Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образец лабораторного дневника



2016-09-15 785 Обсуждений (0)
Образец лабораторного дневника 0.00 из 5.00 0 оценок




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ лабораторных ЗАНЯТИЙ

 

Дисциплина: Основы технологии лекарственных форм

 

Код дисциплины:OTLV 3202

Специальность:5В110300 Фармация

Объем учебных часов (кредитов*):135 часов (3 кредита)

Курс и семестр изучения:3 курс, 5 семестр

 

«Утверждаю»

Завед. кафедрой технологии лекарств,

доктор фармацевтических наук,

профессор Сагиндыкова Б.А. ___________________

протокол № 14 от 30.05.2016 г.

 

Г.

Занятие 1

1. Тема:Дозирование в аптечной технологии лекарств.

2. Цель: Изучить устройство и принципы работы аптечных ручных и тарирных весов. Научиться проверять правильность показаний весов и правильно дозировать по массе твердые, вязкие и жидкие вещества.

Задачи обучения

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- Общую характеристику средств измерения массы.

- Метрологические данные, обеспечивающие точность определения массы вещества.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- Перевязывать равноплечие ручные весы.

- Уравновешивать весы.

- Правильно читать доли грамма, которыми обозначают массы вещества.

- Проверять основные метрологические характеристики технических весов.

- Определять относительную ошибку при взвешивании различных навесок на ручных и тарирных весах.

4. Основные вопросы темы

1. Дозирование лекарственных средств по массе.

2. Дозирование лекарственных средств по объему.

3. Весы, применяемые в аптечной практике.

4. Поверхностное натяжение. Вязкость реальной жидкости.

5. Точность приборов. Каплеобразование.

6. Измерительные приборы, применяемые для дозирования по объему и каплями.

К началу занятия студенты должны изучить:

1. Устройство весов (ручных и тарирных) и разновесов;

2. Устройство приборов для дозирования по объему и каплями (аптечные бюретки, пипетки, стандартные и нестандартные каплемеры);

3. Структуру ГФ;

4. Приказ МНЭ РК от 19.03.2015 года № 232 «Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники»;

5. Структуру рецепта. Виды и формы рецептурных бланков;

6. Приказ МЗ РК и СР от 22.05.2015 года № 373 «Об утверждении Правил выписывания, учета и хранения рецептов».

Задание по теме:

Задание 1.Законспектировать методику и проверить чувствительность тарирных весов («Руководство к лабораторным занятиям по аптечной технологии лекарственных форм», под ред. Т.С. Кондратьевой, стр. 28-29).

Задание 2.Законспектировать и провести калибровку нестандартного каплемера («Руководство к лабораторным занятиям по аптечной технологии лекарственных форм», под ред. Т.С. Кондратьевой, стр. 34-35).

Задание 3.Ознакомление со структурой лабораторного дневника и правилами ее ведения.

5. Методы обучения и преподавания:традиционные, работа в малых группах, работа в парах.


Образец лабораторного дневника

Дата:

