Каждый пациент имеет право на снижение боли всеми доступными
способами и средствами – Статья 30 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.93 № 5487-1). Управление хронической болью - быстро развивающаяся область медицины. Разрабатываются методы, с помощью которых пациенты могут самостоятельно управлять болью. Одним из простейших нефармакологических методов управления болью является релаксация. К релаксации приводит работа с ментальными образами. Например, - пациент с использованием нескольких модальностей создает образ пляжа с мягким теплым песком, морскими волнами, медленно набегающими на берег, и легким прохладным ветерком, приносящим запах моря. Он представляет, как с каждой волной боль постепенно ослабевает и куда-то уходит. Если пациент сконцентрируется на своем медленном и глубоком дыхании, то он может представить, что с каждым выдохом боль оставляет тело. Методы расслабления наиболее успешны, когда применяются с учетом индивидуальных предпочтений пациента. Преимущества этих методов в том, что им легко научиться как персоналу, так и пациенту, они не требуют специального оборудования. Восприятие Человек, познавая окружающий мир, воспринимает не отдельные свойства (ощущения), а предмет в целом, т. е. человеческий мозг, выделяя свойства предметов и явлений, тут же объединяет их в какой-либообраз. Такой процесс называется восприятием. Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений окружающего мира, возникающие при непосредственном воздействии на органы чувств. В реальной жизни ощущение и восприятие неразрывно связаны между собой. Например, · мы видим вдалеке человека, и по мере его приближения начинаем различать цвет волос, особенности прически, строение носа и т. д., т.е. выделяем отдельные черты внешнего облика, а затем вновь происходит объединение, и мы узнаем в этом прохожем своего приятеля. Виды восприятия Рассмотрим две существующие классификации. 1. Вид восприятия определяется по тому анализатору, который наиболее значим. Чаще всего выделяются такие виды, как: - зрительное, - слуховое, - осязательное. Иногда сразу несколько анализаторов занимают ведущее место. Такие сложные виды восприятия имеют двойное название, например, - при просмотре телевизионных передач, театральных пьес ведущую роль играет зрительно-слуховое восприятие.
2. В основе классификации лежит объект восприятия. Выделяются следующие виды: 1) восприятие предметов; 2) восприятие отношений; 3) восприятие движений; 4) восприятие пространства; 5) восприятие времени; 6) восприятие человека. Рассмотрим подробнее особенности восприятия времени. Время объективно измеряется в секундах, минутах, часах, сутках ит.д. Однако субъективно каждый человек воспринимает время поразному. Механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми биологическими часами - определенной последовательностью и ритмом биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. Наиболее вероятными кандидатами на роль биологических часов считают ритм сердечных сокращений и метаболизм. Это частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться. Например, · Алкоголь чаще всего замедляет субъективно воспринимаемый ход времени, · а кофеин ускоряет его. Субъективное восприятие продолжительности времени частично зависит от того, чем оно заполнено: · Более короткой кажется интересная и осмысленная деятельность, и наоборот. · При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно.
На оценке времени сказывается также установка личности: · Ожидание неприятных событий вызывает ощущение быстро текущего времени. · При ожидании приятного кажется, что оно долго не наступает.
Например: французский спелеолог почти 63 дня просидел в пропасти Скарассон на глубине 135 м где отсутвовал какой-либо свет и не было никаких указателей времени. Когда прошло более 40 суток, ему казалось, что он находится в изоляции всего 25 дней. Когда закончилось добровольное заточение и друзья пришли за ученым, то он сказал: «Если бы я знал, что конец так близок, я бы давно съел оставшиеся помидоры и фрукты». Некоторые профессии требуют умения точно оценивать время (летчики, парашютисты, космонавты и т. д.). С представителями этих профессий проводятся специальные тренировки, на которых обучают сохранять правильное чувство времени.
Теперь остановимся на восприятии пространства. Пространство является неотъемлемой частью самого человека. - Если другой человек вторгается в личное пространства, то при этом может нарушаться процесс общения. Для человека очень важна система организации пространства. Например: - Американского психолога Э. Холла пригласили для выяснения причин возникающих разногласий в филиалах американских фирм, находящихся в ФРГ и немецкой Швейцарии. В филиалах работали местные сотрудники и специалисты из США. Оказалось, что все дело в двери. Американцы привыкли работать в больших общих помещениях при открытых дверях. Таким образом создается ощущение, что все делают сообща одно общее дело. Однако согласно немецким традициям каждое помещение должно иметь надежные двери. Дверь, распахнутая настежь, - свидетельство полного беспорядка. Таким образом, благодаря восприятию человек способен ориентироваться в предметном мире.
