами

Статья 30 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.93 № 5487-1).

Управление хронической болью - быстро раз­вивающаяся область медицины.

Разрабатываются методы, с помощью которых пациенты могут самостоятельно управлять болью.

Одним из простейших нефарма­кологических методов управления болью является релаксация.

К релаксации приводит работа с ментальными образами.

На­пример,

- пациент с использованием нескольких модальностей со­здает образ пляжа с мягким теплым песком, морскими волнами, медленно набегающими на берег, и легким прохладным ветерком, приносящим запах моря. Он представляет, как с каждой волной боль постепенно ослабевает и куда-то уходит. Если пациент скон­центрируется на своем медленном и глубоком дыхании, то он мо­жет представить, что с каждым выдохом боль оставляет тело.

Мето­ды расслабления наиболее успешны, когда применяются с учетом индивидуальных предпочтений пациента.

Преимущества этих ме­тодов в том, что им легко научиться как персоналу, так и пациен­ту, они не требуют специального оборудования.

Восприятие

Человек, познавая окружающий мир, воспринимает не от­дельные свойства (ощущения), а предмет в целом, т. е. человече­ский мозг, выделяя свойства предметов и явлений, тут же объе­диняет их в какой-либообраз.

Такой процесс называется восприятием.

Восприятие - это целостное отражение предме­тов и явлений окружающего мира, возникающие при непосредственном воздействии на органы чувств.

В реальной жизни ощущение и восприятие неразрывно связа­ны между собой.

Например,

· мы видим вдалеке человека, и по мере его при­ближения начинаем различать цвет волос, особенности приче­ски, строение носа и т. д., т.е. выделяем отдельные черты внешне­го облика, а затем вновь происходит объединение, и мы узнаем в этом прохожем своего приятеля.

Виды восприятия

Рассмотрим две существующие классификации.

1. Вид восприятия определяется по тому анализатору, который наиболее значим.

Чаще всего выделяются такие виды, как:

- зрительное,

- слуховое,

- осязательное.

Иногда сразу несколько анализаторов занимают ведущее место.

Такие сложные виды восприятия имеют двойное название,

например,

- при просмотре телевизионных передач, театральных пьес ведущую роль играет зрительно-слуховое восприятие.

 

2. В основе классификации лежит объект восприятия.

Выделяются следующие виды:

1) восприятие предметов;

2) восприятие отношений;

3) восприятие движений;

4) восприятие пространства;

5) восприятие времени;

6) восприятие человека.

Рассмотрим подробнее особенности восприятия времени.

Время объективно измеряется в секундах, минутах, часах, сутках ит.д.

Однако субъективно каждый человек воспринимает время по­разному.

Механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми биологическими часа­ми - определенной последовательностью и ритмом биологических обменных процессов, происходящих в организме человека.

Наибо­лее вероятными кандидатами на роль биологических часов считают ритм сердечных сокращений и метаболизм.

Это частично подтвер­ждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на ско­рость обменных процессов, восприятие времени может меняться.

Например,

· Алкоголь чаще всего замедляет субъективно восприни­маемый ход времени,

· а кофеин ускоряет его.

Субъективное восприятие продолжительности времени частич­но зависит от того, чем оно заполнено:

· Более короткой кажется интересная и осмысленная деятельность,

и наоборот.

· При хоро­шем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно.

 

На оценке времени сказывается также установка личности:

· Ожи­дание неприятных событий вызывает ощущение быстро текущего вре­мени.

· При ожидании приятного кажется, что оно долго не наступает.

 

Например:

французский спелеолог почти 63 дня просидел в пропасти Скарассон на глубине 135 м где отсутвовал какой-либо свет и не было никаких указателей времени. Когда прошло более 40 суток, ему казалось, что он находится в изоляции всего 25 дней. Когда закончилось добровольное заточение и друзья пришли за ученым, то он сказал: «Если бы я знал, что конец так близок, я бы давно съел оставшиеся помидоры и фрукты».