Тема:Технология простых и сложных порошков

Рецепты на латинском языке Расчеты количества ингредиентов и контрольный паспорт Физико-химические свойства лекарственных и вспомогательных веществ Технология лекарственного препарата по стадиям с теоретическими обоснованиями Оценка качества лекарственного препарата
  г. Шымкент ул. Аскарова 1 Городская поликлиника Дата выписывания:   ФИО больного: Иванов П. Возраст больного: 25 лет ФИО врача: Петров И.   Rp: Analgini Amidopyrini ana 0,35 Misce fiat pulvis Da tales doses № 6 Signa: По 1 порошку 2 раза в день     Подпись врача: Печать врача: Расчеты: 0,35 х 6 = 2,1 0,35 х 6 = 2,1   mо = 2,1 + 2,1 = 4,2 P = 4,2 : 6 = 0,7   Контрольный паспорт 1. Analgini 2,1 2. Amidopyrini 2,1 mо = 4,2 P = 0,7 № 6   Приготовил: Проверил: Отпустил: Дата: ГФ IХ, статья 37 Analginum Анальгин C13H16O4N3SNa •H2O М.в. 351. 37 Свойства: белый или белый с едва заметным желтоватым оттенком кристаллический порошок. Хранение: Список Б. В хорошо закупоренных банках оранжевого стекла, в защищенном от света месте. ВРД 1,0 ВСД 3,0   ГФ IХ, статья 29 Amidopyrinum Амидопирин C13H17ON3 М.в. 231. 30. Свойства: белые кристаллы или белый кристаллический порошок с едва желтоватым оттенком, без запаха, слабо горького вкуса. Хранение: Список Б. В хорошо закупоренных банках, в защищенном от света месте ВРД 0,5 ВСД1,5 Технология: На ВР 5,0 отвешиваем анальгин 2,1, помещаем в ступку и измельчаем, затем часть анальгина отсыпаем в капсулу оставляя в ступке 1/20 часть анальгина, затем в ступку помещаем 2,1 амидопирина, измельчаем и добавляем опсыпанное количество анальгина и тщательно смешиваем до получения однородной массы. Скабливанием со стенок ступки с помощью капсулаторки порошок собираем на дно ступки, опускаем в порошок пестик, оставляя при этом след, и рассматриваем с расстояния 25 см, при этом не должны обнаруживаться не измельченные частицы. Готовую массу с помощью ВР 1,0 развешиваем по 0,7 в вощаные капсулы. Капсулы заворачиваем и собираем по 3 шт. Укладываем в картонную коробку или в бумажный пакет. Оформляем к отпуску основной этикеткой «Внутреннее». Дополнительные этикетки: «Беречь от детей», «Хранить в сухом месте». Теоретическое обоснование: 1. Рабочее место готовим согласно требованиям приказа МНЭ РК от 19.03.2015 г. № 232. 2. В рецепте выписан сложный, дозированный, для внутреннего применения порошок. Выписан распределительным способом. 3. Количества и физико-химические свойства ингредиен-тов одинаковые. Ступка с пестиком имеют поры, поэтому первым измельчаем анальгин т.к. при затирании его расходуется меньше. 4. Проверка степени измельченности и однородности производится согласно статье «Порошки». 5. Выбор капсул производится согласно свойствам порошков (частные статьи). 6. Оформление порошков производится согласно требо-ваниям приказа МЗ СР РК от 16.04.2015 г. № 227. 7. Оценка качества производится согласно требованиям приказа МЗ СР РК от 28.05.2015 г. № 405. 1. Анализ документации: Рецепт выписан правильно, ингредиенты совместимы, дозы незавышены, расчеты сделаны верно, кон-трольный паспорт составлен правильно. 2. Оформление: основная этикетка соответствует способу применения, имеются предупредительные надписи. 3. Упаковка: соответствует свой-ствам ингредиентов, отдельные дозы упакованы аккуратно, при переворачивании не высыпаются. 4. Внешний вид: сухой, не прилипает к капсуле, сыпучий, однородный (на расстоянии 25 см не видно не измельченных частиц). 5. Органолептический контроль:белого цвета, горького вкуса, без запаха. 6. Отклонение в массе отдельных доз: 0,7 - 100 Х - 5 % Х = 0,7 + 0,035 = 0,735 0,7 - 0,035 = 0,0665 Лекарственная форма приготовлена удовлетворительно.

Литература

основная:

1. Государственная Фармакопея Республики Казахстан. Т.1. – Алматы: Издательский дом «Жибек жолы», 2008. – 591 с.

2. Государственная Фармакопея Республики Казахстан. Т.2. – Алматы: Издательский дом «Жибек жолы», 2009 – 804 с.

3. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: учебник / И.И. Краснюк, Г.В. Михайлова, Т.В. Денисова, В.И. Скляренко; под ред. И.И. Краснюка, Г.В. Михайловой, - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 656 с.

4. Практикум по технологии лекарственных форм: учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / И.И. Краснюк, Г.В. Михайлова, О.Н. Григорьева и др.; под ред. И.И. Краснюка и Г.В. Михайловой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 432 с.

5. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов: учебник / Гаврилов А.С. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010 г. – 624 с.

6. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов: учебное пособие / Лойд В. Аллен, А.С. Гаврилов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 512 с.

7. Технология лекарственных форм: учебник в 2 томах. Том 1/Т.С. Кондратьева, Л.А. Иванова, Ю.И. Зеликсон и др.; Под ред. Кондратьевой Т.С. – М. Медицина – 1991 г. – 496 с.

8. Руководство к лабораторным занятиям по аптечной технологии лекарственных форм / Авт.: Т.С. Кондратьева, Л.А. Иванова, Ю.И. Зеликсон и др.; Под. ред. Т.С. Кондратьевой. – М.: Медицина, - 1986. – 288 с.

дополнительная:

1. ГФ СССР Х издания М., Медицина, 1968 г.

2. ГФ СССР Х1 издания. Москва. Медицина, 1987 г., выпуск 1.

3. ГФ СССР Х1 издания. Москва. Медицина, 1989 г., выпуск 2.

4. Грецкий В.М., Хоменок В.С. Руководство к практическим занятиям по технологии лекарственных форм: учебное пособие. – 3-ое изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2000. – 304 с.

