Примеры оценочных средств
Проигрывается какая-либо ситуация ролевого взаимодействия, после чего делается анализ на наличие проблем ролевого поведения и взвимодействия по схеме: Варианты ролевых дисфункций: · Торможение спонтанности: снижение способности генерировать варианты поведения, изменять линию поведения в связи с изменением ситуации. · Недостаток ролевых возможностей: в случае невозможности проигрывания желаемых для индивида ролей. · Дефицит ролевого ресурса: ситуация, когда у индивида для реализации какой-либо роли не хватает личностных возможностей. · Кризис ролевой креативности: ситуация, когда индивид хочет сыграть какую-либо роль, но не знает как это сделать, с чего начать. · Стагнация ролевого исполнения: человек может устать играть какие-либо роли или даже играть вообще. · Ролевой дефицит: ситуации, когда отсутствуют роли какого-либо уровня. Чаще всего встречаются два варианта: 1)личностная неосвоенность ролей низкого уровня приводит к возникновению псевдо-ролей высшего уровня; 2)ролевой перескок. · Смещение ролевых реакций: ролевое взаимодействие должно осуществляться синхронно по всем уровням ролевой системы: соматические роли – с соматическими, психические – с психическими и т.д. · Интраролевой конфликт: противоречие между ролями одного ролевого кластера. · Интраперсональный конфликт: ролевое поведение, возникшее в результате интернализации двух совершенно различных типов ролевого поведения. · Интерперсональный конфликт: дивергенция (расхождение ролевого поведения) ролей двух взаимозависимых людей, разрушение ролевого ансамбля под воздействием внешних факторов.
Вопросы на контрольную работу:
Студенты готовят выступления с описанием ситуаций, в которых были использованы приёмы манипулятивного воздействия и показывают: 1. Какие уловки организационно-процедурного характера используются в манипуляции: Дозирование исходной информационной базы. Формирование (мнений) установок путем целенаправленного подбора выступающих. Двойной стандарт в нормах оценивания поведения участников дискуссий. “Маневрирование” повесткой обсуждения. Управление процессом обсуждения.Ограничения в технике (процедуре) проведения обсуждения. Реферирование 2. Какие личностные или психологические уловки используются в манипуляции: Раздражение оппонента, выведение его из равновесия. Собственное возвышение или самовосхваление. Использование незнакомых для оппонента слов, теорий и терминов. Срыв или уход от обсуждения. Прием “палочные доводы”. 3. Какие логико-психологические уловки используются в манипуляции: Неопределенность выдвигаемого тезиса, или ответа на поставленный вопрос. Несоблюдение закона достаточного основания. Порочный круг в доказательстве (неполное опровержение, требование строгой дизъюнкции в формальной логике). Перемещение центра спора на аргументацию противоположной стороны. Навязанное следствие и вывод. 4. Примеры манипулятивных игр: “Шантаж”, “А ну-ка, подеритесь”, “Дай мне пинка” , “Динамо”, “Должник”, “Народное (массовом) предпринимательство” 5. Какие техники скрытого получения информации от партнера применяются в манипуляции: обращению за советом, провокационные или ложные заявления, обращения к чувству собственного достоинства, использование смежной темы разговора, сообщение “важных” сведений, проявлении равнодушия, демонстрация осведомленности. 6. Какие манипулятивные игры используются в предпринимательской деятельности: Создание “ложного имиджа”. Предложение заманчивых условий сотрудничества. “Игра на конъюнктуре”. Подтасовка информации для убеждения в эффективности коммерческого предложения. Вовлечение в сделку путем завоевания доверия на первом этапе.
Какая-либо конкретная ситуация анализируется по схеме: · Участники (стороны) конфликта: кто конфликтует. · Объект притязаний сторон: из-за чего конфликтуют. · Декларируемые цели сторон (внешняя позиция): как объясняют оппоненту, окружающим людям и часто самим себе причины вступления в конфликтные отношения. · Потребности и опасения сторон (внутренняя позиция): какая мотивация, какие личностные смыслы на самом деле стоят за участием в конфликте. · Изменения в сторонах и объекте в процессе развития отношений. · Выбранный способ разрешения конфликта: чем всё закончилось. · Оценка выбранного способа разрешения каждой из сторон: что думают и чувствуют по этому поводу сами участники.
