Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО



2016-09-16 379 Обсуждений (0)
ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 0.00 из 5.00 0 оценок




Сокол, Л. К.

С 93История государства и права славянских народов: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов / Л. К. Сокол, И. Г. Яцкевич – Минск: БИП-С Плюс, 2008.– 72 с.

 

ISBN 978-985-6836-86-5.

 

В учебно-методическом пособии приводятся тестовые задания и краткий глоссарий для самостоятельной подготовки студентов к зачету по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» по темам раздела «История государства и права славянских народов». Для студентов дневной и заочной форм обучения.

 

УДК 340(470+571)(091)(075.8)

ББК 67.3я 73

 

ã Сокол Л. К., Яцкевич И. Г., 2008

 
ISBN 978-985-6836-86-5ã Оформление ООО «БИП-С Плюс», 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

«История государства и права славянских народов» – одна из изучаемых на юридических факультетах историко-правовых дисциплин, в процессе преподавания которой ставится цель дать научно обоснованное представление о закономерностях и особенностях возникновения и развития институтов государства и права у славянских народов. Усвоение содержания данного курса, наряду с такими историко-правовыми дисциплинами, как «История государства и права зарубежных стран» и «История государства и права Беларуси», призвано обеспечить необходимый уровень общенаучной и профессиональной подготовки студентов в соответствии с квалификационной характеристикой юриста. С 2008–2009 учебного года, с учетом общности образовательных целей и задач проблематика данной учебной дисциплины включена в содержание курса «История государства и права зарубежных стран».

В результате изучения соответствующих разделов курса студенты должны получить устойчивые знания об исторических событиях, определивших специфику и динамику изменений государственных и правовых институтов у славянских народов, а также конкретно-исторических особенностях становления, формирования и развития государственного механизма и отраслей права в изучаемых государствах, основных институтах и источниках права.

Для достижения указанных целей большое значение имеет самостоятельная работа студента, требующая определенных навыков самоорганизации и самоконтроля. Одной из общепризнанных форм такой работы является выполнение тестовых заданий.

Работа над тестом проводится по следующему алгоритму:

– ознакомление с текстом задания, уяснение сути поставленной задачи;

– изучение рекомендованных преподавателем источников;

– выбор ответа на основании анализа полученных данных;

– комментарий ответа (при необходимости, например, если данный вопрос является дискуссионным).

Таким образом, работа над тестовыми заданиями позволит приобрести необходимые навыки таких видов деятельности, как сбор, анализ и систематизация фактического материала, сравнительно-историческая характеристика исследованных процессов, институтов и явлений, определение закономерностей развития, самостоятельная аргументация полученных выводов. Наряду с закреплением указанных навыков поиск ответов даст возможность подготовиться к итоговому контролю – зачету, экзамену.

В настоящем пособии тестовые задания сгруппированы в рамках 7 тем, отражающих содержание тех разделов курса «Истории государства и права зарубежных стран», которые посвящены истории славянской государственности. Это тестовые задания закрытого типа – в них предлагаются готовые формулировки ответов, среди которых один или несколько ответов правильные. Вопросы с несколькими ответами обозначены скобочками с соответствующей информацией.

В пособии приводится краткий глоссарий, который содержит ключевые термины изучаемой дисциплины. Данный глоссарий наряду с рекомендованной литературой можно использовать при работе с тестами. На основе данного словаря преподаватель также может составить тестовые задания открытого типа, в которых студенты должны найти и самостоятельно воспроизвести (написать) термин, содержание которого раскрывается в формулировке тестового задания.

Перечень литературы, основной и дополнительной, будет способствовать эффективной самостоятельной работе над тестовыми заданиями.

 

 
 
 


ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО


1. Центр прародины славян располагался в бассейне реки:

1) Днепр;

2) Волга;

3) Дунай;

4) Висла;

5) Одер.

 

2. Наиболее древнее наименование славян в письменных источниках нашей эры:

1) словене;

2) анты;

3) склавины;

4) кривичи;

5) венеды.

