Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание 4 Прочитайте отрывок из текста и определите подстиль научного стиля речи (собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный)



2016-09-17 1829 Обсуждений (0)
Задание 4 Прочитайте отрывок из текста и определите подстиль научного стиля речи (собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный) 0.00 из 5.00 0 оценок




Практическое занятие 2 Научный функциональный стиль

1. Научный стиль, его место в функционально-стилистической системе языка.

2. Подстили и жанры научного стиля.

3. Языковое оформление научных текстов

Научный стиль является одним из ведущих стилей русского литературного языка. В современном мире усилилась роль научного знания, которое служит развитию общества. Поэтому изучение закономерностей научного стиля сегодня является обязательным.

Владение литературным языком, умение переключать стилистические коды в зависимости от условий и задач общения свидетельствуют об уровне образования человека, о его творческом потенциале.

Функциональный стиль – это употребление литературного языка в определенной сфере человеческой деятельности. Каждый функциональный стиль отбирает и организует языковые средства (слова, морфологические формы, синтаксические конструкции) в зависимости от условий и задач общения. Функциональный стиль обладает особой, поуровневой организацией языковых средств.

Стили различаются и на основании реализуемой ими функции языка (информативная, коммуникативная и воздействующая). Основная функция публицистического стиля – воздействующая, научного и официально-делового – информативная, разговорный стиль реализует функцию общения, то есть коммуникативную функцию языка, а литературно-художественный – особую, эстетическую функцию языка.

Основные особенности научного стиля

Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, для которых характерны:

· предварительное обдумывание высказывания

· монологический характер речи

· строгий отбор языковых средств

· тяготение к строго нормированной речи

Основная функция данного стиля – сообщение, сфера существования – научная. Здесь различаются подстили:

· собственно-научный

· научно-учебный

· научно-популярный

А основные жанровые разновидности – это научные труды, доклады, лекции, учебники, справочные пособия, научно-популярные беседы и т.п.

Для научного стиля характерны следующие стилеобразующие черты:

· монологичность

· обобщенно-отвлеченный характер изложения

· подчеркнутая логичность

· строгая последовательность изложения

· смысловая точность

· информативная насыщенность

· объективность изложения

· безобразность

Задание 1. Прочитайте отрывок из текста и определите подстиль научного стиля речи (собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный)

Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн. К этому типу моделей относится модель локальных источников рассеяния. Несмотря на то, что все эти модели имеют одни и те же методологические основы, они имеют особенности, которые проявляются при дополнительных упрощениях и допущениях математического и физического характера. Аналоговой моделью принято называть стохастическую модель «блестящих» точек, получившую широкое распространение при анализе рассеянных полей от объектов, которые представлены в виде совокупности локальных отражателей.

Задание 2. Проанализируйте главные стилевые черты вышеприведенного отрывка, исходя из плана:

1) Употребление терминов и их последующая интерпретация,

2) безликость авторского «я»,

3) монологичность,

4) однозначность слов,

5) доказательное изложение,

6) наличие важной информации,

7) официальность,

8) точность,

9) стандартизованность,

10) четкость изложения.

 

Задание 3 Проанализируйте дополнительные черты научного стиля:

1) терминологичность

2) количественное преобладание существительных и прилагательных в тексте над глаголами

3) выбор отглагольных оборотов и слов

4) широкое применение предложений большой длины, и при этом следует отметить их безличный характер в совокупности с пассивными конструкциями и необычным расположением членов предложений

 

Задание 4 Прочитайте отрывок из текста и определите подстиль научного стиля речи (собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный)

Мировая экономика, пишет автор, рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине – истощения сырьевых ресурсов Земли. Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г. Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир, люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям, в исследованиях, а не в разрушениях. А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением, вытесняющим энергию разрушения, что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему. Кроме того, такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнации, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой.

Задание 5 Проанализируйте лексику приведенного отрывка:

  • слова широкого употребления:
  • термины:
  • общенаучная лексика:
  • абстрактная лексика:
  • научная фразеология:

Задание 6. Проанализируйте морфологию приведенного отрывка:

  • численное преобладание существительных и прилагательных в разбираемом отрывке над глаголами;
  • характерное употребление имен существительных среднего рода, которые обозначают абстрактное понятие:
  • отсутствие глаголов во втором лице (как ед., так и мн. числа), поскольку они несвойственны научной речи;
  • преобладание описательных прилагательных:


2016-09-17 1829 Обсуждений (0)
Задание 4 Прочитайте отрывок из текста и определите подстиль научного стиля речи (собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задание 4 Прочитайте отрывок из текста и определите подстиль научного стиля речи (собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1829)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)