Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Царская власть по Основным законам 23 апреля 1906 года



2016-09-16 363 Обсуждений (0)
Царская власть по Основным законам 23 апреля 1906 года 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического строя России, стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г (нарастание студенческого движения, увеличение забастовок и стачек, крестьянских бунтов).

На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной думы), ограничивающей монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную систему, но сохранившую весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.

Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года, а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты.

Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии. С января 1905 г. Совет министров стал действовать на организационных началах 1861 г. В октябре 1905 г. происходит его реорганизация – Совет министров становится постоянно действующим органом[4].

Акт, которым было осуществлено преобразование, назывался: “О мерах к укреплению в деятельности министерства и главных управлений”. Функции упраздненного в апреле 1906 г. Комитета министров передавалась частично Совету министров, частично Государственному совету. Министры были ответственны только перед царем, и им же назначались, правительство еще не приобрело характера “буржуазного кабинета”.

В это время наблюдается довольно частая смена председателей Совета министров (с 1905 по 1916 – Витте, Горемыкин, Столыпин, Коковцев, Горемыкин).

20 февраля 1906 года вышло “Учреждение Государственной думы”, в котором определялись ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов строительства железных дорог и учреждении акционерных обществ. Дума избиралась на 5 лет депутаты Думы были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.

Одновременно с “Учреждением” было принято новое Положение о Государственном совете, который стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Государственная дума. Все законы, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный совет и лишь в случае принятия их Советом представляться на утверждение императору. Половину реформированного

Государственного совета составляли выборные члены, половину – члены “по высочайшему назначению”, председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором. В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего 98 членов). Такое же число членов ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственной думы и Государственного совета.

23 апреля 1906 г. были изданы “Основные государственные законы” (изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Думы или Совета). В гл.1 была дана формулировка верховной власти: “Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть”. Власть управления также принадлежала императору “во всем ее объеме”, но законодательную власть император осуществлял “в единении с Государственным советом и Государственной думой” и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора.

Однако ст.87 Основных законов предоставляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывались. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был выноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.

Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.

Весной 1906 года Дума начала свою работу. Источник будущих коллизий был заложен в самом устройстве русской конституции, давшей Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой. Необходимо отметить, что Государственный совет состоявший наполовину из государственных чиновников был консервативным органом, постоянно сдерживавший либеральные порыва Думы (отмена исключительных законов, полная амнистия политзаключенных, отмена смертной казни и т.д.).


Заключение

 

Итак, мы рассмотрели основные законы 23 апреля 1906 года и их корни, а также дали характеристику царской власти по Основным законам 1906 года.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Впервые в своей истории Основные Законы провозгласили права гражданской свободы. Российским подданным конституционно гарантировались: неприкосновенность личности и законность юридического преследования (ст.72-74); неприкосновенность жилища (ст.75); свобода передвижения, выбора занятий, места жительства, выезда за пределы государства (ст.76); неприкосновенность собственности (ст.77); свобода собраний (ст.78); свобода слова и печати (ст.79); свобода союзов (ст.80); свобода совести (ст.81). С приобретением этих прав подданные России становились гражданами России.

Конституция России 1906 г. принадлежала классу так называемых октроированных, т.е. жалованных, конституций. Она не стала результатом народного волеизъявления, а явилась актом "высочайшей" милости, проявления народолюбия монарха. Для юридической констатации факта, впрочем, способ принятия конституции не имеет принципиального значения. Юридические свойства конституции мало зависят от формы ее принятия.

Данная конституция не страдала радикализмом и не была столь последовательна в выражении демократических начал, как, скажем конституции США и Франции. Но надо учитывать, что та конституция принималась в экстремальных условиях и выражала тот компромисс между новым и старым государственным порядком, который был в России в то время единственно возможным. Не смотря на все свое несовершенство, или лучше сказать свою незрелость, конституция России 23 апреля 1906 г. достаточно ярко знаменовала переход государства от самодержавного к конституционному управлению. Именно ей в первую очередь российское общество обязано той политической свободой, которой ему удалось ненадолго воспользоваться.

Важным этапом в переходе России к цивилизованным формам государственности явился акт Временного правительства от 1 сентября 1917 г., в котором Россия объявлялась республикой. Однако первая Конституция России как Основной Закон в подлинном смысле этого слова была принята только после Октябрьской революции 1917 года.

 


Список используемой литературы

 

1. Дюков Л.В. (доц.), Егоров Ю.А. (доц), Кульчицкий В.С. (проф.) и др. История отечественного государства и права: Ч.1: Учебник. М., 2001. С.430.

2. Елчев В.А., Васецкий Н.А., Краснов Ю. К, Парламентаризм и народное представительство в России: история и современность. М., 2001. С.392.,

3. Кириллова Т.К. История отечественного государства и права. М., 2008.С. 192.

4. Куликов С. Японские корни российской конституции // Родина. 2002. № 7.

5. Кутьина Г., Мулукаев Р., Новицкая Т. История отечественного государства и права. Часть 2.М., 2003. С.544.

6. Тихонов А.И. История отечественного государства и права. М., 2003. С.120.

7. Фортунатов В.В. История отечественного государства и права (документы, таблицы, словарь). Учебное пособие. М., 2000. С.144.

8. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X век - 1917 год.М., 2004. С.384.

9. Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права: Учебное пособие для вузов. М., 2003. С.576.

10. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Часть 1: Учебник. М., 2001. С.430.

11. Шатилова С.А. История отечественного государства и права. Краткий курс. М., 2003. С.160.

 


[1] Елчев В.А., Васецкий Н.А., Краснов Ю.К, Парламентаризм и народное представительство в России: история и современность. М., 2001. С. 118.18,

[2] Кутьина Г., Мулукаев Р., Новицкая Т. История отечественного государства и права. Часть 2. М., 2003. С. 492.

[3] Куликов С. Японские корни российской конституции // Родина. 2002. № 7.

[4] Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X век - 1917 год. М., 2004. С. 384.



2016-09-16 363 Обсуждений (0)
Царская власть по Основным законам 23 апреля 1906 года 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Царская власть по Основным законам 23 апреля 1906 года

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (363)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)