 

3. Кто из членов патриархальной семьи обладал полной дееспособностью:

1) все совершеннолетние лица;

2) отец и мать;

3) только мужчина, который является главой семьи;

4) отец и старший сын;

5) отец и сыновья.

 

4. Высшая мера наказания в славянском обычном праве древнейшего периода:

1) изгнание из общины;

2) смертная казнь;

3) лишение чести;

4) денежный штраф;

5) членовредительство (отсечение руки).

 

5. Укажите характерные черты патриархального рабства у древних славян (несколько ответов):

1) раб являлся объектом права, рассматривался как вещь;

2) раб являлся субъектом права, рассматривался как полноправное лицо;

3) раб занимал промежуточное положение между объектом и субъектом права;

4) рабский труд являлся главной производительной силой;

5) рабы выполняли вспомогательные хозяйственные функции.

6. Укажите характерные признаки военной демократии (несколько ответов):

1) вся власть сосредотачивается в руках вождя (князя) и приближенных к нему воинов (дружины);

2) важнейшие вопросы решают народное собрание и совет старейшин;

3) все члены племени участвуют в управлении независимо от пола и имущественного положения;

4) женщины устраняются от участия в народных собраниях;

5) существует всеобщее вооружение населения.

 

7. В обычном праве древних славян запрещалось отчуждать за пределы рода (общины):

1) скот;

2) оружие;

3) рабов-иноплеменников;

4) рабов-соплеменников;

5) землю.

 

8. Укажите признак, который свидетельствует о разложении родоплеменного строя у славян:

1) появление крепостных крестьян;

2) переход от кровнородственных общин к территориальным общинам;

3) переход от пашенного земледелия к подсечному;

4) равное участие всех членов племени в народном собрании;

5) зарождение классического рабства.

 

9. Князь Олег завоевал Киев и сделал его столицей Древнерусского государства в ... году:

1) 859;

2) 862;

3) 879;

4) 882;

5) 907.

 

10. Согласно «Повести временных лет» в 862 г. восточными славянами были приглашены на княжение (несколько ответов):

1) Синеус;

2) Ратибор;

3) Трувор;

4) Рюрик;

5) Йорик.

 

11. Восточнославянский племенной союз, на территории которого располагался Киев:

1) кривичи;

2) поляне;

3) словене;

4) древляне;

5) волыняне.

 

12. Назовите три государствообразующих центра на территории восточных славян, о которых упоминали арабские авторы IX–X вв.:

1) Артания;

2) Муравия;

3) Славия;

4) Куяба;

5) Поляния.

 

13. Закупы в Древнерусском государстве – это:

1) княжеские данники, платившие особую дань – «купу»;

2) рабы, обращенные в рабство за долги;

3) купцы, занимавшиеся оптовой торговлей;

4) люди, заключившие договор займа с самозакладом;

5) княжеские слуги, отвечавшие за продовольственное снабжение;

 

14. Какая система управления является наиболее древней у восточных славян в Киевской Руси:

1) дворцово-вотчинная;

2) десятичная;

3) коллегиальная;

4) министерская;

5) приказная.

 

15. В Киевской Руси полусвободные земледельцы, зависимые от князя – это...

1) холопы;

2) закупы;

3) рядовичи;

4) смерды;

5) изгои.

 

16. Назовите источники обельного холопства по «Русской правде» (несколько ответов):

1) военный плен;

2) женитьба на рабыне без ряда;

3) продажа в рабство за долги;

4) самопродажа в рабство при свидетелях;

5) поступление в услужение (личный наем) без ряда.

 

17. Сторонники норманнской теории утверждают, что:

1) славяне Древнерусского государства произошли от норманнов;

2) князья Древнерусского государства являются выходцами из Нормандии;

3) государство у восточных славян создали норманны;

4) славяне в Древнерусском государстве имели более высокую правовую культуру, чем германцы;

5) норманны – это большинство населения древнерусского государства.