5. Тихонов А.И., Ярных Т.Г. Технология лекарств: учеб. для фармац. вузов и фак.: Пер. с укр./Под ред. А.И. Тихонова. – Х.: Изд-во НФАУ; Золотые страницы, 2002. – 704 с. (электронный ресурс)

6. Учебное пособие по аптечной технологии лекарств: для студентов фарм.вузов и фак./ А.И. Тихонов, Т.Г. Ярных, Е.Е. Богуцкая и др.; Под ред. А.И. Тихонова. – Х.: Изд-во НФАУ; золотые страницы, 2002. – 240 с. (электронный ресурс)

7. Фармацевтическая технология: Технология лекарственных форм: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. И.И. Краснюка, Г.В. Михайловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 592 с. (электронный ресурс)

8. «Фармацевтическая технология». Учебное пособие под ред. проф. В.И. Погорелова. Ростов н/Д: «Феникс» - 2002. – 544 с.

9. Технология изготовления лекарственных форм. – Милованова Л.Н., Тарусова Н.М., Бабошина Е.В. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.

10. «Технология изготовления лекарственных форм». Под ред. д.м.н., проф., академика РАМТН Э.М. Аванесьянца. Ростов н/Д: «Феникс» - 2002. – 488 с.

11. Сборник законодательных и нормативно-правовых актов регулирующих фармацевтическую деятельность в Республике Казахстан, – Шымкент: «Кітап», 2010 г. – 468 с.

7. Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)

1. Какими способами производится в аптеке дозирование по массе?

2. Какие весы применяются в аптечной практике для дозирования лекарственных веществ?

3. Каковы основные детали аптечных ручных и тарирных весов?

4. Что следует понимать под метрологическими характеристиками весов: устойчивость, чувствительность, верность, постоянство показаний?

5. Как проверяется чувствительность тарирных весов?

6. Как определить точность дозирования по массе на весах?

7. Как правильно дозировать по массе сухие и жидкие вещества на ручных и тарирных весах?

8. Какие измерительные приборы применяются для дозирования по объему?

9. Что представляют собой аптечные бюретки?

10. Что представляет собой аптечная пипетка?

11. Что относятся к основным частям аптечных бюреток и пипеток?

12. Каковы правила работы с аптечными бюретками и пипетками?

13. Какие факторы влияют на точность дозирования по объему?

14. В каких случаях применяются метод дозирования по каплям?

15. Каковы габариты стандартного каплемера?

16. Какова цель калибровки нестандартного каплемера?

17. Как производится калибровка нестандартного каплемера?

Обучающие задачи

1. Рассчитайте относительную ошибку взвешивания 100,0 г масла подсолнечного на весах ВКТ-1000.

2. Рассчитайте относительную ошибку взвешивания 0,5 г стрептоцида на весах ВСМ-5.

3. Дайте названия массам веществ: 0,00125 г; 0,015 г; 0,05 г; 0,3 г; 1,2 г.

4. Масса 20 капель настойки валерианы по нестандартному каплемеру 0,4 г. Сколько капель настойки валерианы следует отпустить, если в рецепте прописано 30 капель и 1,3 мл?

Ситуационные задачи

1. Для изготовления суппозиториев необходимо взвесить 2,0 г стрептоцида; 0,8 г осарсола; 6,0 г масла какао. Можно ли все ингредиенты взвесить на одних и тех же весах?

2. Возьми: Настойки валерианы

Настойки ландыша поровну по 10 мл

Валидола 0,7 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 10-15 капель при болях в сердце

В рецепте выписано 0,7 мл валидола. На этикетке эмпирической пипетки указано: 1 стандартная капля соответствует 0,8 нестандартной: в 0,1 мл – 3,8 капли. Отмерено 29 капель валидола. Проверить правильность дозирования.

Тестовые задания

1. В аптеках для дозирования по массе используют весы

A) пружинные

B) рычажные

C) технические

D) 2-го класса точности

E) электронные

2. Промышленность не производит весы ручные

A) ВР – 1

B) ВР – 5

C) ВР – 20

D) ВР – 100

E) ВР – 50

3. На точность дозирования жидкостей по объему не влияет

A) толщина стенок бюретки

B) температура окружающей среды

C) температура при калибровке прибора

D) вязкость жидкости

E) угол зрения фармацевта относительно уровня жидкости

4. Один миллилитр воды очищенный, отмеренный стандартным каплемером, содержит капель

A) 50

B) 40

C) 30

D) 20

E) 10

5. Наиболее точным, подверженным влиянию меньшего числа факторов, является способ дозирования

A) каплями

B) по массе

C) по объему

D) разности значений

E) объему предварительно установленной массы вещества

 

Занятие 2

 

1. Тема:Технология порошков.