Основные свойства восприятия Выделяют следующие свойства восприятия: - избирательность, - константность, - апперцепция (осмысленность), - целостность (предметность),
1. избирательность - способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Избирательность выражается в выделении объекта из фона. Объектом восприятия принято считать то, что находится в центpe внимания, а все, что его окружает, - это фон. В течение 0,001 с головной мозг должен принять и отправить до 4 млн импульсов. При переработке такого количества сигналов на первый план выступает заинтересованность человека, которая и определяет избирательность восприятия. Например, Входит утром медсестра в палату. На ее анализаторы поступает поток информации: - солнечный свет, - прохладный ветерок из приоткрытого окна, - шум воды в умывальцике, - вопросы пациента Иванова о результатах анализа, - запах дезодоранта, - показатели термометров и т.д. Из всего потока она выделяет запах ацетона, исходящий из мочеприемника Петрова, и вызывает врача;
2. константность, т.е. относительное постоянство в восприятии. Эта особенность объясняется опытом, приобретенным в процессе развития личности, и имеет огромное практическое значение. Например: - Если человек высокого роста будет находиться на некотором незначительном расстоянии, то все равно он останется для окружающих высоким. Если бы человек не владел этим качеством , то при каждом повороте, движении, изменении освещенности мы бы сталкивались с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее; И наша ориентировка в пространстве была бы невозможна.
3. апперцепция (осмысленность)- зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта человека, его индивидуальных личностных особенностей. Например, Люди по-разному воспринимают лес в зависимости от профессии: - лесовод - как предмет заботы и охраны, - охотник - как место для охоты, - туристы - как место отдыха, - работник лесной промышленности - как объект для производства. Осмысливая происходящее, человек часто исходит из своих установок, т. е. предрасположенности воспринимать все определенным, заранее, заданным образом. В жизни человека роль установок очень существенна. Пример Допустим, у медсестры первый практический опыт работы в отделении еще во время учебы в медколледже признан неудачным, пациенты, с ее точки зрения, в основном встречались грубые, подозрительные, лечиться не хотели, а только ныли и жаловались. Устройство на работу после окончания училища с подобным «апперцептивным камнем», да еще в то же отделение вряд ли будет на радость всем сторонам;
4. целостность (предметность)- целостный образ предмета. Предметность выражается в том, что человек способен объединять разрозненные ощущения в целостный образ с его границами, размерами, окраской, Например: - из огромного разнообразия звуков окружающего мира человек выделяет пение птиц, человеческую речь, шум мотора и т. д.
Факторы, влияющие на восприятие: - Это ограничения, связанные с органами чувств; - состояния сознания; - предшествующий опыт; - менталитет.
Нарушения восприятия. Восприятие предметов может быть и ошибочным. К нарушению восприятия относятся иллюзии - искаженное, ошибочное восприятие реального объекта. Иллюзии бывают и у здоровых людей в состоянии - страха, - тревожного ожидания, - при утомлении.
Ø Иллюзии- это искаженное восприятие. В практической жизни наше восприятие иногда не отражает точной картины происходящего. Например: - весло, погруженное в воду, кажется преломленным.
Много иллюзий связано с восприятием пространства: - находящиеся вдалеке объекты кажутся маленькими, - параллельно идущие рельсы - сходящимися и т. п.
Распространены также иллюзии контраста: - белое на черном кажется еще белее; - человек будет казаться выше, если рядом находится человек маленького роста и наоборот; - звезды кaжyтся более яркими в безлунную ночь.
Зная особенности нашего иллюзорного восприятия, можно правильно использовать это в быту: Например: - Женщине, склонной к полноте, не следует надевать платье с поперечными полосами, а худой - с продольными. - Комната, стены которой оклеены голубыми обоями, будет казаться более просторной, нежели помещение с красными стенами. - Задрапированная черным бархатом задняя часть сцены создает у зрителя иллюзию бездонной глубины.
Ø Галлюцинации- восприятие без объекта, ложные восприятия. Они различаются, как и иллюзии, по органам чувств. Больные видят образы, которых нет, слышат речь, слова, чувствуют запахи, которых не существует. Среди нарушений восприятия выделяют псевдогаллюцинации. Они проецируются не во внешнем пространстве, а во внутреннем, то есть голоса звучат как бы «внутри головы». Больные слышат голоса как бы внутренним ухом, говорят об особых видениях, голосах, но не идентифицируют их с реальными предметами и звуками. Появление галлюцинаций может быть связано и с развитием психического заболевания.
При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных болезнях, восприятие может нарушаться. Например, нарушение восприятия времени - невозможность ориентироваться в коротких (секунды, минуты, часы) и длинных (дни, месяцы, годы) промежутках времени. Восприятие нарушения пространства - трудности ориентировки во внешнем (зрительном, слуховом) и внутреннем (кожно-кинестетическом) пространстве.