 

18. Реформы, которые провел Владимир Святославович в Киевской Руси (несколько ответов):

1) введение христианства как государственной религии;

2) упразднение местных княжеских династий;

3) создание системы погостов для сбора дани;

4) введение законов известных как «Русская правда»;

5) введение системы кормления.

 

19. Кто из князей сделал Киев столицей Древнерусского государства и стал первым великим киевским князем:

1) Игорь;

2) Рюрик;

3) Святослав;

4) Олег;

5) Владимир.

 

20. В Киевской Руси в состав думы при князе входили (несколько ответов):

1) старцы и «лучшие люди»;

2) младшие дружинники;

3) старшие дружинники;

4) тиуны;

5) посадские.

 

21. Краткая редакция «Русской правды» была создана в ... веке:

1) 10;

2) 11;

3) 12;

4) 13;

5) 14.

 

22. Укажите составные части пространной редакции «Русской правды» (несколько ответов):

1) «Суд Ярослава Владимировича»;

2) «Правда Ярославичей»;

3) «Правда Ярослава»;

4) «Покон вирный»;

5) «Устав Владимира Всеволодовича (Мономаха)».

 

23. За какие виды преступлений устанавливалась ответственность по «Русской правде» (несколько ответов):

1) против государства;

2) против личности;

3) против порядка управления;

4) против семьи и нравственности;

5) против имущества.

 

24. За убийство знатного человека (княжеского мужа) по «Русской правде» предусматривалось наказание:

1) смертная казнь;

2) пожизненное лишение свободы;

3) штраф 80 гривен;

4) штраф 40 гривен;

5) продажа в рабство.

 

25. В Киевской Руси судебное дело возбуждалось:

1) по заявлению частного лица (потерпевшего);

2) по инициативе князя;

3) по инициативе княжеских наместников;

4) по заявлению старейшин-хранителей обычаев;

5) по совместному заявлению истца и ответчика.

 

26. По «Русской правде» за убийство смерда уплачивался штраф:

1) 5 гривен;

2) 10 гривен;

3) 12 гривен;

4) 20 гривен;

5) 40 гривен.

 

27. По «Русской правде» за убийство простого свободного человека (людина-общинника) уплачивался штраф:

1) 5 гривен;

2) 10 гривен;

3) 12 гривен;

4) 20 гривен;

5) 40 гривен.

 

28. По «Русской правде» договоры заключались:

1) только в письменной форме;

2) только в устной форме;

3) в устной форме, кроме договора купли-продажи недвижимого имущества;

4) в письменной форме, кроме договора купли-продажи движимого имущества;

5) в письменной или устной форме по желанию сторон.

 

29. Высшая мера наказания по «Русской правде»:

1) кровная месть;

2) смертная казнь;

3) свод;

4) изгнание из общины и конфискация имущества;

5) головщина.

 

30. Сколько послухов согласно «Русской правде» должен был выставить обвиняемый, чтобы отвести обвинение в убийстве:

1) 2;

2) 5;

3) 7;

4) 12;

5) 3.

 

31. По «Русской правде» при наследовании по закону дом умершего переходил к:

1) жене;

2) родителям;

3) старшему сыну;

4) младшему сыну;

5) сыновьям в равных долях.

 

32. По «Русской правде» земля отца в порядке наследования по закону передавалась:

1) старшему сыну;

2) младшему сыну;

3) сыновьям в равных долях;

4) сыновьям и дочерям в равных долях;

5) большая часть – сыновьям, а остальное – дочерям.

 

33. По «Русской правде» завещать имущество можно было:

1) только ближайшим родственникам;

2) любому родственнику, но только одному;

3) только церкви;

4) как родственникам, так и посторонним лицам;

5) наследодатель вообще не имел права передавать имущество по завещанию.

 

34. По «Русской правде» долг погашался и должник мог его не возвращать, если кредитор взимал проценты на протяжении более:

1) года;

2) двух лет;

3) трех лет;

4) пяти лет;

5) долг необходимо было вернуть вне зависимости от срока взимания процентов.



2016-09-16 379 Обсуждений (0)
ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (379)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)