 

2. Цель: Научиться готовить простые и сложные порошки с ядовитыми и сильнодействующими веществами, с экстрактами, трудноизмельчаемыми, красящими веществами и полуфабрикатами, а также сложные порошки, отличающиеся прописанным количеством и физико-химическими свойствами, и оценивать их качество.

Задачи обучения

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- особенности выписывания рецептов на порошки.

- физико-химические свойства лекарственных веществ.

- проверка доз ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных веществ;

- правила приготовления простых и сложных порошков.

- особенности приготовления порошков с ядовитыми и сильнодействующими веществами, прописанными в малых (менее 0,05 г) количествах;

- приготовление тритураций, хранение и использование их для приготовления порошков.

- правила приготовления сложных порошков с красящими, трудно измельчаемыми лекарственными веществами, экстрактами и полуфабрикатами;

- требования нормативных документов по приготовлению, оценке качества, оформлению и отпуску порошков из аптек.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- решать вопрос о возможности изготовления и отпуска порошков с учетом совместимости прописанных лекарственных веществ.

- рассчитывать количество лекарственных веществ на число порошков, общую массу, развеску, составлять контрольный паспорт.

- готовить порошки (отвешивать, измельчать и смешивать лекарственные вещества, фасовать порошки на отдельные дозы), исходя из правил приготовления простых и сложных порошков с сильнодействующими, ядовитыми и наркотическими веществами;

- правильно подбирать капсулы с учетом физико-химических свойств прописанных лекарственных веществ.

- соблюдать правила техники безопасности при работе с ядовитыми веществами;

- упаковывать и оформлять лекарственную форму к отпуску и оценивать качество порошков;

4. Основные вопросы темы

1. Латинская терминология по теме «Порошки».

2. Амфорная структура твердых веществ.

3. Насыпная плотность, форма и размеры частиц.

4. Кристаллическая решетка кристаллических веществ.

5. Измельчение. Виды измельчения.

6. Порошки как лекарственная форма. Преимущества и недостатки порошков по сравнению с другими лекарственными формами.

7. Технологические стадии приготовление порошков простых и сложных.

8. Факторы, влияющие на порядок смешивания.

9. Проверка разовых и суточных доз ядовитых и сильнодействующих лекарственных веществ в порошках. Перечень наркотических веществ, нормы их единоразового отпуска.

10. Правила приготовления сложных порошков с ядовитыми и сильнодействующими веществами, прописанными в малых (менее 0,05) количествах, особенности их приготовления.

11. Характеристика тритураций, приготовление, хранение и использование для приготовления порошков.

12. Правила приготовление порошков с трудноизмельчаемыми веществами и экстрактами.

13. Особенности приготовления порошков с красящими, пахучими и горькими лекарственными веществами, порядок их хранения, отпуска и применения.

14. Приготовления полуфабрикатов и внутриаптечных заготовок.

15. Контроль качества, правила оформления к отпуску и хранение лекарственных форм в соответствии с требованиями нормативных документов.

К началу занятия студенты должны изучить:

1. Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан № 232 от 19 марта 2015 года «Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники»;

2. Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 26 января 2015 года № 32 «Об утверждении Правил использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан»;

3. Приказ МЗ РК № 481 от 01.11.96 г. «О мерах по улучшению порядка приобретения, хранения, использования и учета ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств»;

4. Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан № 227 от 16 апреля 2015 «Об утверждении Правил маркировки лекарственных средств, ИМН и МТ»;

5. Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 мая 2015 года № 405 «Об утверждении Правил проведения внутриаптечного контроля изготовленных лекарственных препаратов»;

Задание по теме:

Задание 1.Законспектировать и изучить общие статьи «Порошки для наружного применения» (ГФ РК т.1., стр.538), «Порошки для орального применения» (ГФ РК т.1., стр.540), «Порошки» (ГФ XI, выпуск 2, стр.150), «Экстракты» (ГФ РК т.1., стр.556), «Капсулы» (ГФ РК т.1., стр. 504).

Задание 2.В соответствии с порядковым номером журнала каждый студент должен выполнить следующие задания:

А) Выписать в дневнике рецепт, произвести расчет, составить контрольный паспорт, изучить физико-химические свойства ингредиентов, описать технологию с теоретическим обоснованием прописи простого порошка:

1.Возьми: Кислоты ацетилсалициловой 0,25

Отпустить 12 таких доз.

Обозначь: По 1 порошку 2 раза в день.

