№
| Тема урока
| Кол -во ча- сов
| Тип урока
| Элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Дополни- тельный материал
| Формы контроля
| Практические работы
| Дом.за-да-ние
| Дата про-
веде-
ния
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Введение ( 2 часа)
|
| Введение. Что такое география
|
| Урок изуче- ния нового материала
| Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического про-странства.
| Знать: основные географические понятия и термины
|
| Вводная беседа
| Экскурсия «Осенние изменения в природе»
Пр.р. №1 «Организация и обучение приемам работы: наблюдение за погодой (календарь погоды)»
| §1р/тс.6
|
|
| Из истории географических открытий
|
| Урок актуа-лизации знаний и умений
| Представле-ние о мире в древности
| Работа с картой, фронтальный опрос
|
| §2
р/т с.8
|
|
Земля как планета (5 часов)
|
| Планеты Солнечной системы
|
| Изучения нового материала
| Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи.
| Знать:основные географические понятия и термины. Уметь: сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, выявлятьвзаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
| Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы.
Объяснение географиче- ских следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
| Вводная беседа
| Пр.р. №2 «Составление и объяснение схемы: положение Земли в Солнечной системе»
| §3
р/т с.10
|
|
| Форма, размеры и движение Земли.
|
| Урок актуа-лизации знаний и умений
| Луна — спутник Земли, их взаимодействие.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
| Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
| Пр. р. №3 «Составление и объ-яснение схемы: движение Земли вокруг Солнца»
| §4
р/т с.13
|
|
| Система географических координат
|
| Практикум
| Широта, долгота.
| Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос
| Пр.р.№4 «Определение географических координат»
| §5
р/т с.14
|
|
| Времена года
|
| Урок актуа-лизации знаний и умений
| Смена времен года – следствие вращения Земли вокруг Солнца
|
| §6
р/т с.17
|
|
| Пояса ос-вещености
|
| Практикум
|
|
| §7
р/т с.19
|
|
Способы изображения земной поверхности (13 часов)
|
| Масштаб карты
|
| Практикум
| Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. Географическая карта. Масштаб.
| Знать: основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
|
| Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос
| Пр.р. №5 «Определение направлений и рассто-яний по карте.»
| §8
р/т с.22
|
|
| Способы определения рассто-яний на местности, их изображение на плане и карте Хабаровска и Хабаровского края
|
| Практикум
| Способы определения расстояний
|
| |
|
|
| Вычисление расстояний на плане с помощью масштаба
|
| Практикум
| План местности. Градусная сеть на плане и карте.
|
| Решение географических задач
| |
|
|
| Виды условных знаков
|
| Практикум
| Условные знаки на плане и карте
|
| Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос
| Пр.р.№6 «Топографический диктант»
| §9
р/т с.24
|
|
| Чтение условных знаков на плане местности и картах Хабаровска и Хабаровского края
|
| Практикум
| Чтение и использование карт.
|
| |
|
|
| Стороны горизонта
|
| Практикум
| Основные и промежуточные стороны горизонта
|
| Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос
| Пр.р. №7 « Определение направлений по компасу, азимуту.»
| §10
р/т с.27
|
|
| Определение направлений по плану местности Хабаровска и Хабаровского края
|
| Практикум
| Азимут.
|
| |
|
|
| Изображение рельефа на карте.
|
| Практикум
| Способы картографического изображения. Классификация карт.
|
| Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос
| Пр.р.№8 «Решение практических задач по плану: описание маршрута, составление простейшего плана местности»
| §11
р/т с.29
|
|
| Абсолютные и относительные высоты Хабаровска и Хабаровского края
|
| Практикум
|
|
|
| Работа с картами
| |
|
|
| Основные виды и способы съемки местности (на примере своей местности)
|
| Практикум
| Виды съемки местности. Ориентирование на местности. Составление плана местности.
|
|
| Съемка местности
| Пр.р.№9 «Глазомерная съемка»
|
|
|
| Камеральная обработка планов местности
|
| Практикум
|
|
|
| Построение плана
| |
|
|
| Составление плана класса (школьного двора)
|
| Практикум
|
|
|
| Построение плана
| Пр.р.№10 «Ориентирование на местности»
|
|
|
| Значение и разнообразие планов и карт Хабаровска и Хабаровского края. Обобщение и контроль знаний по теме «Способы изображения земной поверхности»(с включением краеведческих вопросов)
|
| Обобщение
| Значение планов и карт.
|
|
| Тестирование
| |
|
|
Литосфера (9 часов)
|
| Строение земного шара.
|
| Урок актуа-лизации знаний и умений
| Литосфера: строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли
| Знать: основные географические понятия и термины географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека
| Возникновение и геоло-гическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле.
Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ис-копаемых.
Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте
| Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
|
| §12
р/т с.31
|
|
| Виды горных пород.
|
| Практикум
| Группы горных пород по происхождению
|
| §13
р/т с.33
|
|
| Полезные ископаемые
|
| Урок актуа-лизации знаний и умений
|
| Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
|
| §14
р/т с.35
|
|
| Движения земной коры
|
| Урок актуа-лизации знаний и умений
| Разнообразие форм рельефа
Движения земной коры
| Пр.р.№11 «Составление таблицы «Взаимодействие внутренних и внешних рельефообразующих процессов»
| §15
р/т с.37
|
|
| Выветривание горных пород
|
| Урок актуа-лизации знаний и умений
| Виды выветривания
| Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
|
| §16
р/т с.40
|
|
| Рельеф суши и дна океана
|
| Практикум
| Главные формы рельефа
Рельеф дна океанов
Человек и земная кора
| Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
| Пр.р.№12 «Установление закономерностей размещения крупных форм рельефа в зависимости от стро-ения земной коры»
| §17
р/т с.43
|
|
| Восточно-Европейская равнина. Характеристика равнины по плану
|
| Практикум
| План описания равнин
| |
|
| Пр.р.№13 « Нанесение объектов литосферы на контурную карту»
|
|
|
| Рельеф Хабаровска и Хабаровского края, основные формы. Полезные ископаемые
|
| Практикум
| Основные формы рельефа и полезные ископаемые Хабаровска и Хабаровского края.
| |
|
| Пр.р.№14 «Определение минералов и горных пород Хабаровского края по их мор-фологическим признакам»
|
|
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Литосфера» (с включением краеведческих вопросов)
|
| Обобщение
|
| |
| Тестирование
|
|
|
|
Атмосфера (13 часов)
|
| Строение атмосферы
|
| Урок актуа-лизации знаний
| Атмосфера: значение, строение, изучение
| Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность
|
| Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
|
| §18
р/т с.46
|
|
| Температура воздуха
|
| Практикум
| Зависимость температуры от широты, рельефа, воздушных масс
| Пр.р.№15 «Построение графика хода tо»
| §19
р/т с.47
|
|
| Температура воздуха. Годовой ход tо на территории Хабаровска и Хабаровского края
|
| Практикум
| График годового хода температур и его анализ. Чтение графиков.
| Построение графиков
|
|
|
|
| Атмосферное давление
|
| Урок актуа-лизации знаний и умений
| Зависимость давления от высоты над уровнем моря
| Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
| Пр.р.№16 "Решение задач на определение tо и давления»
| §20
р/т с.50
|
|
| Движение воздуха
|
| Практикум
| Образование ветра и его зависимость от атмосферного давления
| Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
| Пр.р.№17 «Построение розы ветров»
| §21
р/т с.52
|
|
| Типы ветров Хабаровска и Хабаровского края
|
| Практикум
|
|
|
|
|
| Вода в атмосфере
|
| Урок актуа-лизации знаний и умений
| Влажность воздуха: абсолютная и относительная
| Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
| Пр.р.№18 «Построение графика облачности»
| §22
р/т с.55
|
|
| Водяной пар и облака. Облака, наблюдаемые в Хабаровска и Хабаровского края
|
| Практикум
| Водяной пар и облака. Виды облаков, их характеристики
|
|
|
|
| Характеристика видов осадков по сезонам года в Хабаровска и Хабаровского края
|
| Практикум
|
|
|
|
|
|
| Погода
|
| Практикум
| Типы погоды
| Фронталь-ный опрос
|
| §23
р/т с.58
|
|
| Наблюдение за погодой
|
| Практикум
| Дневник наблюдений за погодой. Обработка данных
| Пр.р.№19 «Обработка данных метеонаблюдений своей местности»
|
|
|
| Климат
|
| Практикум
| Распределения тепла и влаги на поверхности Земли
|
| §24
р/т с.61
|
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Атмосфера» (с включением краеведческих вопросов)
|
| Обобщение
|
|
|
| Тестирование
|
|
|
|
Гидросфера (8 часов)
|
| Единство гидросферы
|
| Урок актуа-лизации знаний и умений
| Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах.
| Знать:основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в гидросфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
| Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспечен-ности водными ресурсами разных ре-гионов Зем-ли.
