Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Рынок и его роль в экономической системе. Основы теории спроса и предложения



2016-09-16 845 Обсуждений (0)
Тема 4. Рынок и его роль в экономической системе. Основы теории спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В результате освоения этой темы студент должен:

знать сущность рынка, иметь понятие о его субъектах, функциях и структуре. Важно понимание того, что «рынок» - понятие многогранное и дать одно всеобъемлющее определение достаточно трудно. Рынок можно рассматривать как совокупность отношений товарного и денежного обращения, а также как механизм взаимодействия спроса и предложения.

Особо необходимо рассмотреть вопрос о субъектах рыночной экономики, множество которых можно свести к трем базовым секторам: 1) домашние хозяйства; 2) бизнес (деловые фирмы); 3) государство (правительство). Следует разобраться в механизме взаимодействия базовых секторов через рынки и нерыночные взаимосвязи, используя для этого модель кругооборота доходов и продуктов.

Представляя собой многообразную систему отношений товарного и денежного обращения, рынок имеет сложную внутреннюю структуру, элементы которой могут быть классифицированы в зависимости от выбранного критерия: по объектам; по субъектам; по географическому принципу; по соответствию действующему законодательству и т.д.

При изучении вопросов, связанных с понятием и элементами рыночного механизма, рекомендуется познакомиться с учением А. Смита «о невидимой руке». Функционирование рыночного механизма можно уяснить, разобравшись в таких важнейших его составляющих как конкуренция, спрос и предложение, цена.

Необходимо знать разницу между ценовой и неценовой конкуренцией. Важно различать добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Для понимания вопроса о типах рынка следует усвоить такие понятия, как совершенная и несовершенная конкуренция, монополия и монопсония.

Для объяснения поведения фирм на рынке и разработки эффективной стратегии их конкурентного поведения необходимо научиться определять тип рынка, на котором функционирует фирма. Рынки товаров и услуг, как правило, существенно отличаются друг от друга по: 1) числу и размеру фирм; 2) типу предлагаемого товара или услуги; 3) степени контроля над ценами; 4) условиям входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее (него); 5) доступности информации о товарах, ценах, конкуренции и т.п.

Основополагающими элементами рыночного механизма являются спрос и предложение. Поэтому необходимо четко знать определения этих понятий, особое внимание обратив на ценовые и неценовые детерминанты спроса и предложения, научившись отражать их изменения на графиках: кривой спроса и кривой предложения.

Для понимания сущности рыночного механизма важно усвоить законы спроса и предложения и понять логику установления и нарушения рыночного равновесия, знать понятия эластичности спроса и предложения и особенности их влияния на рыночное равновесие.

Вопросы для обсуждения к изучению данной темы:

1. Понятие рынка. Условия возникновения и развития рынка. Элементы и функции рынка. Преимущества и недостатки рынка. Внешние эффекты и общественные блага. Теорема Р. Коуза.

2. Спрос и величина спроса. Закон спроса. Эффект замены и эффект дохода. Исключения из закона спроса. Шкала спроса. Кривая спроса. Функция спроса (прямая и обратная). Неценовые факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

3. Предложение товаров, объем предложения. Факторы, влияющие на предложение. Шкала предложения. Кривая предложения. Функция предложения (прямая и обратная). Индивидуальное и рыночное предложение.

4. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие и случаи его нарушения. Влияние налогов, дотаций, квот и фиксированных цен на рыночное равновесие. Паутинообразная модель.

5. Эластичность спроса и предложения. Практическое применение теории эластичности (ценовая эластичность спроса и выручка продавца, эластичность и распределение налогового бремени). Излишки потребителя и производителя.

Основные категории и понятия темы:


Рынок

Рыночный механизм и его элементы

Экономические агенты (рыночные и нерыночные)

Кругооборот товаров и услуг, факторов производства и денег.

Провалы (фиаско) рынка

Теорема Коуза (внешние эффекты)

Инфраструктура рынка

Асимметричность информации

Экстерналии, или побочные эффекты, или внешние эффекты

Цена

Спрос

Шкала спроса

Предложение

Шкала предложения

Эффект дохода

Эффект замещения

Кривая предложения

Кривая спроса

Цена равновесия

Равновесие

Ценовой максимум («потолок»)

Ценовой минимум («пол»)

Излишек

Дефицит

Изменение величины спроса

Изменение величины предложения

Излишек потребителя

Излишек производителя

Эластичность спроса

Эластичность предложения

Эластичность спроса по цене

Совершенно эластичный спрос

Совершенно неэластичный спрос

Спрос единичной эластичности

Эластичность спроса по доходу

Перекрёстная эластичность спроса

Эластичность предложения по цене

Товары субституты

Товары комплементы

Товары Гиффена


Вопросы для обсуждения:

1. Какова цель назначения разных цен для разных групп потребителей? Добавьте свои примеры по разным вариантам эластичности. Подсказка: Вспомните о ценовых скидках, в основе которых лежат характеристики потребительских групп или время покупки.

2. Используя концепции излишка потребителя и излишка производителя, объясните, почему экономисты утверждают, что конкурентные рынки являются эффективными. Почему в соответствии с этими концепциями объемы производства ниже или выше равновесного приводят к неэффективности.

В рамках данной темы проводятся следующие формы контроля:

1) Тестирование на знание основных категорий и понятий

2) Контрольная работа.

Тесты:

1. В результате определенных событий некая отрасль стала низкодоходной. Вероятно, поэтому некоторые фирмы будут вынуждены покинуть рынок. Следствием этого будет сдвиг

а. кривой предложения влево

б. кривой спроса вправо

в. кривой предложения вправо

г. кривой спроса влево

 

2. Смещение кривой спроса на сливочное масло влево вызвано тем, что произошло повышение …

а. цен на товары-заменители

б. налогов на потребителей

в. количества потребителей сливочного масла

г. предложения данного товара

 

3. Цена на фрукты выросла. Это приведет к тому, что при неизменности других факторов кривая спроса на соковыжималки …

а. сдвинется вправо В. сдвинется влево

б. изменит наклон Г. не изменит своего положения

 

4. При росте доходов населения падает спрос на …

а. товары низшего качества

б. товары первой необходимости

в. предметы роскоши

г. товары с единичной эластичностью спроса

Задачи:

Задача 1. Кривые спроса и предложения на товар А представляют собой линейные функции. Функция спроса имеет вид: Qd= 1200 – 20P, а функция предложения: Qs= – 200 + 50P, где Q – количество товара А (шт.), P – цена товара А (ден. ед.). Определите рыночное равновесие, выигрыш покупателя и продавца. Решение представьте графически и аналитически.

Задача 2.Если снижение цены на товар А на 2 % привело к сокращению спроса на товар В с 1000 ед. до 950 ед., то чему равен коэффициент перекрестной эластичности спроса?

Задание 3. Функция спроса на газ имеет вид: = 3,75Pн – 5Pг, где Pн и Pг – соответственно цены на нефть и газ, функция предложения: = 14 + 2Pг + 0,25Pн. При каких ценах на данные энергоносители спрос и предложение газа сбалансируются на уровне 20 баррелей?

 

Рекомендуемая основная учебная литература:

1. Вечканов Г. Микроэкономика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Г. Вечканов, Г. Вечканова. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2012. — 464с.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник. - М.: Норма ИНФРА-М, 2014. - 576 с.

Рекомендуемая дополнительная литература:

1. Автономов Ю.В. Эластичность спроса на исполнительское искусство по цене и доходу: основные результаты эмпирических исследований// Журнал новой экономической ассоциации. 2012. № 2(14). С. 135-138.

2. Горбунов В.К. К теории рыночного спроса: регулярность и экономическое равновесие// Экономическая наука современной России. 2013. № 4 (63). С. 19-36.

3. Казанцева С.Ю. Анализ эластичности спроса как фактор успешного функционирования фирмы// Научное обозрение. 2013. № 12. С. 283-286.

4. Лашов Б.В. Спрос, инвестиции и экономический рост// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 6. № 4. С. 7-16.

5. Муминов А.М. Задачи для эластичности функции спроса и предложения// Вестник университета. 2011. Т. 1. № 4-35. С. 82-94.

6. Силантьев Р.Ю. Применение теорий эластичности и потребительной стоимости для повышения конкурентоспособности на рынке сотовой связи// Микроэкономика. 2011. № 3. С. 139-142.

7. Соколинский В.М., Фаризов И.О. Механизмы регулирования рыночного равновесия// Финансовый бизнес. 2011. № 3. С. 25-35.

8. Сомов Д.М., Потапов А.Н. Сегментирование потребителей в соответствии с эластичностью спроса// Управление продажами. 2014. № 2. С. 106-113.

9. Степанов С.А. Особенности формирования рыночного равновесия в информационной экономике// Научные труды Вольного экономического общества России. 2012. Т. 163. С. 592-602.

10. Терёхин М.Т. Условия рыночного равновесия// Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2011. № 33. С. 167-177.

11. Тимирьянова В.М. Потребительский спрос как фактор экономического роста// Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 12 (30). С. 90-95.

 



2016-09-16 845 Обсуждений (0)
Тема 4. Рынок и его роль в экономической системе. Основы теории спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Рынок и его роль в экономической системе. Основы теории спроса и предложения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (845)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)