2.Возьми: Анальгина 0,5

Отпустить 10 таких доз.

Обозначь: По 1 порошку 3 раза в день.

3.Возьми: Дибазола 0,025

Отпустить 12 таких доз.

Обозначь: По 1 порошку 2 раза в день.

4.Возьми: Стрептоцида 0,3.

Отпустить 16 таких доз.

Обозначь: По 1 порошку 3 раза в день.

5.Возьми: Кислоты ацетилсалициловой 0,5

Отпустить 20 таких доз в крахмальных капсулах.

Обозначь: По 1 капсуле 3 раза в день.

6.Возьми: Кислоты аскорбиновой 0,1

Отпустить 6 таких доз в крахмальных капсулах.

Обозначь: По 1 облатке 2 раза в день.

6.Возьми: Глюкозы 0,25

Отпустить 20 таких доз.

Обозначь: По 1 порошку 2 раза в день.

7.Возьми: Кофеина натрия-бензоата 0,5

Отпустить 12 таких доз.

Обозначь: По 1 порошку 2 раза в день.

8.Возьми: Димедрола 0,05

Отпустить 12 таких доз.

Обозначь: По 1 порошку 3 раза в день.

9.Возьми: Антипирина 0,3

Отпустить 10 таких доз.

Обозначь: По 1 порошку 3 раза в день.

10. Возьми: Норсульфазола 0,3

Отпустить 10 таких доз.

Обозначь: По 1 порошку 3 раза в день.

11.Возьми:Фенацетина 0,5

Отпустить 10 таких доз.

Обозначь: По 1 порошку 3 раза в день.

12. Возьми:Фталазола 0,3

Отпустить 10 таких доз.

Обозначь: По 1 порошку 3 раза в день.

Б) Выписать в дневнике рецепты, произвести расчеты, составить контрольный паспорт, описать физико-химические свойства ингредиентов, технологию с теоретическим обоснованием прописей из «Руководства к лабораторным занятиям по аптечной технологии лекарственных форм» под ред. Т.С. Кондратьевой, стр. 46-53.

1. 16 22о 8. 11 2

2.17 24о 9. 22 26о

3. 18 50о 10. 31 7о

4. 19 26 11. 2о 13

5. 20 5о 12. 18о 14

6. 28 9о 13. 8 23о

7. 30о 3 14. 7 25о

Примечание: Технологию порошков с экстрактами опишите в 3-х вариантах: с сухим экстрактом; с густым экстрактом; с раствором густого экстракта.

 

5. Методы обучения и преподавания:традиционные, работа в малых группах, работа в парах.

Литература

основная:

1. Государственная Фармакопея Республики Казахстан. Т.1. – Алматы: Издательский дом «Жибек жолы», 2008. – 591 с.

2. Государственная Фармакопея Республики Казахстан. Т.2. – Алматы: Издательский дом «Жибек жолы», 2009 – 804 с.

3. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: учебник / И.И. Краснюк, Г.В. Михайлова, Т.В. Денисова, В.И. Скляренко; под ред. И.И. Краснюка, Г.В. Михайловой, - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 656 с.

4. Практикум по технологии лекарственных форм: учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / И.И. Краснюк, Г.В. Михайлова, О.Н. Григорьева и др.; под ред. И.И. Краснюка и Г.В. Михайловой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 432 с.

5. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов: учебник / Гаврилов А.С. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010 г. – 624 с.

6. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов: учебное пособие / Лойд В. Аллен, А.С. Гаврилов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 512 с.

7. Технология лекарственных форм: учебник в 2 томах. Том 1/Т.С. Кондратьева, Л.А. Иванова, Ю.И. Зеликсон и др.; Под ред. Кондратьевой Т.С. – М. Медицина – 1991 г. – 496 с.

8. Руководство к лабораторным занятиям по аптечной технологии лекарственных форм / Авт.: Т.С. Кондратьева, Л.А. Иванова, Ю.И. Зеликсон и др.; Под. ред. Т.С. Кондратьевой. – М.: Медицина, - 1986. – 288 с.

дополнительная:

1. ГФ СССР Х издания М., Медицина, 1968 г.

2. ГФ СССР Х1 издания. Москва. Медицина, 1987 г., выпуск 1.

3. ГФ СССР Х1 издания. Москва. Медицина, 1989 г., выпуск 2.

4. Грецкий В.М., Хоменок В.С. Руководство к практическим занятиям по технологии лекарственных форм: учебное пособие. – 3-ое изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2000. – 304 с.

