Организмы — индикаторы качества среды
Чувствительность организмов к изменениям условий среды и особенно к наличию конкретных химических примесей положена в основу биологической индикации и биотестирования, которые используют наряду с методами оценки загрязнения природной среды с помощью приборов. Редкие, как правило, стенобионтные (требующие строго определенных условий существования) виды часто являются лучшими индикаторами (показателями) состояния среды. Их исчезновение служит доказательством неблагоприятных воздействий на среду обитания в конкретных местах. В качестве организмов-индикаторов (биоиндикаторов) используют бактерии, водоросли, беспозвоночные (инфузории, ракообразные, моллюски). По дикорастущим растениям можно судить о характере и состоянии почвы, ибо среда обитания растений определяется такими свойствами почв, как влагоемкость, структура, плотность, температура, содержание кислорода, питательных веществ, тяжелых металлов и солей. Аутэколо́гия (др.-греч. αὐτός — «сам») — раздел экологии, изучающий взаимоотношения организма с окружающей средой. В отличие от демэкологии и синэкологии, сосредоточенных на изучении взаимоотношений со средой популяций и экосистем, состоящих из множества организмов, исследует индивидуальные организмы на стыке с физиологией. Данный термин ныне считается устаревшим (Odum, 1959), а предмет раздела полагают неотличимым от такового демэкологии. Это связано с тем, что уровнем организации живого, на котором возможно изучение взаимодействия с косной средой, считают популяцию организмов определенного вида. Демэколо́гия (от др.-греч. δῆμος — народ), экология популяций — раздел общей экологии, изучающий динамику численности популяций, внутрипопуляционные группировки и их взаимоотношения. В рамках демэкологии выясняются условия, при которых формируются популяции. Демэкология описывает колебания численности различных видов под воздействием экологических факторов и устанавливает их причины, рассматривает особь не изолированно, а в составе группы таких же особей, занимающих определённую территорию и относящихся к одному виду. Синэколо́гия — раздел экологии, изучающий взаимоотношения организмов различных видов внутри сообщества организмов. Часто синэкологию рассматривают как науку о жизни биоценозов, то есть многовидовых сообществ животных, растений и микроорганизмов. Урбоэкология – прикладная наука, которая изучает экологические проблемы городов и формирует оптимальные пути их решения. Урбо (происходит от латинского "город") , но это не "экология города", а скорее наука о нарастающем воздействия на природу со стороны человека и о методах комплексного разрешения проблем крупных городских поселений . ДИГРЕССИЯ [англ. degression - уменьшение] - ухудшение состояния экосистем из-за внешних (экзогенных) или внутренних (эндогенных) причин. Различают: экзодинамическую Д. (при длительном затоплении, вторичном засолении и т.п.), антроподинамическую Д. (сенокосную, пастбищную) и эндодинамическую Д. (напр., при биогенном засолении поверхности почвы). Финальная стадия Д. -катаценоз, после которой экосистема окончательно разрушается. Противоположный Д. процесс - демутация. Сукце́ссия (от лат. succesio — преемственность, наследование) — последовательная закономерная смена одного биоценоза другим на определённом участке среды во времени в результате влияния природных факторов (в том числе внутренних сил) или воздействия человека. Широко известным примером первичной сукцессии является заселение застывшей лавы после извержения вулкана или склона после схода лавины, уничтожившей весь профиль почвы. Сейчас подобные явления редки, но каждый участок суши в какое-то время прошёл через первичную сукцессию. Например, для горных участков Аляски выделяют следующие типичные стадии первичной сукцессии с характерными растениями-доминантами: 1. Лишайники разрушают породу и обогащают её азотом. 2. Мхи и ряд трав. 3. Кустарниковые сообщества с преобладанием ивы. 4. Кустарниковые сообщества с преобладанием ольхи. 5. Ельник, затем доминирование тсуги. В качестве примера вторичной сукцессии обычно приводят ельник, уничтоженный пожаром. На занимаемой им ранее территории сохранилась почва и семена. Травяное сообщество образуется уже на следующий год. Дальше возможны варианты: во влажном климате доминирует ситник, затем он сменяется малиной, она — осиной; в сухом климате преобладает вейник, он сменяется шиповником, шиповник берёзой. Под покровом осинового или берёзового леса развиваются растения ели, со временем вытесняющие лиственные породы. Восстановление темнохвойного леса происходит примерно за 100 лет. Восстановление климаксных дубрав в Московской области обычно не происходит, поскольку лес вновь вырубается. Живое вещество – совокупность всех живых организмов. 