Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Материально-техническое обеспечение модуля



2016-09-16 294 Обсуждений (0)
Материально-техническое обеспечение модуля 0.00 из 5.00 0 оценок




Кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:

- наличие компьютерного класса;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет;

- наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040100 «Социология».

 

Автор: к.ф.н. доцент Пирогов С.В.

Рецензент _________________________

 

Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ

от ___________ года, протокол № ________.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ».

Тема 1. Социальная психология как наука.

1.1. История формирования социально-психологических идей. Проблема соотношения сознания индивида и сознания группы как центральная проблема социальной психологии; фактуальные основания проблемы. Две первоначальные и полярные точки зрения: социальный детерминизм (социологизм Э. Дюркгейма); персонологический инстинктивизм (психоанализ З. Фрейда). Ситуационный подход как преодоление крайностей детерминизма и персонализма. Поведение как функция определения ситуации (К. Левин). Структурные и культурные факторы определения ситуации. Социокультурный контекст определения ситуации: анализ смысла и языка (Дж. Мид); групповая картина мира (Т.Шибутани).

1.2. Связь социальной психологии с другими науками. Социальная психология и социология. Социальная психология и психология личности. Социальная психология и общегуманитарные дисциплины: философия, история, культурология, политология.

1.3. Предметные области социальной психологии. Общение; аспекты анализа: функции, виды, механизмы. Личность; аналитические вопросы структуры и динамики сознания личности. Группа; феномены влияния группы на личность; социально-психологическая структура отношений в группе.

Тема 2. Общение.

2.1. Понятие, виды и функции общения. Виды общения как уровни общения. Формальное общение. Монологическое общение. Императивное общение. Манипулятивное общение; негативные последствия манипуляции и типология манипуляторов (Э. Шостром). Функции общения.

2.2. Ритуальное общение. Дефиниция. Понятие ритуала. Функции ритуала в общении. Обычай и традиция как формы ритуального общения. Подарок и праздник как формы ритуального общения: социально-психологические функции подарка. Социально-психологический смысл праздника: прагматический, ритуальный, экзистенциальный, трансцендентальный, апофатический.

2.3. Ролевое общение. Аспекты употребления понятия «роль»: обыденный, социально-психологический, социологический. Типы социальных ролей: конвенциальные и межличностные. Играние роли и принятие роли. Ролевое ожидание и ролевое исполнение. Основные теоретические понятия ролевого поведения: «экспектации», «ролевая идентичность», «ролевая дистанции», «самопрезентация», «инсценировка». Динамическая схема ролевого поведения.

2.4. Концепция ролевого поведения Я.Морено. Личность как ролевой ансамбль. Структура ролевого ансамбля. Разрушение ролевого ансамбля и возникновение ролевых дисфункций как основание проблем общения. Варианты ролевых дисфункций: торможение спонтанности, недостаток ролевых возможностей, дефицит ролевого ресурса, кризис ролевой креативности, стагнация ролевого исполнения, ролевой дефицит, смещение ролевых реакций, интраролевой конфликт, интраперсональный конфликт, интерперсональный конфликт.

2.5. Ролевой конфликт: социальная природа и виды. Дефиниция и общие социальные условия возникновения. Социально-психологические условия ролевого конфликта. Варианты ролевого конфликта: мотивационный диссонанс, когнитивный диссонанс. Функции ролевого конфликта.

2.6. Психодрама как методика регуляции ролевых конфликтов (Я.Морено). Психодрама как ролевая игра. Психодраматические техники. Формы проведения психодрамы. Значение психодрамы.

2.7. Диалогическое (М.Бахтин) или гуманистическое (К.Роджерс) общение. Дефиниции диалога (М.М. Бахтин, Г.С. Померанц). Основополагающие принципы гуманистического общения (К. Роджерс). Диалогическое общение как полифония (М.Бахтин). диалог как «другодоминантность» (А.А. Ухтомский). Феноменологический диалог.

2.8. Механизмы общения.

2.8.1. Социальная перцепция. Дефиниция. Структура социальной перцепции как этапы восприятия человека человеком. Факторы социальной перцепции: 1)особенности наблюдателя; личностные характеристики наблюдателя; 2)источники информации о наблюдаемом; особенности наблюдаемого; 3)типы самой ситуации восприятия: 1. неопределённая (многозначная, полифункциональная) ситуация; 2. Ситуация ролевого взаимодействия; 3. Ситуация диалогового общения.

Неопределённая (многозначная, полифункциональная) ситуация; механизм каузальной атрибуции или причинное приписывание («почему и зачем человек что-то сделал?»); схемы приписывания причин. Типичные ошибки каузальной атрибуции.

Ситуация ролевого взаимодействия. Понятие роли в социальной психологии и социологии. Я.Морено: два этапа формирования индивидуального ролевого поведения; два аспекта ролевого общения; два механизма ролевого взаимодействия.

Стереотип. Дефиниция. Функции стереотипа на индивидуальном и групповом уровнях.

Ситуация диалогового общения. Перцептивные механизмы понимания: идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция.

2.8.2. Интеракция. Дефиниция. Научные традиции изучения: бихевиоризм и символический интеракционизм; суть и логика (мотив) общения в этих традициях. Постулаты символического интеракционизма. Структурные модели интеракции: М. Аргайл, Л.И. Уманский, М.С. Каган.

2.8.3. Коммуникация. Дефиниция.

Коммуникативные механизмы общения: 1.Обратная связь; варианты обратной связи; технические приёмы обратной связи (практические советы). 2.Трансляция смысла; коммуникативный замысел и коммуникативное намерение, две его стороны. Мысль как производная коммуникативной интенции (Л.С. Выгодский). Коммуникация как восхождение к смыслу (М. Бахтин, Дж. Мид). Коммуникативные барьеры.