5. Тихонов А.И., Ярных Т.Г. Технология лекарств: учеб. для фармац. вузов и фак.: Пер. с укр./Под ред. А.И. Тихонова. – Х.: Изд-во НФАУ; Золотые страницы, 2002. – 704 с. (электронный ресурс)

6. Учебное пособие по аптечной технологии лекарств: для студентов фарм.вузов и фак./ А.И. Тихонов, Т.Г. Ярных, Е.Е. Богуцкая и др.; Под ред. А.И. Тихонова. – Х.: Изд-во НФАУ; золотые страницы, 2002. – 240 с. (электронный ресурс)

7. Фармацевтическая технология: Технология лекарственных форм: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. И.И. Краснюка, Г.В. Михайловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 592 с. (электронный ресурс)

8. «Фармацевтическая технология». Учебное пособие под ред. проф. В.И. Погорелова. Ростов н/Д: «Феникс» - 2002. – 544 с.

9. Технология изготовления лекарственных форм. – Милованова Л.Н., Тарусова Н.М., Бабошина Е.В. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.

10. «Технология изготовления лекарственных форм». Под ред. д.м.н., проф., академика РАМТН Э.М. Аванесьянца. Ростов н/Д: «Феникс» - 2002. – 488 с.

11. Сборник законодательных и нормативно-правовых актов регулирующих фармацевтическую деятельность в Республике Казахстан, – Шымкент: «Кітап», 2010 г. – 468 с.

7. Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)

1. Как характеризуются порошки как лекарственная форма? Какова их классификация?

2. Назовите способы прописывания порошков в рецептах?

3. Перечислите стадии приготовления простых и сложных порошков?

4. Как готовятся порошки сложные из ингредиентов, прописанных в равных количествах?

5. В зависимости от фармакологической активности на какие группы делятся лекарственные вещества?

6. Что такое доза? Дайте определение дозам: лечебные, токсические, летальные

7. Каким приказом регламентируются правила выписывания рецептов, содержащих сильнодействующие, ядовитые и наркотические вещества?

8. Каковы особенности технологии порошков с ядовитыми, сильнодействующими веществами. Отвешивание ядовитых веществ?

9. Цель применения тритурации при изготовлении порошков?

10. Какие требования предъявляются к наполнителям, применяемым при изготовлении тритурации?

11. Что такое экстракты? Характеристика. Классификация.

12. Как готовят порошки с сухими, густыми и растворам густого экстракта?

13. Какова особенность приготовления порошков с трудноизмельчаемыми веществами? Перечень трудноизмельчаемых веществ.

14. Какова особенность приготовления порошков с красящими веществами? Перечень красящих веществ.

15. Как обосновать необходимость использования этанола в технологии порошков с трудноизмельчаемыми веществами?

16. В каких случаях для отпуска порошков используют крахмальные и желатиновые капсулы?

17. Как изготавливаются глютоидные капсулы?

18. Как производится хранение, учет и отпуск сильнодействующих, ядовитых и наркотических веществ в аптеке?

19. Упаковка и оформление порошков к отпуску, оценка качества порошков.

 

Ситуационная задача

Дайте критичекую оценку технологии порошков, предложите рациональный способ изготовления и теоретическое обоснование.

Rp.: Platyphyllini hydrrotartratis 0,003

Natrii hydrocarbonatis 0,15

Misce fiat pulvis

Da tales doses N.20

Signa. По 1 порошку 3 раза в день.

Фармацевт поместил в ступку часть натрия гидрокарбоната (около 0,1 г из отвешенных 3,0 г), затер ступку, затем измельчил отвешенный контролером 0,06 г платифиллина гидротартрат, добавил оставшийся натрия гидрокарбонат, перемешал и развесил в вощеные капсулы по 0,15 г. Отдельные дозы поместил в коробочку, оформил ее этикеткой «Порошки».

Тестовые задания

1. Медицинские порошки – это системы ...

A) свободнодисперсные

B) связнодисперсные

C) спумоиды

D) гомогенные

E) гетерогенные

2. Для достижения большей степени дисперсности вещества измельчают

A) в присутствии твердых веществ

B) добавляют летучие жидкости

C) в присутствии скользящих веществ

D) в кофемолке

E) с веществами списка «Б»

3. К группе ядовитых лекарственных средств относится

A) атропина сульфат

B) натрия бромид

C) антипирин

D) ментол

E) натрия тетроборат

4. К группе наркотических лекарственных средств относится

A) промедол

B) сулема

C) дикаин

D) клофелин

E) циклодол

5. Особо ядовитые средства хранятся

A) во внутреннем запирающемся отделении сейфа

B) в сейфах

C) в отдельных шкафах

D) в материальных шкафах

E) на вертушках

6. Штанглас, в котором хранится ядовитое лекарственное вещество оформляется надписью

A) белого цвета на черном фоне с указанием ВРД и ВСД

B) белого цвета на черном фоне

C) черного цвета на белом фоне

D) красного цвета на белом фоне

E) черного цвета на белом фоне с указанием ВРД и ВСД

7. Ядовитое и наркотическое вещество в ассистентской комнате отпускает

A) фармацевт-технолог

B) ассистент-фармацевт

C) фасовщик

D) фармацевт

E) заведующий аптекой

8. По способу применения порошки классифицируют

A) на внутренние, наружные

B) присыпки

C) сложные

D) простые

E) дозированные, недозированные

9. К трудноизмельчаемым веществам относят

A) левомицетин

B) анальгин

C) ксероформ

D) камфора

E) цинка оксид

10. Легко распыляется при измельчении

A) тимол

B) цинка сульфат

C) магния оксид

D) магния сульфат

E) экстракт белладонны сухой

 

Занятие 3

 

1. Тема: Технология водных растворов. Особые случаи их изготовления.

2. Цель: Уметь готовить жидкие лекарственные формы из сухих лекарственных веществ с учетом их физико-химических свойств, оценивать их качество.

Задачи обучения

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- теоретические основы процесса растворения сухих лекарственных веществ.

- технологические приемы, позволяющие преодолеть затруднения при приготовлении водных растворов из трудно растворимых, легкоокисляющихся, комплексообразующих и др. лекарственных веществ.

- требования нормативных документов по приготовлению, оценки качества и отпуска водных растворов.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- оценивать правильность выписывания рецепта и осуществлять проверку доз ядовитых и сильнодействующих лекарственных веществ в жидких лекарственных формах.

- выбирать оптимальный вариант технологии водных растворов в зависимости от свойств лекарственных веществ (легко, трудно растворимые, легкоокисляющиеся и др.).

- готовить растворы из сухих веществ с последовательным выполнением основных технологических операций: отмеривание, отвешивание, нагревание, измельчение, растворение, процеживание или фильтрование.

- оценивать качество водных растворов.

- упаковывать, укупоривать и оформлять лекарственную форму к отпуску.

4. Основные вопросы темы

1. Латинская терминология по теме занятия.

2. Растворение как диффузионно-кинетический процесс. Пути его динамизации.

3. Способы выражения концентрации.

4. Окислительно-восстановительные реакции. Их типы и направления. Пути предотвращения окисления.

5. Комплексообразование. Его роль в фармацевтической технологии комплексных соединений.

6. Фильтрование, фильтрующие материалы.

7. Характеристика растворимости веществ по ГФ.

8. Классификация лекарственных веществ по их растворимости в воде.

9. Растворители, применяемые при приготовлении жидких лекарственных форм.

10. Способы получения дистиллированной, очищенной воды, применяемая аппаратура. Требования ГФ к очищенной воде.

11. Технологические операции, необходимые при приготовлении жидких лекарственных форм.

12. Способы обозначения концентраций растворов в рецептах.

13. Использование различных приемов для ускорения растворения лекарственных веществ (особые случаи растворения).

14. Применение в аптечной практике процеживания и фильтрования. Материалы и аппаратура.

15. Подбор посуды и пробок при отпуске жидких лекарственных форм.

16. Упаковка, оформление и оценка качества водных растворов.

К началу занятия студенты должны изучить:

1. Технику дозирования жидкости по объему и каплями.

2. Статью «Вода очищенная» (ГФ РК, т.2, стр.168).

3. Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан №232 от 19 марта 2015 года «Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники»

4. Правила изготовления лекарственных средств (приказ № 142 от 15.12.04 г.).

Задание по теме:

Задание 1.Законспектировать и изучить статьи «Жидкие лекарственные средства для орального применения» (ГФ РК, т.1, стр. 500), «Растворимость» (ГФ Х, стр. 756).

Задание 2.В соответствии с порядковым номером журнала каждый студент должен выписать в дневнике рецепты, произвести расчеты, описать физико-химические свойства ингредиентов, технологию с теоретическим обоснованием прописей из «Руководства к лабораторным занятиям по аптечной технологии лекарственных форм» под ред. Т.С. Кондратьевой, стр. 61-63.

1. 10 3 5o 8. 15 4о 8

2. 17 1о 13 9. 1 17 11

3. 16 6о 9 10. 4 16 6о

4. 2о 16о 12 11. 18о 19 1о

5. 11 15о 3 12. 17о 2 13

6. 6 18 7о 13. 3 15 8о

7. 21о 1 10 14. 2 14 12

5. Методы обучения и преподавания:традиционные, работа в малых группах, работа в парах.