1/1 000 000 часть земной коры планеты. Косное вещество – все тела и свойства неживой природы, сформированные без участия живых организмов (вода, воздух, солнечная энергия). Биокосное вещество – результат совместной деятельности косного и живого вещества (почва, каменный уголь, нефть, известняк). Биогенное вещество — это осадочные породы, состоящие из продуктов жизнедеятельности живых организмов или представляющие собой их разложившиеся остатки (известняки, ракушечные породы, горючие сланцы, ископаемые угли, нефть и др.). Биогенное вещество создается и перерабатывается жизнью, совокупностями живых организмов. Важнейшие компоненты биосферы живое вещество (растения, животные и микроорганизмы); биогенное вещество (органические и органоминеральные продукты, созданные живыми организмами на протяжении геологической истории, — каменный уголь, нефть, торф и др.); косное вещество (горные породы неорганического происхождения и вода); биокосное вещество (продукт синтеза живого и неживого, то есть осадочные породы, почвы, илы). Вернадский доказал, что все три оболочки Земли связаны с живым веществом, которое оказывает непрерывное воздействие на неживую природу. Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Видовая структура биоценоза – соотношение видов по численности. 1.доминирующие виды (доминанты) – наиболее массовые; определяют главные связи в сообществе; создают внешний облик; средообразователи. 2.редкие и малочисленные виды – резерв сообщества.
Пространственная структура. Ярусность (вертикальное распределение видов). Мозаичность (горизонтальное). «Опушечный эффект». Экологическая ниша – положение вида в составе биоценоза. Основные связи в биоценозе – трофические (пищевые). Пищевые цепи – последовательный ряд организмов, в котором каждый последующий вид питается предыдущим (пастбищные, детритные).
Тест «Цепи питания». 1. Производители органических веществ в экосистеме 1) продуценты 2. Продуценты в экосистеме луга 1) потребляют готовые органические вещества 3. Какой объект отсутствует в приведённой ниже цепи питания: листовой опад -> ... -> ёж -> лисица 1) крот
4.К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве 1) продуценты 5. Из предложенных птиц последним звеном пищевой цепи может являться 1) галка 6. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава -> ... -> волк 1) тигр
7. Хищники в биоценозе выполняют функции 1) продуцентов 8. Консументы в процессе круговорота веществ в биосфере 1) создают органические вещества из минеральных 9. Определите правильно составленную пищевую цепь 1) чайка - окунь → мальки рыб → водоросли 10. В процессе круговорота веществ в биосфере редуценты 1) участвуют в образовании органических веществ из неорганических 11. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки -> ? -> уж -> коршун 1) лягушка 12. Определите правильно составленную пищевую цепь 1) ястреб → синица → личинки насекомых → сосна 13. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии 1) Лисица → дождевой червь → землеройка → листовой опад 14. Определите верно составленную пищевую цепь 1) еж → растение → кузнечик → лягушка 15. Пищевые связи в экосистеме называются 1) абиотическими 16. Организмы продуценты, консументы, редуценты - основные структурные компоненты 1) биогеоценоза 17. Роль организмов редуцентов в экосистеме состоит в 1) использовании солнечной энергии 18. Организмы, разлагающие органические вещества до минеральных, заканчивающие потребление солнечной энергии в биогеоценозе, - 1) продуценты 19. Определите правильно составленную пищевую цепь. 1) ястреб → дрозд → гусеница → крапива 20. Наземные цепи питания начинаются с растений, которые 1) обеспечивают все живые организмы пищей и энергией 21. В экосистеме хвойного леса к консументам второго порядка относят 1) ель обыкновенную 22. Укажите пример организма - производителя органических веществ в экосистеме водоема 1) Амеба обыкновенная 23. Потеря энергии в цепи питания от растений к растительноядным животным, а от них к последующим звеньям называется 1) правилом экологической пирамиды 24. Соотношение количества органического вещества живых организмов, занимающих разное положение в пищевой цепи, называют пирамидой 1) биоразнообразия 25. Примером конкуренции организмов могут служить отношения 1) повилики с другими растениями 26. Кто является консументом 3 порядка в следующей цепи питания: хламидомонада → головастик → окунь → человек? 