Существуют различные формы нарушения восприятия пространства. 1. Нарушения, связанные с нарушением сознания и проявляющиеся в виде дезориентировки в окружающем пространстве. 2. Невозможность ориентироваться во внешнем зрительном пространстве, в трудностях понимания право-левых и верхне-нижних координат, зрительного пространства (агнозия). 3. Трудности определения направления и удаленности звукового сигнала. 4. Трудность ориентировки во внутреннем пространстве (соматогнозия). 5. Трудности ориентировки в пальцах своей руки. 6. Нарушения, связанные с длительной сенсорной депривацией или искажением сенсорных сигналов. Агнозия - нарушение различных видов восприятия. Возникает при определенных поражениях мозга. Различают: 1. зрительные агнозии, проявляющиеся в том, что человек при сохранении остроты зрения не может узнавать предметы и их изображения; 2. тактильные агнозии, проявляются в виде расстройств опознания предметов наощупь - астереогнозия, а также в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела - соматоагнозия; 3. слуховые агнозии проявляются в нарушении способности различать звуки речи или знакомые мелодии, звуки, шумы при сохранении слуха.
Агнозии могут возникать при локальных поражениях коры головного мозга в результате сосудистых заболеваний, травм, опухолевого процесса и других патологических состояниях. Например, Ø больные с предметной агнозией (нарушение узнавания предметов) не могут нарисовать на бумаге кувшин, говорят, что это треугольник или какой-нибудь другой предмет. Ø большие трудности представляют для больных с агнозией узнавание предметов с недостающими деталями. У некоторых больных наблюдаются преимущественно нарушения зрительного индивидуализированного восприятия при относительно сохранном обобщенном восприятии предметов. У таких больных, например, Ø нарушается способность узнавать знакомые лица. Ø при выраженной глубине болезненных расстройств больные плохо различают мимику. Например, при оптико-пространственной агнозии нарушается восприятие пространственного расположения отдельных предметов - расположение улиц в городе. Больные не могут найти дверь в палату, в свое отделение, койку в палате и др Больные с расстройствами высших форм осязательного восприятия не могут, ощупывая предмет, например, ключ, ручку, очки и т.д., определить его форму, узнать его, а с открытыми глазами легко узнают предмет. При слуховой агнозии нарушается узнавание знакомых звуков: шелеста бумаги, шума движущегося поезда, звуков, издаваемых различными животными и т.д.
Особенности ухода среднего медицинского работника за больными с различными нарушениями восприятий: Ø внимательное выслушивание жалоб пациента; Ø никогда не следует разубеждать больных и спорить с ними; Ø если эти нарушения впервые выявлены сестрой, об этом необходимо доложить лечащему врачу; Ø если же они наблюдались и раньше, необходимо действовать в соответствии с предписаниями врача.
Ритмы в деятельности медсестры.
Специфика труда сестринского персонала предполагает сменную работу и работу в ночную смену. Люди по-разному приспосабливаются к подобной работе. Исследования показывают, что примерно 20% людей не могут приспособиться к сменному графику работы, а у остальных полная адаптация наступает только после продолжительного периода сменного труда. Наиболее серьезные проблемы у работаюших в разные смены возникают вследствие: - неадекватного (как количественно, так и качественно) сна, - неудовлетворительного питания (по составу и времени приема пиши), - а также отрыва от семьи. Исследования деятельности медсестер выявили, что в вечерние и ночныесмены увеличено: - количество ошибок, - несчастных случаев, - снижена работоспособность, - происходят различные нарушения сна. Сменная работа у медсестёр приводит к - неудовлетворенностью своей работой, - стрессами, - синдромом «психического выгорания». Для снижения выраженности этих реакций предложено: 1. пересмотреть графики работы; 2. стремиться как можно реже вносить изменения в график работы; 3. сохранять график постоянным, насколько это возможно; 4. обучить персонал самопланированию в соответствии с ритмами; 5. выявить людей, наиболее приспособленных к работе в вечерние и ночные 6. смены; 7. привлекать к работе в вечерние и ночные смены более молодых медсестер, так как с возрастом снижается работоспособность в вечерние и ночные смены; 8. побуждать сотрудников к занятиям физическими упражнениями для снижения негативных последствий при сменой работе; 9. увеличивать искусственное освещение; 10. увеличивать естественное освещение в помещениях как для пациентов, так и для персонала; 11. обеспечить возможности для сотрудников, работающих в вечернее и ночное время, участвовать в мероприятиях и встречах, заниматься самообразованием и развитием личности; 12. поддерживать все усилия персонала, направленные на адаптацию к сменной работе.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (632)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |