Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ступень V. Информирование, инструктирование и предостережение пациента



2016-09-17 2296 Обсуждений (0)
Ступень V. Информирование, инструктирование и предостережение пациента 5.00 из 5.00 5 оценок




Важной составной частью любого типа лекарственной терапии, за исключением особых клинических ситуаций (оказание экстренной медицинской помощи и т.п.), является информирование пациента о его заболевании, о назначенных ему лекарственных препаратах и детальное инструктирование его о правилах их приема.

Согласно статистическим данным в среднем 50% пациентов не выполняют предписания врачей: принимают назначенные лекарственные препараты неправильно, нерегулярно или совсем не принимают.

Какие же причины приводят к невыполнению предписаний врачей?

На приверженность пациента к назначенному лечению могут неблагоприятно влиять следующие факторы: непонимание инструкции, полученной от врача или невозможность ее выполнения; низкий уровень образования пациента; плохая память; пожилой возраст; беспокойное состояние; психические заболевания; сложная схема приема лекарств; большое число одновременно назначенных препаратов; взаимоотношение пациента с врачом (доверие к врачу); регулярность посещения врача; непонимание пациентом истинного состояния своего здоровья; улучшение самочувствия (тогда пациент может преждевременно прекратить лечение или изменить схему приема); побочные реакции на препарат; неправильная информация о препарате, полученная в аптеке, от знакомых или близких людей; повышение стоимости лечения; появление сопутствующих заболеваний, потребовавших дополнительного лечения; перенесенная операция; переезд на новое место жительства или отъезд на время отпуска и т.д.

В некоторых случаях невыполнение предписаний врача может и не иметь каких-либо отрицательных последствий. Но иногда это может приводить к значительному ухудшению самочувствия пациента, вплоть до развития у него каких-либо критических осложнений.

Например, если пациент длительное время находился на постоянной терапии лекарственным препаратом из группы бета-адреноблокаторов, а затем одномоментно решил прекратить использование этого лекарственного средства, то присутствует риск развития у него опасного сердечно-сосудистого осложнения (гипертонического криза, инфаркта миокарда, инсульта). Бета-адреноблокаторы - это группа лекарственных препаратов, которая может вызвать синдром отмены при резком прекращении приема, поэтому, если принимается решение об отмене препарата, требуется постепенное снижение дозы. Такая тактика постепенной отмены препарата должна применяться при использовании многих других препаратов (влияющих на ЦНС, глюкокортикостероидов и т.д.).

Каким же образом можно повысить приверженность пациента к назначенной врачом терапии?

1. Качественным выбором самого лекарственного лечения (по возможности, это должна быть монотерапия эффективным и безопасным лекарственным препаратом в подходящей лекарственной форме с удобной схемой применения).

2. Созданием доверительных, искренних взаимоотношений между врачом и пациентом (взаимопонимание между врачом и пациентом достигается на основе уважения чувств пациента и его мнения, очень важно, чтобы отношения были именно доверительные, а не фамильярные).

3.Информированием, инструктированием и предупреждением пациента (позволяют пациенту понять и принять назначенную терапию.).

Перед тем как перейти к обсуждению вновь назначенного лечения, необходимо коснуться предыдущих взаимоотношений пациента с лекарственными препаратами.

О чем следует спросить пациента?

  • Какие препараты принимает в настоящее время?
  • Принимает регулярно?
  • Как долго принимает?
  • Какие дозы и с какой частотой?
  • Помогают ли препараты?
  • Есть ли побочные эффекты?
  • Какие препараты принимал ранее в аналогичных ситуациях?
  • Почему прекратил прием?
  • Наблюдалась ли аллергия (непереносимость) ЛС?
  • Отношение к алкоголю, курению?

После этой беседы Вы будете иметь общее представление об отношении пациента к назначаемой ему ранее лекарственной терапии. Ответы на эти вопросы помогут Вам в дальнейшем правильно выстраивать свои взаимоотношения с пациентом при назначении ему П-лечения.

Доверие пациента и результаты терапии могут значительно выиграть от внимания, которое специалист и пациент уделяют обсуждению лекарственной терапии.

Информирование

Информировать пациента следует простым языком, объем информации о лекарственном средстве должен быть доступен для понимания пациентом, не выходить за пределы образовательного уровня пациента, следует избегать излишней медицинской терминологии. Не следует перегружать пациента чрезмерной информацией, например, не стоит рассказывать обо всех, в том числе и редких возможных нежелательных реакциях препарата, так как это может повлечь за собой отказ пациента от его приема.

Прежде всего, надо рассказать пациенту о его заболевании и о назначенном лекарственном препарате, особо останавливаясь на безопасности лечения и о возможных значимых нежелательных реакциях. Например, при назначении бета-адреноблокаторов надо обязательно предупредить о возможности появления брадикардии и о контроле за своим пульсом.

Действие лекарства

  • Почему нужно принимать это ЛС?
  • Какие симптомы исчезнут, а какие – нет?
  • Когда начнет проявляться действие ЛС?
  • Что произойдет при неправильном приеме ЛС или в случае непринятия ЛС вообще?

 

Побочное действие

  • Какие возможны побочные действия?
  • Как их распознать?
  • Как долго они будут продолжаться?
  • Насколько они серьезны?
  • Что следует предпринять?

