Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самообразование детей в области музыкального искусства



2016-09-17 859 Обсуждений (0)
Самообразование детей в области музыкального искусства 0.00 из 5.00 0 оценок




Самообразование детей в области музыкального искусства — самостоятельная познавательная деятельность учащихся, способствующая расширению музыкальных знаний, совершенствованию исполнительских навыков и развитию музыкальных способностей. Самостоятельная познавательная деятельность младших школьников не предполагает непосредственного участия учителя в нахождении литературы о композиторах, просмотре телепередач с записями трансляций выступлений известных исполнителей, прослушивания записей детских творческих коллективов и т.д. Однако самостоятельная познавательная деятельность в младшем школьном возрасте требует целенаправленного руководства, мотивации и сформированности необходимых умений и навыков планировать самостоятельную работу, реализовывать поставленные дидактические цели и оценивать собственные действия. В этой

______________

1 Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. — М., 2002.

2 Осеннева М. С. Новая встреча в клубе юных любителей музыки / Начальная школа. - 2004. — № 6. — С. 111-115.

 

связи самостоятельная познавательная деятельность учащихся осуществляется не только в условиях свободного времени, но и на уроках музыки с целью мобилизации музыкального мышления им о школьников при восприятии учебного материала. Организациясостоятельной работы учащихся на уроке позволяет обучать мни высказывать свою точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций.

Авторы УМ К В.О.Усачева, Л. В. Школяр советуют, например, при ознакомлении детей 3-го класса со сценой пира из оперы Римского-Корсакова «Садко» выяснить с учащимися посредством наводящих вопросов причину спора гусляра с новгородцами, представить себя на месте композитора и продумать драматургию Сцены пира, после чего учащиеся знакомятся с авторской версией. Школьникам задаются следующие вопросы: «Почему композите» для характеристики новгородской знати выбрал всего одну смысловую фразу?», «Что должны услышать в музыке и в тексте слушатели в момент появления на пиру Садка?», «Задела ли мечта Садка о возможном благе для Новгорода присутствующих?», «Мог ли Садко получить всеобщее одобрение?», «Появляются ли у него сторонники?»1.

Подобная организация познавательной деятельности школьников вскрывает в сознании детей «внутренние существенные связи и отношения, выявление и рассмотрение которых позволяет школьникам проследить происхождение самого знания, осуществить «самооткрытие» истины»2.

Самостоятельная работа может быть организована как работа с учебником на уроке музыки и вне школы. Рассмотрим данный вид организации самостоятельной работы учащихся на примере учебника «Музыка. 1 класс» В. В.Алеева, Т. Н.Кичак. Каждый разворот данного учебника содержит вопросы, такие как:

Музыка встречала тебя в первый школьный день. Какие чувства она вызвала?

Где можно услышать музыку?

Можно ли увидеть музыку?

Как ты думаешь, почему у вальса Д. Д. Шостаковича есть второеназвание — «Шутка»?3.

Кроме вопросов на страницах учебника «Музыка. 1 класс» Алеева, Кичак можно встретить задания, подобные следующему:

___________

1 Усачева В. О., Школяр Л. В., Школяр В. А. Музыкальное искусство: Метод, пособие: 3 класс. — М., 2005. — С. 97.

2 Усачева В. О., Школяр Л. В., Школяр В. А. Методические основы освоения программы «Музыкальное искусство // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / сост. Е.О.Яременко. — М., 2001. — С. 247.

3 Алеев В. В. Музыка. 1 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений: В 2 ч. — М„ 2004.

 

В «Детском альбоме» П. И. Чайковского помимо уже известных тебе пьес есть еще много замечательных других. Постарайся обязательно их послушать.

Вопросы и задания содержат и учебники других авторов. Например, учебникиГ.С.Ригиной «Музыка. Обучение. Творческое развитие. Воспитание» для учащихся 1—4 классов. Данные учебники созданы автором в опоре на концепцию академика Л.В.Занкова, обеспечивающую оптимальное общее развитие каждого ребенка, возможное в ходе самостоятельной поисковой деятельности при взаимодействии мышления, воли, чувств, нравственных представлений.

На страницах учебника Ригина предлагает детям:

- исполнить ритмические партитуры;

- пропеть песню, показывая ступени ручными знаками;

- раскрасить конкретным цветом (зеленым, красным, синим) инструменты, которые подходят для исполнения латышской народной песни «Ай-я, жу-жу, медвежонок», русской народной песни «На горе-то калина», «Марша» Д.Д.Шостаковича;

- решить кроссворд по музыкальной сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк» и др.1

Наряду с учебником самостоятельная работа предполагает выполнение заданий в Рабочих (творческих) тетрадях для учащихся.