1) человек 27. Наиболее острая конкуренция в экосистеме леса существует между 1) кленом и липой 28. Консументом в своей экосистеме служит 1) жук-навозник 29. Продуцентом в своей экосистеме служит 1) жук-навозник 30. Сколько процентов энергии переходит на следующий пищевой уровень? 1) 5 31. Примером пастбищной цепи питания является 1) трава → саранча → дрозд → бактерии 32. Какая из пищевых цепей аквариума построена правильно? 1) водные растения → скалярии → органические остатки → прудовик 33. Органические вещества в экосистеме озера создаются 1) рыбами 34. Найдите ошибку в изображении потока вещества и энергии в цепи питания и укажите соответствующую ей букву. 1) А 35. Какой организм в цепях питания экосистемы елового леса относят к производителям? 1) белку 36. В пищевых цепях биоценозов к редуцентам относят 1) земноводных 37. Уменьшение массы органического вещества в экосистеме при переходе с одного пищевого уровня на другой называют 1) сетями питания 38. Какие организмы в цепях питания водоёма относят к потребителям? 1) цветковые растения 39. Группу организмов, которые в биогеоценозе начинают преобразование солнечной энергии, называют 1) консументами II порядка 40. Грибы в экосистеме леса относят к редуцентам, так как они 1) разлагают органические вещества до минеральных 41. Почему водоросли в экосистеме пруда относят к организмам-производителям? 1) потребляют готовые органические вещества 42. Почему насекомых в экосистеме луга относят к организмам-потребителям? 1) питаются готовыми органическими веществами 43. Какой организм является недостающим звеном в данной пищевой цепи: водоросли — ... — окунь — цапля? 1) щука 44. Роль животных в биогеоценозе заключается в 1) разрушении и минерализации органических веществ 45. В детритных цепях питания происходит 1) минерализация органических остатков 46. Первое звено в цепях выедания наземных сообществ представлено 1) бактериями 47. Какая из пищевых цепей аквариума построена правильно? 1) водные растения → гуппи → органические остатки → прудовик
Экосистемы. 1. К биотическим компонентам экосистемы относят 1) газовый состав атмосферы 2. Самая высокая биомасса растений и продуктивность наблюдается в экосистемах 1) саванны 3. В чём причина смены одного биоценоза другим 1) изменение погодных условий 4. Устойчивость экосистемы обеспечивается 1) высокой численностью организмов разрушителей 5. К экосистемам самого высокого уровня следует отнести 1) экосистему океана 6. Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение. Устойчивость биогеоценоза проявляется в 1) сохранении его в течение многих лет 7. Сосновый бор считают биогеоценозом, потому что 1) между обитающими в нём видами существуют родственные связи 8. Экосистему, в которой обитает множество связанных между собой видов и происходит сбалансированный круговорот веществ, считают 1) неустойчивой 9. Водоём считается биогеоценозом, потому что 1) все обитающие в нём виды имеют родственные связи 10. Экосистему считают устойчивой, если в ней 1) круговорот веществ незамкнутый 11. Почему дубраву считают биогеоценозом 1) Между всеми обитающими в нём видами существуют родственные связи 12. В биогеоценозе главными связями между зайцами и растениями являются 1) антропогенные 13. Берёзовая роща - неустойчивый биогеоценоз, так как в нём 1) малоплодородная почва 14. Совокупность популяций растений, животных и других организмов, обитающих на определенной территории и взаимодействующих друг с другом и с факторами неживой природы, называют 1) царством 15. В экосистеме смешанного леса большое число и разнообразие видов, поэтому она в отличие от экосистемы березовой рощи 1) не способна к саморегуляции 16. Показателем процветания популяций в экосистеме служит 1) связь с другими популяциями 17. Ведущая роль растений в природном сообществе состоит в 1) преобразовании солнечной энергии 18. Основную часть биомассы суши составляют 1) растения 19. В заповедниках человек ограничивает рост численности популяций хищников, так как их увеличение может привести к 1) сокращению численности растительноядных животных 20. Благодаря тому, что организмы в процессе жизнедеятельности постоянно изменяют среду своего обитания, происходит 1) круговорот веществ 21. Примером смены экосистемы служит 1) отмирание надземных частей растений зимой на лугу 22. Наибольшее разнообразие жизни в условиях наземной среды наблюдается в 1) саваннах 23. Численность консументов первого порядка в биоценозе каждый год меняется и зависит от 1) климата 24. Какие организмы выполняют функцию консументов второго порядка в экосистеме луга? 1) насекомые-опылители 25. Что служит основным ограничивающим фактором в биогеоценозе луга? 1) вода 26. Редуцентами в экосистеме являются организмы(,) 1) фотосинтезирующие 27. Какой фактор обеспечивает устойчивость лесного сообщества при резком увеличении в нём численности жуков-короедов? 