Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 9. Денежно-кредитная система страны



2016-09-16 733 Обсуждений (0)
Тема 9. Денежно-кредитная система страны 0.00 из 5.00 0 оценок




В результате освоения этой темы студент должен:

знать определения таких понятий как деньги и их функции, закон денежного обращения, денежный мультипликатор, обязательная норма резервирования, учетная ставка. Студент должен разбираться в структурных составляющих денежной массы, в методах регулирования денежной массы в обращении.

Студент должен рассмотреть различные формы кредита: коммерческий, банковский, потребительский, ипотечный, государственный и международный.

Рекомендуется обратить внимание на связь развития кредитных отношений с появлением такого вида ценных бумаг, как вексель. Различают простой вексель и переводной (тратта).

Коммерческий и банковский кредит тесно связаны между собой прежде всего через учет (или дисконт) векселей, проводимых коммерческими банками.

Рассматривая кредитную систему, важно уяснить, что данное понятие в экономической науке и практике рассматривается в двух смыслах:

1) как совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования;

2) как совокупность кредитно-финансовых институтов, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду.

Кредитная система во втором смысле состоит из двух подсистем: банковской и парабанковской («пара» от греч. возле, около). Банковская система, в свою очередь; состоит из двух уровней: центральный банк; 2) коммерческие и специализированные банки. Парабанковская система представлена специализированными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательными институтами.

Необходимо четко представлять место Центрального банка в кредитной системе и его функции. Особое внимание следует обратить на денежно-кредитную политику, проводимую Центробанком, ее типы и инструменты.

Далее следует знать сущность и функциями коммерческих банков.

Изучая банковские операции, важно провести их классификацию, подразделяя на:

1) пассивные операции; 2) активные операции; 3) банковские услуги. Обратите внимание на множественность источников доходов банка.

Вопросы для обсуждения к изучению данной темы:

1. Деньги и их функции. Закон денежного обращения. Природа современных кредитно-бумажных денег. Структура денежной массы.

2. Роль коммерческих банков в предложении денег. Денежный мультипликатор. Методы регулирования денежной массы в обращении. Обязательная норма резервирования. Учетная ставка. Операции на открытом рынке ценных бумаг.

3. Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, типы.

4. Банки и банковская система. Виды банков и их функции. Финансовые институты и их роль (страховые, инвестиционные компании, пенсионные фонды и прочие).

5. Кредитная система: сущность, структура, функции. Кредит и его формы.

Основные категории и понятия темы:


Деньги

Финансовый рынок

Кредит

Кредитно-денежная политика

Процент

Совокупный спрос на деньги

Центральный банк РФ

Учетная ставка

Резервная норма

Экспансионистская кредитно-денежная политика

Сдерживающая кредитно-денежная политика


 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Проанализируйте различные теории происхождения и сущности денег. Каковы функции денег? В чём заключается закон денежного обращения?

a) В чем состоят преимущества перехода от товарных денег к бумажным?

b) Объясните причины возникновения кредитных денег и раскройте экономическое содержание их основных форм.

c) Определите сущность электронных денег.

2. Проанализируйте взгляды кейнсианской и монетаристской школ на проблему значимости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка. Что лежит в основе денежно-кредитного регулирования?

В рамках данной темы проводятся следующие формы контроля:

1) Тестирование на знание основных категорий и понятий

Тесты:

1. В соответствии с «денежным правилом» М. Фридмана эмиссия денег должна осуществляться

А) постоянно и неизменными темпами

Б) постоянно снижающими темпами

В) темпами, меняющимися в зависимости от инфляции

Г) постоянно и увеличиваться в соответствии с ростом реального ВВП

 

2. Основная функция коммерческого банка состоит в…

А) обеспечении необходимой степени ликвидности банковской системы

Б) установлении ставки рефинансирования

В) установлении минимальных норм обязательных резервов

Г) расчетно-кассовом обслуживании экономических агентов

 

3. Центральный банк проводит политику «дорогих денег» для…

А) преодоления ликвидной ловушки

Б) сдерживания инфляции

В) стимулирования экономического роста

Г) увеличения совокупного спроса

Рекомендуемая основная учебная литература:

1. Журавлева Г.П. Макроэкономика: учебное пособие. - М.: РИОР Инфра-М, 2010. - 127 с.

2. Тарасевич Л. С., ГребенниковП. И., ЛеусскийА. И. Макроэкономика: учебник для бакалавров — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 686 с.

3.

Рекомендуемая дополнительная литература:

1. Букина И.С. Посткризисное развитие России: денежно-кредитная политика// Научные труды Вольного экономического общества России. 2011. Т. 152. С. 212-224.

2. Власов А.В. Электронные деньги и эволюционная теория происхождения денег// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2012.№ 12. С. 13-23.

3. Кондратов Д.И. Денежно-кредитная политика в странах Европы// Экономический журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 15. № 2. С. 202-236.

4. Кондратьев А.Н. Перспективы развития денежно-кредитной политики в России: концепция и ресурсы// Финансы и кредит. 2013. № 14. С. 7-11.

5. Крючкова И.П. Глобализация: риски и вызовы для денежно-кредитной политики// Банковское дело. 2011. № 7. С. 25-30.

6. Кузьмин А.Ю. Валютная и денежно-кредитная политика: доступность инструментов и согласованность целей// Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 4. С. 54-60.

7. Макарова С.Н., Осколкова Н.С. Теоретические аспекты системы денежно-кредитного регулирования экономики// Финансы и кредит. 2013. № 27. С. 37-46.

8. Милюков А.И., Пенкин С.А. Денежно-кредитная политика как фактор роста российской экономики// Банковское дело. 2011. № 1. С. 49-53.

9. Путылин В.И. Эволюция платежной системы: от ракушек и жемчужин к электронным деньгам// Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № S5. С. 56-60.

10. Русавская А.В. Роль и место кредитного механизма в системе денежно-кредитной политики государства// Путеводитель предпринимателя. 2011. № 12. С. 228-235.

11. Тершукова М.Б. Процентная политика центрального банка РФ и ее роль в реализации приоритетной цели денежно-кредитного регулирования// Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. № 100. С. 115-119.

 



2016-09-16 733 Обсуждений (0)
Тема 9. Денежно-кредитная система страны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 9. Денежно-кредитная система страны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (733)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)