Природные памят-ники гидросферы
| Вводная беседа
|
| §25
р/т с.63
|
|
| Мировой океан
|
| Урок актуа-лизации знаний и умений
| Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.
| Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
|
| §26
р/т с.66
|
|
| Воды суши: реки и озера
|
| Практикум
| Типы озерных котловин, особенности стока. Крупнейшие реки и озера мира
| Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
|
| §27
р/т с.68
|
|
| Реки Хабаровска и Хабаровского края: режим, характер течения, тип питания, значение
|
| Практикум
| Описание крупных рек по плану
|
| Работа с картами МО и Дмитровского района
| Записи в тетр
|
|
| Озера, искусственные водоемы Хабаровска и Хабаровского края
|
| Практикум
| Крупные озера МО и Дмитровского района. Канал им. Москвы. Водохранилища.
|
| Работа с картами МО и Дмитровского района
|
|
|
| Описание водных объектов Хабаровска и Хабаровского края
|
| Практикум
|
| Сообщения по теме
| Работа с картами МО и Дмитровского района
|
|
|
| Воды суши: подземные воды и природные льды
|
| Урок актуа-лизации знаний и умений
| Льды покровные и горные
| Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
| Пр.р.№20 «Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры»
| §28
р/т с.71
|
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Гидросфера» (с включением краеведческих вопросов)
|
| Обобщение
|
|
|
| Тестирование
|
|
|
|
Биосфера (5 часов)
|
| Царства живой природы
|
| Урок актуа-лизации знаний и умений
| Биосфера: распро-странение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания.
| Знать: географические явления и процессы в биосфере, изменение в результате деятельности человека; геогра-фическую зональность и поясность
| Наблюдения за раститель-ным и животным миром для определе-ния качества окружающей среды. Описание расти-тельного и животного мира на мест-ности и по карте.
| Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
|
| §29
р/т с.73
|
|
| Биосфера и охрана природы
|
| Урок актуа-лизации знаний и умений
| §30
р/т с.76
|
|
| Флора и фауна Хабаровска и Хабаровского края
|
| Практикум
| Основные виды растений и животных МО и Дмитровского района
| | Сообщения по теме.
|
|
|
|
| Природные комплексы Хабаровска и Хабаровского края
|
| Практикум
| Природные и антропогенные комплексы. Особо охраняемые территории.
| |
|
|
|
|
| Описание природного комплекса своей местности
|
| Экскурсия
| Описание природного комплекса по плану
| |
|
| Экскурсия «Взаимосвязи компонентов природы».
|
|
|
Почва и геосфера (6 часов)
|
| Почва
|
| Урок актуа-лизации знаний и умений
| Почва как особое природное образование и условия формирования почв различного типа. Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высотная зональность, роль климата и рельефа в формировании природных комплексов, изменение природных комплексов в результате хозяйственной деятельности человека
| Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.
| Наблюдение за изменени-ем почвенно-го покрова
| Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
|
| §31
р/т с.78
|
|
| Почвы Хабаровска и Хабаровского края
|
| Практикум
|
|
| Работа с картами МО и Дмитровского района
|
|
|
| Хозяйственное использование почв Хабаровска и Хабаровского края
|
| Практикум
|
|
|
|
|
|
| Природный комплекс
|
| Урок актуа-лизации знаний и умений
|
| Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
|
| §32
р/т с.81
|
|
| Природные зоны
|
| Практикум
|
| §33
р/т с.83
|
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Почва и геосфера» (с включением краеведческих вопросов)
|
| Обобщение
|
| |
| Тестирование
|
|
|
|
Земля – планета людей (5 часов)
|
| Географическое положение Хабаровска и Хабаровского края
|
| Урок изучения нового
| План описания географического положения объекта.
| |
|
|
| Записи в тетр
|
|
| Типы населенных пунктов Хабаровска и Хабаровского края
|
| Урок изучения нового
| Городские и сельские населенные пункты
| |
| Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
|
|
|
|
| Население Хабаровска и Хабаровского края: численность, плотность, этнический состав
|
| Урок изучения нового
| Основные характеристики населения: численность, плотность, поло-возрастной и этнический состав, размещение.
| |
|
| Работа с картами МО и Дмитровского района
| Записи в тетр
|
|
| Город Хабаровск, его современные функции
|
| Урок актуа-лизации знаний и умений
|
| |
|
|
|
|
|
| Обобщение по теме «Население своей местности»
|
| Обобщение
|
| |
| Тестирование
|
|
|
|
Обобщающее повторение (2 часа)
|
| Обобщение знаний по темам курса, контроль
|
| Урок повторения и обобщения
|
|
|
| Тестирова-ние
|
|
|
|
| Обобщение знаний о природе и населению своей местности, контроль
|
| Урок повторения и обобщения
|
|
|
| Тестирова-ние
|
|
|
|
| Резервное время
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|