Некоторые профессии требуют умения точно оценивать время (летчики, парашютисты, космонавты и т. д.).

С представителями этих профессий проводятся специальные тренировки, на кото­рых обучают сохранять правильное чувство времени.

 

Теперь остановимся на восприятии пространства.

Пространство является неотъемлемой частью самого челове­ка.

- Если другой человек вторгается в личное пространства, то при этом может нарушаться процесс общения.

Для человека очень важна система организации простран­ства.

Например:

- Американского психолога Э. Холла пригласили для вы­яснения причин возникающих разногласий в филиалах амери­канских фирм, находящихся в ФРГ и немецкой Швейцарии.

В филиалах работали местные сотрудники и специалисты из США.

Оказалось, что все дело в двери.

Американцы привыкли работать в больших общих помеще­ниях при открытых дверях.

Таким образом создается ощущение, что все делают сообща одно общее дело.

Однако согласно немецким традициям каждое помещение должно иметь надежные двери.

Дверь, распахнутая настежь, - свидетельство полного беспо­рядка.

Таким образом, благодаря восприятию человек способен ориентироваться в предметном мире.

 

Основные свойства восприятия

Выделяют следующие свойства восприятия:

- избирательность,

- константность,

- апперцепция (осмысленность),

- целостность (предметность),

 

1. избирательность - способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес.

Избирательность выражается в выделении объекта из фона.

Объектом восприятия принято считать то, что находится в центpe внимания, а все, что его окружает, - это фон.

В течение 0,001 с головной мозг должен принять и отправить до 4 млн импульсов.

При переработке такого количества сигналов на первый план выступает заинтересованность человека, кото­рая и определяет избирательность восприятия.

Например,

Вхо­дит утром медсестра в палату.

На ее анализаторы поступает по­ток информации:

- солнечный свет,

- прохладный ветерок из приоткрытого окна,

- шум воды в умывальцике,

- вопросы пациен­та Иванова о результатах анализа,

- запах дезодоранта,

- показатели термометров и т.д.

Из всего потока она выделяет запах ацетона, исходящий из мочеприемника Петрова, и вызывает врача;

 

2. константность, т.е. относительное постоянство в восприятии.

Эта особенность объясняется опытом, приобретенным в про­цессе развития личности, и имеет огромное практическое значе­ние.

Например:

- Если человек высокого роста будет находиться на некотором не­значительном расстоянии, то все равно он останется для окружаю­щих высоким.

Если бы человек не владел этим качеством , то при каждом повороте, движении, изменении освещенности мы бы сталкива­лись с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее;

И наша ориентиров­ка в пространстве была бы невозможна.

 

3. апперцепция (осмысленность)- зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта человека, его индивидуальных личност­ных особенностей.

Например,

Люди по-разному воспринимают лес в зависимо­сти от профессии:

- лесовод - как предмет заботы и охраны,

- охот­ник - как место для охоты,

- туристы - как место отдыха,

- работ­ник лесной промышленности - как объект для производства.

Осмысливая происходящее, человек часто исходит из своих установок, т. е. предрасположенности воспринимать все опреде­ленным, заранее, заданным образом.

В жизни человека роль установок очень существенна.

Пример

Допустим, у медсестры первый практичес­кий опыт работы в отделении еще во время учебы в медколледже признан неудачным, пациенты, с ее точки зрения, в основном встречались грубые, подозрительные, лечиться не хотели, а только ныли и жаловались.

Устройство на работу после окончания учи­лища с подобным «апперцептивным камнем», да еще в то же отделение вряд ли будет на радость всем сторонам;

 

4. целостность (предметность)- целостный образ предмета.

Предметность выражается в том, что человек способен

объеди­нять разрозненные ощущения в целостный образ с его граница­ми, размерами, окраской,

Например:

- из огромного разнообразия звуков окружающего мира человек выделяет пение птиц, челове­ческую речь, шум мотора и т. д.