1) уменьшение численности растительноядных насекомых 28. Укажите пример антропогенного экологического фактора, негативно влияющего на биогеоценоз. 1) создание пасек 29. Примером биоценоза является совокупность 1) деревьев и кустарников в парке 30. Продуценты в экосистеме заливного луга 1) разлагают органические вещества 31. Море как устойчивая экосистема характеризуется 1) периодическими колебаниями количества видов 32. Хемосинтезирующие бактерии в экосистеме 1) разлагают минеральные вещества 33. Биогеоценозом называют совокупность 1) популяций разных видов, обитающих на определённой территории
Абиотические факторы среды 1. Сигнал к началу осеннего перелета насекомоядных птиц 1) понижение температуры окружающей среды 2. На численность белки в лесной зоне НЕ влияет 1) смена холодных и теплых зим 3. К абиотическим факторам относят 1) конкуренцию растений за поглощение света 4. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу, - недостаток 1) света 5. Как называют фактор, который значительно отклоняется от оптимальной для вида величины 1) абиотический 6. Сигналом к наступлению листопада у растений служит 1) увеличение влажности среды 7. Ветер, осадки, пыльные бури - это факторы 1) антропогенные 8. Реакцию организмов на изменение длины светового дня называют 1) микроэволюционными изменениями 9. К абиотическим факторам среды относят 1) подрывание кабанами корней 10. Из перечисленных явлений к суточным биоритмам относят 1) миграции морских рыб на нерест 11. Какой фактор ограничивает жизнь растений в степной зоне? 1) высокая температура 12. Важнейшим абиотическим фактором, минерализующим органические остатки в биогеоценозе леса, являются 1) заморозки 13. К абиотическим факторам, определяющим численность популяции, относят 1) межвидовую конкуренцию 14. Главным ограничивающим фактором для жизни растений в Индийском океане является недостаток 1) света 15. Что может стать ограничивающим фактором для жизни пятнистого оленя, живущего в Приморье на южных склонах гор? 1) глубокий снег
16. Какой цифрой обозначен прямоугольник в котором нужно вписать слово «оптимум»? 1) 1 17. A 24 № 11725. К абиотическим экологическим факторам относится 1) плодородность почвы 18. Сходство в жизненных условиях обитания разных популяций одного вида относят к критерию 1) географическому 19. Реакция организмов на продолжительность дня называется 1) фототропизмом 20. Какой из факторов регулирует сезонные явления в жизни растений и животных? 1) смена температуры 21. Какой из перечисленных ниже факторов неживой природы наиболее существенно влияет на распространение земноводных? 1) свет 22. Культурные растения плохо растут на заболоченной почве, так как в ней 1) недостаточное содержание кислорода 23. Какое приспособление способствует охлаждению растений при повышении температуры воздуха? 1) уменьшение скорости обмена веществ 24. Какое приспособление у теневыносливых растений обеспечивает более эффективное и полное поглощение солнечного света? 1) мелкие листья 25. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим? 1) наличие корма 26. Ярусность растений в лесу 1) повышает межвидовую конкуренцию организмов 27. Какой из перечисленных экологических факторов является ограничивающим жизнедеятельность бактерий, поселяющихся на мясных продуктах? 1) влажность 28. Какой из факторов регулирует сезонные явления в жизни растений и животных? 1) смена температуры 29. Плотные и прочные кожные покровы, редукция органов зрения, конечности роющего типа — признаки животных, обитающих в среде 1) наземно-воздушной 30. Какой цифрой обозначен оптимум существования организма?
1) I 31. Какой цифрой обозначена на рисунке зона гибели организма?
1) I
Биотические факторы среды 1. По обочинам дорог, свалкам, отвалам грунта часто поселяются виды растений, не свойственные данной местности, так как в этих условиях 1) ослаблена конкуренция с местными видами растений 2. Ярусное расположение растений в сообществе луга - приспособление к 1) использованию тепла 3. Факторы, выходящие за пределы нормы реакции вида,
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1948)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |