Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4: Языковая картина мира и её специфика



2016-09-17 302 Обсуждений (0)
Тема 4: Языковая картина мира и её специфика 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: уметь сравнивать концептуальную картину мира и языковую картину мира.

Вопросы: 1) Какая картина мира называется концептуальной? 2) Какая картина мира называется языковой? 3) Как соотносятся между собой концептуальная картина мира и языковая картина мира? 4)

Задания:1) Изучите предложенный материал. 2) Установите, насколько справедливо выделение языковой картины мира. Ответ обоснуйте. 3) Выявите, чем различаются ККМ и ЯКМ (ответы изложите в виде тезисов). 4) Выпишите позицию ученого, чья позиция вам представляется наиболее четкой и конкретной.

Методические рекомендации.Используйте следующий материал.

Поскольку язык – форма овладения миром, то имеет смысл говорить о языковой картине мира, которая не случайно рассматривается в лингвистике. Как сторонник языковой картины мира О.Н. Трубачёв полагает, что словарь языка – инструмент познания мира как реальности. По мнению учёного, словарь – основной источник сведений о мире. Подобного мнения придерживается Н.Б. Мечковская, которая справедливо утверждает: язык – исторически первая моделирующая семиотическая система человеческого сознания, первый запечатленный взгляд на мир. Более того, «картину мира, отраженную в языке, можно охарактеризовать так: это наивная (а не научная) картина мира; она «увидена» глазами человека (не Богом и не прибором), поэтому приблизительна и неточна…» Но языковая картина мира «в основном наглядна и отвечает здравому смыслу; то, что «знает» язык, – общедоступно и общеизвестно…» Итак, в языке запечатлены сведения об окружающей действительности.

О.А. Корнилов, развивая мысль о познавательной роли языка, чётко формулирует предназначение языковой картины мира – «сохранять и из поколения в поколение воспроизводить упрощённое, обиходное структурирование окружающего мира, обеспечивать преемственность языкового мышления носителей данного языка традиционно сложившимися категориями». Безусловно, можно согласиться с тем, что языковая картина мира – средство сохранения знаний о мире. Более того, в языковой картине мира запечатлено целостное представление о нём, включающее и наивное первичное знание, и логическое осмысление мира, и знания, не подающееся логическому объяснению…»

Как утверждает Н.Б. Мечковская, основанием для появления концепции языковой картины мира послужили положения теории «лингвистической относительности» Э. Сепира и Б. Уорфа. Э. Сепир подчеркивает мысль о зависимости сознания человека от языка. Люди вообще видят мир неодинаково – сквозь призму своего родного языка. По Э. Сепиру, «тщательное изучение словаря позволяет сделать некоторые выводы о физической и социальной среде обитания тех, кто этот словарь использует; более того, исследуя степень прозрачности самих слов, можно понять, насколько существенными являются те или иные элементы среды для носителей данного языка».

О.А. Корнилов также полагает, что В.фон Гумбольдта, Э. Сепира, Б. Уорфа объединяет убеждённость в том, что люди видят мир по-разному, сквозь призму родного языка. Обобщая взгляды учёных, О.А. Корнилов заключает, что языки – это не просто разные материальные оболочки единого общечеловеческого сознания, а различные видения мира.

Языковая картина мира, согласно мнению Н.С. Новиковой и Н.В. Черемисиной, оказывается в системе картин мира долговечной, устойчивой, во многом стандартной, ибо «воспроизводимы» именно стандартные единицы языка. В рамках современной концепции философии языка язык интерпретируется как форма существования знаний. Как полагают данные исследователи, именно в связи с этим изучение языковой картины мира оказалось значимым для многих сфер научного знания.

О.Г. Почепцов доказывает, что понятие «мир» шире и глубже языкового представления о нём. При этом учёный, с одной стороны, утверждает, что языковое представление мира неполно и неточно, с другой стороны, сам мир характеризуется информационной полнотой. Безусловно, мышление – познавательная деятельность субъекта, но его нецелесообразно рассматривать изначально как чисто субъективную деятельность. Прежде всего мышление – познание бытия.

Наряду с концептуальной картиной мира существует языковая картина мира, в которой фиксируются сведения об окружающей действительности. Все знания о мире хранятся в сознании человека, образуя целостную картину мира. Сторонниками органического соединения концептуальной и языковой картин мира являются Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова, которые полагают, что язык означивает элементы концептуальной картины мира.

Вопросы, связанные с концептуальной картиной мира и языковой картиной мира, рекомендуется изучить по следующим источникам:

1. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. – М., 2003. – 349с.

2. Почепцов О.Г. Языковая ментальность: Способ представления мира // Вопросы языкознания. – 1990. – С.110-113.

3. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. – М., 1990. – 108с.

4. Мечковская Н.Б. Язык и религия. – М., 1998. – 352с.

Форма отчетности: письменная работа.



2016-09-17 302 Обсуждений (0)
Тема 4: Языковая картина мира и её специфика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4: Языковая картина мира и её специфика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)