 

Факторы, влияющие на восприятие:

- Это ограничения, связанные с органами чувств;

- состояния сознания;

- предшествую­щий опыт;

- менталитет.

 

 

Нарушения восприятия.

Восприятие предметов может быть и ошибочным.

К нарушению восприятия относятся иллюзии - искаженное, ошибочное восприятие реального объекта.

Иллюзии бы­вают и у здоровых людей в состоянии

- страха,

- тревожного ожида­ния,

- при утомлении.

 

Ø Иллюзии- это искаженное восприятие.

В практической жиз­ни наше восприятие иногда не отражает точной картины проис­ходящего.

Например:

- весло, погруженное в воду, кажется прелом­ленным.

 

Много иллюзий связано с восприятием пространства:

- находящиеся вдалеке объекты кажутся ма­ленькими,

- параллельно идущие рельсы - сходящимися и т. п.

 

Распространены также иллюзии контраста:

- белое на черном кажется еще белее;

- человек будет казаться выше, если рядом на­ходится человек маленького роста и наоборот;

- звезды кaжyтся бо­лее яркими в безлунную ночь.

 

Зная особенности нашего иллюзорного восприятия, можно правильно использовать это в быту:

Например:

- Женщине, склонной к полноте, не следует надевать платье с поперечными полосами, а худой - с продольными.

- Комната, стены которой оклеены голубыми обоями, будет

каза­ться более просторной, нежели помещение с красными стенами.

- Задрапированная черным бархатом задняя часть сцены созда­ет у зрителя иллюзию бездонной глубины.

 

Ø Галлюцинации- восприятие без объекта, ложные восприятия.

Они различаются, как и иллюзии, по орга­нам чувств.

Больные видят образы, которых нет, слышат речь, слова, чувствуют запахи, которых не существует.

Среди нарушений восприятия выделяют псевдо­галлюцинации. Они проецируются не во внешнем про­странстве, а во внутреннем, то есть голоса звучат как бы «внутри головы». Больные слышат голоса как бы внутренним ухом, говорят об особых видениях, голо­сах, но не идентифицируют их с реальными предмета­ми и звуками.

Появление галлю­цинаций может быть связано и с развитием психическо­го заболевания.

 

При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных болезнях, восприятие может нарушаться.

Например, нарушение восприятия времени - невозможность ориентироваться в коротких (секунды, минуты, часы) и длинных (дни, месяцы, годы) промежутках времени. Восприятие нарушения простран­ства - трудности ориентировки во внешнем (зритель­ном, слуховом) и внутреннем (кожно-кинестетическом) пространстве.

 

Существуют различные формы нарушения восприятия пространства.

1. Нарушения, связанные с нарушением сознания и проявляющиеся в виде дезориентировки в окружающем пространстве.

2. Невозможность ориенти­роваться во внешнем зрительном пространстве, в труд­ностях понимания право-левых и верхне-нижних коор­динат, зрительного пространства (агнозия).

3. Трудности определения направления и удаленности звукового сиг­нала.

4. Трудность ориентировки во внутреннем простран­стве (соматогнозия).

5. Трудности ориентировки в паль­цах своей руки.

6. Нарушения, связанные с длительной сенсорной депривацией или искажением сенсорных сиг­налов.

Агнозия - нарушение различных видов восприятия.

Возникает при определенных поражениях мозга.

Разли­чают:

1. зрительные агнозии, проявляющиеся в том, что человек при сохранении остроты зрения не может узна­вать предметы и их изображения;

2. тактильные агно­зии, проявляются в виде расстройств опознания предме­тов наощупь - астереогнозия, а также в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении пред­ставления о схеме тела - соматоагнозия;

3. слуховые агнозии проявляются в нарушении способности разли­чать звуки речи или знакомые мелодии, звуки, шумы при сохранении слуха.

 

Агнозии могут возникать при локальных поражениях коры головного мозга в результате сосудистых заболеваний, травм, опухолевого процесса и других патологических состояниях.

Например,

Ø больные с предметной агнозией (на­рушение узнавания предметов) не могут нарисовать на бу­маге кувшин, говорят, что это треугольник или какой-ни­будь другой предмет.

Ø большие трудности представляют для больных с агнозией узнавание предметов с недостающими деталями.

У некоторых больных наблюдаются преимущественно нарушения зрительного индивидуализированного воспри­ятия при относительно сохранном обобщенном восприя­тии предметов.

У таких больных, например,

Ø нарушается способность узнавать знакомые лица.

Ø при выраженной глубине болезненных расстройств больные плохо разли­чают мимику.

Например, при оптико-пространственной агнозии на­рушается восприятие пространственного расположения отдельных предметов - расположение улиц в городе. Больные не могут найти дверь в палату, в свое отделе­ние, койку в палате и др

Больные с расстройствами высших форм осязательного восприятия не могут, ощупывая предмет, например, ключ, ручку, очки и т.д., определить его форму, узнать его, а с открытыми глазами легко узнают предмет.

При слуховой агнозии нарушается узнавание знако­мых звуков: шелеста бумаги, шума движущегося поезда, звуков, издаваемых различными животными и т.д.

 

 

Особенности ухода среднего медицин­ского работника за больными с различными наруше­ниями восприятий:

Ø внима­тельное выслушивание жалоб пациента;

Ø никогда не следует разубеждать больных и спорить с ними;

Ø если эти на­рушения впервые выявлены сестрой, об этом необхо­димо доложить лечащему врачу;

Ø если же они наблю­дались и раньше, необходимо действовать в соответ­ствии с предписаниями врача.

 

Ритмы в деятельности медсестры.

 

Специфика труда се­стринского персонала предполагает сменную работу и работу в ноч­ную смену.

Люди по-разному приспосабливаются к подобной ра­боте.

Исследования показывают, что примерно 20% людей не могут приспособиться к сменному графику работы, а у остальных полная адаптация наступает только после продолжительного периода смен­ного труда.

Наиболее серьезные проблемы у работаюших в разные смены возникают вследствие:

- неадекватного (как количественно, так и качественно) сна,

- неудовлетворительного питания (по соста­ву и времени приема пиши),

- а также отрыва от семьи.

Исследования деятельности медсестер выявили, что в вечерние и ночныесмены увеличено:

- количество ошибок,

- несчастных случа­ев,

- снижена работоспособность,

- происходят различные нарушения сна.

Сменная работа у медсестёр приводит к

- неудовлетворенностью своей работой,

- стрессами,

- синдромом «психического выго­рания».

Для снижения выраженности этих реакций предложено:

1. пересмотреть графики работы;

2. стремиться как можно реже вносить изменения в график работы;

3. сохранять график постоянным, насколько это возможно;

4. обучить персонал самопланированию в соответствии с ритмами;

5. выявить людей, наиболее приспособленных к работе в вечерние и ночные

6. смены;

7. привлекать к работе в вечерние и ночные смены более молодых медсестер, так как с возрастом снижается работоспособность в вечерние и ночные смены;

8. побуждать сотрудников к занятиям физическими упражнения­ми для снижения негативных последствий при сменой работе;

9. увеличивать искусственное освещение;

10. увеличивать естественное освещение в помещениях как для па­циентов, так и для персонала;

11. обеспечить возможности для сотрудников, работающих в вечер­нее и ночное время, участвовать в мероприятиях и встречах, за­ниматься самообразованием и развитием личности;

12. поддерживать все усилия персонала, направленные на адапта­цию к сменной работе.

 



2016-09-16 632 Обсуждений (0)
Каждый пациент имеет право на снижение боли всеми доступными 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Каждый пациент имеет право на снижение боли всеми доступными

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (632)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)