 

Литература

основная:

1. Государственная Фармакопея Республики Казахстан. Т.1. – Алматы: Издательский дом «Жибек жолы», 2008. – 591 с.

2. Государственная Фармакопея Республики Казахстан. Т.2. – Алматы: Издательский дом «Жибек жолы», 2009. – 804 с.

3. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: учебник / И.И. Краснюк, Г.В. Михайлова, Т.В. Денисова, В.И. Скляренко; под ред. И.И. Краснюка, Г.В. Михайловой, - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 656 с.

4. Практикум по технологии лекарственных форм: учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / И.И. Краснюк, Г.В. Михайлова, О.Н. Григорьева и др.; под ред. И.И. Краснюка и Г.В. Михайловой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 432 с.

5. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов: учебник / Гаврилов А.С. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010 г. – 624 с.

6. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов: учебное пособие / Лойд В. Аллен, А.С. Гаврилов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 512 с.

7. Технология лекарственных форм: учебник в 2 томах. Том 1/Т.С. Кондратьева, Л.А. Иванова, Ю.И. Зеликсон и др.; Под ред. Кондратьевой Т.С. – М. Медицина – 1991 г. – 496 с.

8. Руководство к лабораторным занятиям по аптечной технологии лекарственных форм / Авт.: Т.С. Кондратьева, Л.А. Иванова, Ю.И. Зеликсон и др.; Под. ред. Т.С. Кондратьевой. – М.: Медицина, - 1986. – 288 с.

дополнительная:

1. ГФ СССР Х издания М., Медицина, 1968 г.

2. ГФ СССР Х1 издания. Москва. Медицина, 1987 г., выпуск 1.

3. ГФ СССР Х1 издания. Москва. Медицина, 1989 г., выпуск 2.

4. Грецкий В.М., Хоменок В.С. Руководство к практическим занятиям по технологии лекарственных форм: учебное пособие. – 3-ое изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2000. – 304 с.

5. Тихонов А.И., Ярных Т.Г. Технология лекарств: учеб. для фармац. вузов и фак.: Пер. с укр./Под ред. А.И. Тихонова. – Х.: Изд-во НФАУ; Золотые страницы, 2002. – 704 с. (электронный ресурс)

6. Учебное пособие по аптечной технологии лекарств: для студентов фарм.вузов и фак./ А.И. Тихонов, Т.Г. Ярных, Е.Е. Богуцкая и др.; Под ред. А.И. Тихонова. – Х.: Изд-во НФАУ; золотые страницы, 2002. – 240 с. (электронный ресурс)

7. Фармацевтическая технология: Технология лекарственных форм: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. И.И. Краснюка, Г.В. Михайловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 592 с. (электронный ресурс)

8. «Фармацевтическая технология». Учебное пособие под ред. проф. В.И. Погорелова. Ростов н/Д: «Феникс» - 2002. – 544 с.

9. Технология изготовления лекарственных форм. – Милованова Л.Н., Тарусова Н.М., Бабошина Е.В. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.

10. «Технология изготовления лекарственных форм». Под ред. д.м.н., проф., академика РАМТН Э.М. Аванесьянца. Ростов н/Д: «Феникс» - 2002. – 488 с.

11. Сборник законодательных и нормативно-правовых актов регулирующих фармацевтическую деятельность в Республике Казахстан, – Шымкент: «Кітап», 2010 г. – 468 с.

 

7. Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)

1. Жидкие лекарственные формы. Характеристика. Классификация.

2. Водные растворы. Характеристика. Классификация.

3. Требования, которые необходимо соблюдать при получении воды дистиллированной.

4. Требования, предъявляемые к воде очищенной?

5. Неводные растворители, применяемые при изготовлении растворов.

6. Какими способами обозначают концентрацию растворов в рецептах?

7. Как определяют количество растворителя для изготовления раствора. Дайте определение коэффициента увеличения объема.

8. Стадии приготовления водных растворов.

9. Особенность технологии растворов крупнокристаллических веществ.

10. Особенность технологии растворов серебра нитрата, калия перманганата.

11. Особенность технологии растворов Люголя, сулемы, дийодида ртути.

12. Особенность технологии раствора глюконата кальция.

13. Особенность технологии раствора осарсола.

14. Особенность технологии раствора фурацилина.

15. Упаковка и оформление жидких лекарственных форм.

16. Оценка качества водных растворов.

Ситуационная задача

В аптеку поступил ре



2016-09-15 785 Обсуждений (0)
Образец лабораторного дневника 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образец лабораторного дневника

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (785)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)