 

Инструктирование

Во время проведения инструктирования необходимо рассказать пациенту о правилах применения и хранения назначенного лекарственного средства.

Например, при назначении пациенту препарата из группы нитратов (особенно нитроглицерина) необходимо сделать акцент на то, что препараты этой группы очень быстро разлагаются при дневном свете и их надо обязательно хранить в темном, защищенном от света месте.

Обязательно надо говорить пациентам, чтобы они обращали внимание на срок годности лекарственных средств, особенно препаратов для парентерального использования.

Следует указать время применения данного лекарственного препарата.

Например, при назначении любого антибактериального препарата надо проинструктировать пациента, что при использовании антибактериальных лекарственных средств необходимо четко соблюдать временные интервалы в течение суток между приемами, так как для эффективного действия этих лекарственных средств требуется постоянная концентрация препарата в крови.

В настоящее время многие лекарственные препараты можно приобрести в аптеке без рецепта, поэтому необходимо убедиться в том, что пациент правильно запомнил название лекарственного препарата, которое Вы ему назначаете, а также схему его приема. Лицам пожилого возраста и с плохой памятью желательно дать письменную инструкцию по всему режиму лечения. Это должна быть доступно изложенная письменная информация, это удобно, поскольку пациент не в состоянии запомнить все полученные сведения во время консультации.

 

  • Как следует принимать лекарство (путь введения в организм)?
  • Когда его следует принимать (сколько раз в сутки, в какие часы и в какой дозе)?
  • Как долго продолжится лечение (недели, месяцы и т.п.)?
  • Как следует хранить лекарство?
  • Как поступить с неиспользованным лекарством?

 

Предупреждение

Пациента необходимо предупредить о том, что он должен максимально следовать назначениям врача, чем опасно самостоятельное принятие решения об отказе от лечения, в чем опасность самостоятельного (без разрешения врача) изменения дозирования или прекращения назначенного лечения.

Например, резкая отмена препарата (после предшествующего длительного лечения) из группы глюкокортикостероидов приведет к развитию синдрома отмены.

 

  • Когда не следует принимать лекарство?
  • Какова максимальная доза?
  • Почему следует принять полный курс лечения?

 

Последующие консультации

В конце беседы с пациентом надо обязательно договориться о дате следующего визита. Значительно облегчает сотрудничество врача и пациента - заполнение и ведение пациентами специальных дневников своего самочувствия. Дневники могут включать разную информацию: отражать показатели АД при гипертонической болезни, частоту ангинозных приступов при стенокардии, частоту бронхоспазмов при бронхиальной астме и т.п.

Такая заранее подготовленная информация помогает врачу при беседе с пациентом, облегчая процесс контроля за ходом лечения, а также значительно сокращая время, затрачиваемое врачом на пациента.

Например, пациент страдает инсулиннезависимым сахарным диабетом II типа. Эффективность лечения этих пациентов значительно возрастает, когда они на протяжении суток самостоятельно определяют уровень глюкозы в крови и вносят эти показатели в свои дневники, а также указывают пищевой рацион каждого дня.

 

  • Когда следует (или не следует) прийти на консультацию?
  • В каких случаях приходить раньше?
  • Какую информацию следует приготовить для врача на время следующей консультации?

 

Информирование, инструктирование и предупреждение пациента должны завершиться выяснением, все ли понял пациент, ответить на все возникшие у него вопросы и попросить пациента своими словами пересказать основную информацию.

 

Всё ли понятно?

  • Спросите пациента, все ли понятно
  • Попросите пациента повторить самую важную информацию
  • Спросите пациента, нет ли у него вопросов

 

Все эти меры (информирование, инструктирование и предупреждение) имеют одну единственную цель – способствовать, как можно более эффективному лечению путем повышения приверженности пациента к назначенной терапии.

В информировании и инструктировании пациента значительная роль принадлежит также провизорам (фармацевтам), однако обеспечить правильное понимание пациентом процесса лечения лекарством обязан в первую очередь врач и эту ответственность он не вправе перекладывать на других специалистов или на популярные медицинские издания.

Обычно вся информация предоставляется пациенту в устной форме, хотя наличие различных вспомогательных материалов (брошюры, иллюстрации, лекарственные паспорта) значительно облегчает врачу процесс взаимодействия с пациентом.

Вспомогательные меры для улучшения соблюдения

пациентом указаний врача

  • Брошюры для пациентов
  • Иллюстрации и краткое описание
  • Дневной календарь
  • Лекарственный паспорт
  • Дозировочный ящик

 

Например, использование устройств для дозирования препаратов, дозировочных ящиков (коробочек), в которых ЛС размещены в соответствующих ячейках. Они помогают пациенту при приеме препаратов, например, все ЛС, принимаемые утром, помещены в одну ячейку. Особенно это удобно пациентам, принимающим несколько препаратов, тем, кто может забыть или перепутать время приема, или тем, кому трудно открывать флаконы (пациенты с артритами).

 



2016-09-17 2296 Обсуждений (0)
Ступень V. Информирование, инструктирование и предостережение пациента 5.00 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Ступень V. Информирование, инструктирование и предостережение пациента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2296)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)