Целью Рабочих (творческих) тетрадей по музыке является организация самостоятельной работы учащихся по «формированию первичных навыков анализа музыкальных произведений, развитию творческих умений воплощения художественных образов при помощи слов, красок, линий»2. По мнению авторов, творческие тетради, это и своеобразные дневники музыкальных впечатлений. В этой связи, например, творческие тетради Усачевой, Школяр, Кузьминой называются «Записными книжками музыканта», аналогичные учебные пособия Науменко, Алеева — «Дневник музыкальных размышлений».

Работа школьников по тетрадям авторов современных учебно-методических комплектов направлена на решение следующих задач:

— закрепление и углубление знаний школьников о музыкальном искусстве, формируемых на уроках музыки;

____________

1 Ригина Г. С. Музыка. 2 класс. — М., 1996.

2 Криггская Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Рекомендации для работы по учебно-методическому комплекту «Музыка» // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / сост. Е.О.Яременко. — М., 2001. — С. 215.

 

— развитие у детей способностей самостоятельной познавательной деятельности в области музыкального искусства;

— формирование умения применять полученные знания в практической деятельности.

Полагая самостоятельность необходимой характеристикой личности, следует отметить, что идея использования Рабочих (творческих) тетрадей по музыке в учебном процессе созвучна основополагающим требованиям общества к современной школе. Так, в частности, творческие тетради для самостоятельной работы способствуют формированию личности, которая умела бы творчески решать поставленные проблемы, вырабатывать свою точку трения, убеждения, систематически и непрерывно пополнять свои знания путем самообразования.

В рабочих (творческих) тетрадях по музыке идея самостоятельности отражена в комплексе аспектов: деятельностном, организованном, регулятивном.

Творческие тетради к учебникам «Музыка» предполагают:

— содержательный компонент: информацию, выраженную в вербальных понятиях и визуальных представлениях;

— оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование знаниями, умениями и навыками;

— результативный компонент: обретение новых знаний, способов, опыта применения полученных знаний в области музыкального искусства.

Рассмотрим реализацию данной модели в виде мотива — действия — результата на примерах Рабочих тетрадей различных авторов.

Структуру Рабочей тетради В. О. Усачевой, Л. В. Школяр, О. В.Кузьминой образуют разделы:

— Моя записная книжка;

— Творческая мастерская (мои музыкальные темы, эксперименты, графические зарисовки).

Тематически материал разделов Рабочей тетради адекватен материалам Учебника. Рабочая тетрадь содержит информацию учебного характера, а также блок вопросов и заданий, составленных для закрепления пройденного материала, приобретения умений и навыков. Например, в Рабочей тетради к учебнику «Музыка. 4 класс» В. О.Усачевой, Л. В. Школяр, О. В. Кузьминой учащимся дается буквенная система обозначения звуковысотности. Учащимся предлагается с помощью учебника записать латинскими буквами имя Баха, найти интонацию В-А-С-Н на клавиатуре и нотном стане, сыграть и объяснить, какой смысл скрыт в комбинации данных звуков.

В Рабочих тетрадях наряду с познавательным и практическим аспектами предусмотрен организационно-технический. При освоении полифонического склада письма учащимся предлагается сделать графический эскиз фуги, составить программы для музыкальных салонов с указанием программы (какие произведения каких авторов будут исполнены и какими исполнителями).

Рассмотренный алгоритм реализуется также в Рабочих тетрадях к учебнику «Музыка» Критской, Сергеевой, Ш маги ной. Раскрытие темы «Россия — Родина моя» в 4 классе предполагает формирование у учащихся представлений о взаимосвязи русского народного песенного творчества и профессионального творчества Мусоргского, Чайковского, Рахманинова. В Рабочей тетради представлены подтемы «Мелодия — душа музыки», «Родной обычай старины», «Разыграй песню» и др. В каждой из подтем дается информация, например, открывает Рабочую тетрадь рассказ «Русь» С. Романовского, с помощью которого дети постигают значимость Родины для человека. Наряду с информацией предполагается поисковая деятельность учащихся. Так, четвероклассникам предлагается вспомнить и спеть как вокализ мелодии из сочинений русских композиторов, с которыми учащиеся познакомились на уроках музыки. Над нотными строчками дети должны указать названия произведений. Далее ребенок в Рабочей тетради должен записать ответ на вопрос — что роднит эти мелодии, подобрать для каждой мелодии цвет и провести под каждым нотным примером цветную линию, которая соответствовала бы характеру мелодии.

Из приведенных примеров видно, что задания в Рабочих тетрадях различных авторов имеют характер:

— воспроизводящей (репродуктивной) деятельности, направленной на закрепление полученных знаний;

— творческой (исследовательской) деятельности, целью которой является получение принципиально новых знаний.

Примерами самостоятельной работы учащихся репродуктивного характера являются задания:

— записать значения слов, связанных с полифонической музыкой;

— ответить письменно, что такое музыкальная тема, что такое противосложение и т.д. 1.

Примером самостоятельной работы творческого характера являются задания сочинить гимн своей семьи или школы, тему «Преодоление», тему, в которой ощущается борьба двух начал, сочинить темы в моцартовском духе — весело и непринужден-

___________

1 Методика В. О. Усачевой, Л. В. Школяр, О. В. Кузьминой.

 

но; созерцательно, отрешенно; энергично, с юмором; внезапно, С мрачной энергией.

Другими примерами задания для самостоятельной работы творческого характера являются предложение написать письмо В.А.Моцарту, свое мнение о Бахе, Бетховене, продолжить размышление в конкретно заданной ситуации1.

Задания творческого характера содержат также Рабочие тетради других авторов. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина предлагают детям представить себя композиторами, сочинить свои мелодии на стихи русских поэтов (А. Пушкина, А.Фета, К. Бальмонта). Предварительно авторы советуют детям определить характер звучания музыки, жанр, форму, средства выразительности: лад, регистр, темп, динамику, штрихи. Авторы советуют продумать, кто будет исполнять сочиняемые ребенком произведения.

Организация самостоятельной работы младших школьников с Рабочей тетрадью позволяет учителю контролировать уровень получаемых школьниками знаний, умений, навыков. Иными словами, самостоятельная работа является средством контроля. С целью определения учителем уровня освоения младшими школьниками нотной грамоты Критская, Сергеева и Шмагина предлагают следующие задания:

— подпиши под нотами звукоряда их названия;

— допиши недостающие ноты звукоряда;

— напиши ноты начала песенки «Дон-дон» от ноты МИ;

— сосчитай и запиши, сколько тактов в песенке «Дождик, дождик, пуще!»;

— определи размер в песенке «Жук»;

— запиши ритмическое сопровождение к народной песне-танцу «Калинка» и т.д.2

Аналогичные задания предлагает использовать Г. С. Ригина:

— подпиши ступени под нотами;

— подчеркни сильные доли и расставь тактовые черты;

— научись писать длительности;

— напиши гамму и тоническое трезвучие до-мажор вверх и вниз3.

Рабочие тетради содержат нотный материал, стихотворные тексты песен, изучаемых на уроках, что позволяет ребенку в условиях

___________

1 Усачева В. О., Школяр Л. В., Кузьмина О. В. Музыкальное искусство: Записная книжка музыканта: Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. — М., 2004.- С. 29.

2 Критская Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 2 класса начальной школы. — М., 2001.

3 Ригина Г. С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка». 3 класс. — М., 2007.

 

самостоятельной работы вновь вернуться к материалу, изучаемому на уроке.

Рабочие тетради содержат задания исследовательского характера, для выполнения которых ребенку предлагается прослушать за писи фонохрестоматии. Так, Алеев, Кичак в Рабочей тетради для учащихся 3 класса предлагают прослушать детям мелодию песни «Детские игры» В.А.Моцарта без распевов, а затем с распевами и ответить на вопрос: как распевы меняют характер музыки? Для осознанности восприятия музыкальной информации вниманию детей представлена нотная запись.

Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся предполагает также инициацию посещения ими концертных залов и театров оперы и балета, музеев музыкальной культуры, просмотр передач о музыкальном искусстве телеканала «Культура». В этой связи важна и интересна позиция К. Д. Ушин-ского: «Должно постоянно помнить, что следует передать ученику не только те или другие познания, но развить в нем и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания. Эта способность... должна остаться с учеником и тогда, когда учитель его оставит, и дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий. Обладая такою умственною силою, извлекающею отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, составляет одну из важнейших задач»1.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Прокомментируйте педагогические условия эффективности самостоятельной работы младших школьников в области музыкального искусства:

— адекватность основным принципам дидактики: доступности, систематичности, связи теории с практикой;

— реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе, инициирующего право выбора ребенком способа действия и вариативности исполнения;

— разнообразие форм и видов самостоятельной работы (классной и внеклассной, фронтальной и индивидуальной);

— владение школьниками навыками самостоятельной работы, а также организационными умениями познавательной деятельности.

2. Подготовьте выступление на педсовете по теме «Организация самостоятельной работы младших школьников в области музыкального воспитания».

Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. : в 3 т. - М.; Л., 1939. — Т. 2. — С. 149.

 

МИКРОПРАКТИКУМ

 

1. Посетите детскую библиотеку и по каталогу составьте список книг о музыке, предназначенных для детей младшего школьного возраста.

2. Проанализируйте телепередачи канала «Культура». Какие из них им посоветовали бы посмотреть младшим школьникам?

3. Выполните ряд заданий Рабочей тетради: «Музыка». 3 класс.

И И.Алеева, Г. Н. Кичак:

— прохлопай или сыграй на барабане ритм мелодии вступления и припева песни Л.Лядовой на слова И. Шаферана «Барабан» (см. пример 3).

 

4.2.



2016-09-17 859 Обсуждений (0)
Самообразование детей в области музыкального искусства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Самообразование детей в области музыкального искусства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (859)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)