Студенты описываю одну или более своих референтных групп по схеме: 1. Типы референтной группы (Р. Мертон). · Компаративная: нормативность группы является для человека вариантом, образцом поведения с помощью которого личность выстраивает своё поведение. В этом варианте референтной группы для человека важна познавательная (когнитивная) сторона взаимодействия, важно получить ответ на вопрос: как можно себя вести? · Мотивационная: нормативность группы является для человека стандартом, с помощью которого личность оценивает поведение (своё и других). В этом варианте референтной группы для человека важна оценочная (императивная) сторона взаимодействия, важно получить ответ на вопрос: как нужно себя вести 2. Функции референтной группы (Г. Келли). · Сравнительная: нормативность группы является основой для описания и сравнения возможных вариантов поведения. · Регулятивная: нормативность группы является основой для интерпретации «правильного» поведения, является предписанием к действию.
На основании описания (в художественной литературе) или просмотра видео-материалов (в т.ч. и художественных фильмов) студенты иллюстрируют следующие особенности поведения индивида в толпе: · Анонимность. · Инстинктивность. · Бессознательность. · Состояние единения (ассоциации). · Состояние гипнотического транса. · Ощущение неодолимой силы. · Заражаемость. · Аморфность. · Безответственность. · Социальная деградация.
На основании описания различных организационных ситуаций студенты анализируют стиль руководства по схеме:
Экзаменационные вопросы. № 1
2. Социально-психологические предпосылки дружбы. № 2
2. Психология горожанина и поведение человека в городской среде. № 3
Разновидности любовных чувств. № 4
2. Поведение человека в сложных социальных ситуациях. № 5
инстинктивизм, бихевиоризм, гуманистический психоанализ. № 6
Психодрама как методика регуляции ролевых конфликтов (Я.Морено). 2. Концепция ролевой спонтанности Я. Морено. № 7
№ 8
№ 9 1. Социальная перцепция в ситуации ролевого взаимодействия. Ролевые механизмы взаимодействия. 2. Поведение человека в организации. № 10 1. Социальная перцепция. Перцептивные механизмы понимания. 2. Осмысление жизни как логотерапия. № 11
Традиции бихевиоризма и символический интеракционизма в изучении интеракции.
№ 12 1. Коммуникация. Коммуникативные механизмы общения. Коммуникативные барьеры. 2. Природа любви: бихевиористский и интеракционистский подходы. № 13 1. Коммуникативное воздействие. Авторитарная и диалогическая коммуникация 2. Феномен самотождественности личности. Биография и судьба. № 14 1. Социокультурная детерминация поведения. 2. Механизмы представления себя другим в повседневной жизни по И. Гофману. № 15
№ 16 1. Установка как социально-психологический механизм поведения. 2. Предпосылки и социальные условия манипуляции. № 17 1. Формирование самосознания личности в социальных условиях. 2. Технологии тайного принуждения личности в межличностном взаимодействии.
№ 18 1. Внутриличностный конфликт. 2. Психологические условия самоактуализации. № 19 1. Феномены поведения человека в группе: социальная фасилитация, социальная пассивность (леность), деиндивидуализация, огруппление мышления. 2. Этнические и политические установки. № 20
№ 21 1. Личность в толпе. 2. Дружба в современном обществе. № 22 1. Социально-психологическая группа: понятие, признаки, структура отношений . Эмоциональный статус. Феномен привлекательности. 2. Концепция идентичности Э. Эриксона. № 23
Феномены лидерства и руководства. 2. Язык и речь как средства межличностной коммуникации. № 24 1. Социально-психологическая группа. Информационный статус. Феномен авторитета. 2. Коммуникация как диалог и текстовая деятельность. Семиосоципсихология. № 25 1. Социально-психологическая группа. Комплиментарный статус. Феномены совместимости и сработанности. Функциональный статус. Феномен внутригрупповой роли. 2. Понятие «социальная ситуация»: Л. С. Выготский и К. Левин.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |