Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Очерк развития мировой экономической науки



2016-09-17 746 Обсуждений (0)
Очерк развития мировой экономической науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономическая мысль возникла в глубокой древности, является ровесником человеческого общества и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Донаучное фиксирование хозяйственно-экономических проблем встречается в мифах, легендах, религиозных верованиях.

Первые научные проблемы были сформированы еще в письменных источниках Древнего Востока, где ставятся вопросы, связанные с организацией государственного хозяйства и управления им; отсюда берут начало статистика, учет, аграрно-экономическая наука.

Многие важные экономические процессы рассматривались учеными античности: Платоном, Аристотелем, Ксенофонтом и др. Великий греческий мыслитель Аристотель (III в. до н.э.) ввел в оборот название «Экономия». В ней он рассматривал, как организовано хозяйство в поместье рабовладельца. Натуральное хозяйство, основанное на эксплуатации рабов, защищали Ксенофонт и Платон. Они также изучали товарно-денежные отношения, впервые уделили внимание производству товара, деньгам, торговому и ростовщическому капиталу.

Самостоятельное развитие экономика начала в эпоху зарождения капитализма. Ученые экономисты различают множество этапов и направлений в этом развитии. Остановимся на основных из них.

Меркантелизмявляется первой экономической школой (итал. мерканте - купец). В XVI в. господствует политика активного денежного баланса - это ранний меркантелизм. Основное требование государства - деньги должны оставаться в стране. Местные купцы обязаны возвратить выручку в свою страну, а иностранные купцы - тратить деньги внутри страны.

Второй этап - поздний меркантелизм(XVII в. - начало XVIII в.). На данном этапе проводится политика активного торгового баланса, т.е. установка на превышение вывоза товаров над ввозом.

Школа классической политической экономии зародилась в конце XVII начале XVIII в. в трудах У. Петти и П. Буагильбера.

Они впервые в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости, в соответствии с которой источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство той или иной товарной продукции или блага. Основу богатства и благосостояния государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства.

Наиболее яркие представители классической политэкономии - Адам Смит и Давид Рикардо.

С середины XIX в. формируется школа марксизма. Ее основоположниками являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. При исследовании экономических явлений используют классовый подход. Данной школой завершена трудовая теория стоимости и разработана теория прибавочной стоимости; открыт закон стоимости как закон развития товарного производства; разработана теория воспроизводства и экономических кризисов; открыты экономические законы капиталистического способа производства.

Во второй половине XIX в. возникла школа маржинализма (англ. marginal - предельный). Классиками теории маржинализма являются экономисты австрийской школы Карл Менгер, Фридрих фон Визер. Ими разработаны теории предельной полезности, предельной доходности и предельной производительности труда.

Неоклассическое направление экономической теории было сформировано в конце XIX в. в сочинениях английского экономиста Альфреда Маршалла, в которых рассмотрены элементы механизма рыночных отношений, а также функциональная зависимость таких факторов, как цена, спрос и предложение.

Институционализм (от лат. institutum - установление, учреждение) - это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Представители данного направления разработали проблемы государственной власти и контроля над ними. Они поддерживали идею государственного регулирования экономики, не признавая способности капиталистической системы к саморегулированию. Самыми яркими представителями институционализма считаются Торстейн Веблен и Джон Гэлбрейт.

Кейнсианская школа возникла в 30-е годы XX в. в связи с необходимостью вывода буржуазной экономики из мирового кризиса. Основоположником данной школы считается английский ученый-экономист Джон Кейнс.

Школа монетаризма возникла в 70-е годы XX в. (англ. monetary - денежный), в противовес кейнсианской школе. Ее лидером стал американский экономист Милтон Фридмен. По мнению представителей этой школы, все крупнейшие экономические потрясения являются результатом неправильной денежной политики. Они предлагают как можно меньше и осторожнее государству вмешиваться в рыночные отношения, ограничив его только денежной областью.

Изучив общественные характеристики основных направлений развития экономической теории, можно сделать вывод, что ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции определенной социальной группы и определенного периода.

Литература

1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория. - Минск, 2004. 608 с.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. — М., 2006. - 391 с.

3. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. - М., 2005. - 672 с.

4. Носова С.С. Экономическая теория. - М., 2005. - 519 с.

5. Руденко В.И. Экономика (краткий курс). - М., 2007. - 160 с.

6. Самсина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. - М., 2005. - 672

7. Сенокосова Л.Г. Основы экономической теории. - Тирасполь, 1997. 120 с.

8. Янова В.В. Экономика. - М., 2005. - 384 с.

 



2016-09-17 746 Обсуждений (0)
Очерк развития мировой экономической науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Очерк развития мировой экономической науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (746)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)