Коммуникативное воздействие. Виды: авторитарная и диалогическая коммуникация. Сравнительный анализ видов коммуникативного воздействия в процессуальном плане. Сравнительный анализ возможностей видов коммуникативного воздействия; условия их эффективности. Условия форми­рования доверительных отношений. Условия эффективности диалога и монолога. Манипулятивные риторические приёмы.

 

Тема 3. Личность в социальной ситуации.

3.1. Социокультурная детерминация поведения. Структурная детерминация: статусы и роли. Соотношение понятий статус и роль. Социальный характер ролевого поведения. Культурная детерминация: символы и поведенческие стандарты. Социально-психологическое содержание и смысл формирования значений предметов. Значения как объекты социального контроля и как функция определения ситуации (Т. Шибутани). Картина мира как фактор определения ситуации.

3.2. Социализация личности. Понятие социализации. Концепции социализации: концепция адаптации (З.Фрейд); концепция научения (Ж.Пиаже); коммуникативно-символическая концепция (Т. Шибутани, П.Бергер и Т.Лукман). Факторы социализации. Тенденции социализации.

3.3. Установка как социально-психологический механизм поведения.

Понятие социальной установки: историко-теоретический обзор: У. Томас и Ф. Знанецкий, Дж. Мид, А.Г. Асмолов, В.А. Ядов. Структура установки. Диспозиционная структура личности как система установок. Основные понятия диспозиционной структуры личности: динамический стереотип; стереотип: механизмы формирования, свойства; ориентации; ценностные ориентации; поступок, личностный смысл. Функции установки.

3.4. Формирование самосознания личности в социальных условиях.

Понятие самосознания. Понятие «Я-концепция». Функции самосознания: по отношению к индивидуальному поведению; по отношению к взаимодействию: «Реальное Я», « Зеркальное Я », « Идеальное Я ». Структурные переменные самосознания:самовосприятие («Я- образ»), составляющие Я-образа; самооценка, факторы самооценки; самотождественность, этапы и структурные переменные формирования чувства самотождественности по Э. Эриксону. Социально-психологическая зрелость личности: критерии уровня развития самосознания; критерии зрелости личности.

3.5. Внутриличностный конфликт. Понятие внутриличностного конфликта. Психологические традиции понимания внутриличностного конфликта: психоанализ (З. Фрейд, К.Г.Юнг, К. Хорни); гуманистическая психология (К. Роджерс; А. Маслоу); интеракционизм (Я. Морено); когнитивная психология (Л.Фестингер); логотерапия (В.Франкл); деятельностная теория (А. Н. Леонтьев) Социокультурные причины внутриличностного конфликта: экзистенциальные - конфликт между сущностью и существованием личности (Э. Фромм); социетальные - в характере общественного строя, социальной структуры (К. Хорни); организационные. Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение. Механизмы психологической защиты личности (З. Фрейд): вытеснение, сублимация, регрессия, рационализация, проекция, замещение, интеллектуализация, идентификация, обособление, воображение (фантазия). Условия предупреждения внутриличностных конфликтов.

3.6. Личность в группе. Влияние на поведение личности ситуации включённости в группу: социальная фасилитация и её ситуационные особенности; социальная пассивность (леность) и её ситуационные особенности; деиндивидуализация и её ситуационные особенности; групповая поляризация и её проявления на уровне массового поведения; огруппление мышления: социально-психологические условия огруппления мышления, симптомы огруппления мышления, правила предотвращения огруппление мышления. Феномены поведения человека в группе. Феномен конформности. Дефиниции понятий: конформизм, конформность, негативизм. Нонкорформизм. Уровни конформного поведения: Факторы конформного поведения. Феномен референтности. Дефиниция. Типы референтной группы (Р. Мертон). Функции референтной группы (Г. Келли). Вопросы креативности и развития. Факторы влияния меньшинства (С. Московичи). Следствия влияния меньшинства для группы в целом и её отдельных участников.

3.7. Личность в толпе. Понятие толпы и виды толп. Психологические свойства толпы. Психологические особенности поведения индивида в толпе. Мотивы поведения в толпе. Лидер в толпе и механизмы управления толпой. Средства ликвидации толп.

 

Тема 4. Социально-психологическая группа.

4.1. Понятие социально-психологической группы. Признаки социально-психологической группы (А.И. Донцов). Структура отношений в социально-психологической группе (Я. Морено).

4.2. Эмоциональный (социометрический) статус. Феномен привлекательности.

4.3. Властный статус. Феномены лидерства и руководства. Понятие лидерства. Общая картина становления лидера. Экспрессивный и инструментальный типы лидера, их роли.

Понятие руководства. Источником влияния руководителя на подчинённых. Стили руководства: директивный и кооперативный; сравнительный анализ. Различия между лидерством и руководством. Вопрос о целесообразности совмещения в одном лице руководителя и лидера.

4.4. Информационные отношения в группе. Информационная структура группы. Типы и варианты коммуникативных сетей.Феномен авторитета .

4.5.Отношения внутригрупповой поддержки. Комплиментарный статус. Феномены совместимости и сработанности.

4.6. Функциональные отношения (по поводу функциональных обязанностей). Функциональный статус. Феномен внутригрупповой роли. Виды функциональных внутригрупповых ролей.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2



2016-09-16 294 Обсуждений (0)
Материально-техническое обеспечение модуля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Материально-техническое обеспечение модуля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (294)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)