Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Перспективы развития законодательства, обеспечивающего механизм реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации



2016-09-17 465 Обсуждений (0)
Глава 3. Перспективы развития законодательства, обеспечивающего механизм реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




В действующем законодательстве перечень видов ограничений прав и свобод граждан довольно значителен. При этом основные права и конституционно-правовые нормы, ограничивающие их, должны находиться в состоянии сбалансированности. Поскольку в системе законодательства любой отдельно взятый закон не может действовать в отрыве от других законодательных и подзаконных актов, решение задачи его реального применения обусловлено, наряду с другими факторами, необходимостью учета и отражения положений в ранее действовавшем массиве актов, в том числе и посредством приведения норм этих актов в соответствие с вновь принятым законом. В связи с тем, что трактовка, заложенная в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации - «только в той мере...» - является категорией оценочной, то федеральному законодателю, учитывая указанное положение, следует каждый раз решать: насколько необходимы вводимые ограничения; насколько цели этих ограничений соответствуют конституционно-значимым; не являются ли ограничения излишними или чрезмерными, поскольку установление ограничений прав и свод должно быть соразмерно защищаемым конституцией и законами ценностям правового государства; учитывается ли при этом необходимый баланс интересов гражданина, общества и государства; придавать ограничительным нормам закона постоянный или временный характер.

Крайне важным при этом представляется объективное сочетание целесообразности и разумной достаточности мер, применяемых к ограничению прав и свобод граждан. Эти меры не должны также противоречить установленным в обществе основам правопорядка, действующему национальному законодательству и нормам международного права, поскольку превышение пределов ограничения приводит к упразднению самого субъективного права

Большое значение для определения перспектив развития законодательства, обеспечивающего механизм реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, имеет анализ норм международного права, процесс усиливающегося влияния которых на законодательство Российской Федерации в области прав и свобод граждан имеет объективный характер, поскольку в настоящее время приоритетной тенденцией развития современной цивилизации является такое широкомасштабное явление, затрагивающее все государства, как глобализация.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила конституционные принципы (основы) и основания ограничения прав личности, основываясь на которых государство, как легитимный представитель общества, вправе устанавливать правовые ограничения указанной свободы в мере, необходимой для защиты прав и законных интересов граждан, а также в других конституционно обоснованных целях ограничений. Однако, если в столь важном вопросе, каковым является об определение пределов возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина, имеются расхождения ученых во мнениях, автору представляется необходимой выработка российскими правоведами единой концепции оснований и пределов ограничений прав и свобод человека и гражданина и принятия ее положений в качестве основополагающих, вплоть до внесения при необходимости в Конституцию Российской Федерации в качестве поправок.

Несмотря на закрепление ограничений в законах, зачастую не соблюдаются многие принципы, которым должны эти ограничения отвечать. Так, не всегда соблюдается принцип соразмерности, адекватности результату; некоторые формулировки не имеют однозначного толкования; отсутствует четко определенный порядок, механизм введения ограничений. В таких случаях возникают проблемы в правоприменении, а также вводятся неправомерные ограничения. Правовые ограничения прав и свобод личности должны удовлетворять следующим требованиям (условиям правомерности): 1) быть установленными федеральными законами; 2) быть установленными только в целях, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в числе которых необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; 3) являться соразмерными конституционно значимым целям и соответствующим угрозам, которым подвергаются защищаемые законом права и интересы; 4) соответствовать демократическим принципам российского государства и политической системы Российской Федерации, что предопределено демократическим режимом государства как одним из элементов основ конституционного строя Российской Федерации; 5) быть сформулированными с достаточной степенью определенности (ясности и точности), позволяющей: а) однозначно установить и понять их смысл, пользуясь при необходимости разъяснениями специалистов; б) спрогнозировать с достаточной степенью ясности неблагоприятные юридические последствия, которые может повлечь за собой нарушение (несоблюдение, неисполнение) ограничения; в) сообразовывать с ограничением свои действия; г) не противоречить международным договорам Российской Федерации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многогранность ограничения прав и свобод человека и гражданина обуславливает сложность механизма реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, представляющего собой систему правовых средств и методов определения пределов субъективного права человека и гражданина, правового положения субъектов правовых отношений, регулятивных и охранительных правовых средств различного уровня, при помощи которых позитивное и субъективное право воплощаются в фактическом поведении субъектов права.

Значение механизма реализации ограничения личных прав и свобод человека в Российской Федерации заключается в том, что он выражает в концентрированном виде концепцию определения пределов (меры) свободы индивида в государстве, содержит общие условия ее ограничения, предопределяющие конкретные отраслевые ограничения и служащие критерием их конституционности, обеспечивающие соблюдение необходимого баланса интересов личности, общества и государства.

Установлено, что механизм реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации можно дифференцировать на содержательные составляющие: во-первых, элементы, связанные с организационной деятельностью субъекта права; во-вторых, формы государственно-властной деятельности, охватывающие применение права, определение пределов использования прав, контроль, стимулирование, поощрение, юридическую ответственность, охрану и защиту прав и свобод; в-третьих, юридический порядок реализации ограничений субъективного права и юридической обязанности.

Обосновано, что механизм реализации ограничения конституционных личных, политических, экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина характеризуется основными чертами: во-первых, нормативным правовым основанием механизма реализации ограничения прав и свобод человека и гражданина, определяющим объем и порядок изъятия из правового статуса личности правомочий использования социального блага, предоставляемого субъективным правом; во-вторых, наличием фактического основания, представляющим собой предусмотренные нормами права обстоятельства изъятия из правового статуса и выступающие в качестве оснований (предпосылок) наступления правовых последствий; в-третьих, деятельностью личности по использованию своего права с учетом его объема, содержания и пределов; в-четвертых, определенной правовой процедурой охраны и защиты субъективного права; в-пятых, гарантиями реализации субъективного права.

Сделан вывод о том, что субъектами, в отношении юридических возможностей которых устанавливаются пределы и вводятся ограничения, выступают личность, социальные общности, государство в целом, органы (должностные лица) государственной и муниципальной власти. Объектом пределов и ограничений является свобода личности, которая раскрывается через субъективные права и полномочия органов публичной власти в определенных сферах ведения, которыми они наделяются с целью выполнения функций по созданию и поддержанию в состоянии готовности сил и средств, обеспечения их жизнедеятельности и управления ими в повседневных и чрезвычайных условиях.

Раскрыты и обоснованы особенности механизма реализации ограничений политических прав и свобод человека и гражданина, которые характеризуются тем, что такие запреты и ограничения направлены на регулирование деятельности в области осуществления политических субъективных прав и юридических обязанностей участников правовых отношений с использованием определенных организационных и правовых средств. Реализацию конституционно-правовых ограничений политических прав и свобод осуществляют различные по правовому статусу, полномочиям, характеру деятельности компетентные органы государственной власти, наделенные полномочиями по изданию соответствующих нормативных и иных правовых актов.

Механизм реализации ограничений экономических и социальных прав человека и гражданина рассматривается в широком смысле как деятельность государства и частных лиц, направленная на удержание в определенных границах субъектов права в целях обеспечения баланса интересов и недопущение определенного неправомерного, а также в определенных случаях их правомерного поведения; в узком смысле как совокупность требований, обусловленных определенными целями в виде обязанностей и запретов, адресованных определенным субъектам, и на основе принципов ограничения экономических и социальных прав и свобод.

Основными видами ограничений экономических и социальных прав человека и гражданина являются: ограничения оснований возникновения экономических и социальных прав (ограничения видов, объектов, субъектов экономических прав, установление регистрационно-лицензионного порядка их возникновения и т.п.); ограничения содержания экономических и социальных прав в рамках существующего субъективного права (права распоряжения, права пользования имуществом и т.п.); ограничения реализации экономических и социальных прав (установление пределов осуществления экономических прав, повышение налогов и т.п.).

Сделан вывод о том, что в целях совершенствования законодательства в сфере реализации ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации необходимо сформировать гибкую правовую систему, адекватно реагирующую на происходящие политические, экономические и социальные изменения в стране.

Правомерность механизма реализации ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации должна быть обусловлена: конституционным обоснованием, указанным в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации; установлением федеральными законами; соразмерностью конституционно значимых целей соответствующим угрозам защищаемым законом правам и интересам; соответствием демократическим принципам российского государства; достаточной степенью определенности, позволяющей однозначно установить ограничения и спрогнозировать неблагоприятные юридические последствия в случаях нарушения (несоблюдения запретов, неисполнения обязанностей) ограничений; отсутствием противоречий международным договорам Российской Федерации.

 

 

 

 

Библиографический список

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1998. 10 декабря.

2. Международный Пакт о гражданских и политический правах // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. №17.

3. Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №20.

4. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/46 от 19 декабря 1984 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. №45.

5. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/169 от 17 декабря 1979 г.) // Советская юстиция. 1991. № 17.

6. Сиракузские принципы в отношении положений Международного пакта о гражданских и политических правах, касающихся ограничений и отступлений // E/CN. 4/Sub. 2/1997/19 и Add. 1.

7. Конституция Российской Федерации. M., 1993.

8. Федеральный конституционный закон №1-ФКЗ от 21.07.1994г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 05.02.2007г. №2-ФКЗ) // СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1447; 2007. №7. Ст. 829.

9. Агеев В.Н. Конституционные ограничения основных прав и свобод личности в Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. -Казань., 2006.

10. Беломестных Л.Л. Ограничение прав и свобод человека и гражданина (Теоретический аспект): Дис. . канд. юрид. наук. М., 2003.

11. Гончаров И. В. Ограничение прав и свобод человека при чрезвычайном положении // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву / Под ред. В. М. Баранова. 4.1. Н. Новгород, 1998.

12. Гошуляк В.В. Пределы ограничения права собственности в конституционном праве России // Закон. 2004. №3.

13. Должиков А.В. Ограничение основных прав законами субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2005 №2.

14. Лапаева В.В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления) // Журнал российского права. 2005. № 7.

15. Лапаева В.В. Критерии ограничений прав человека с позиций либертарной концепции правопонимания // Журнал российского права. 2006. №4.

16. Лапаева В.В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления) // Журнал российского права. 2005. №7.

17. Лопаткина А.С. Ограничение семейных прав по законодательству Российской Федерации: понятие и специфика // Семейное и жилищное право. 2006. №1.

18. Пчелинцев С.В. Концептуальные подходы к формированию теории ограничения прав и свобод граждан на современном этапе // Конституционное и муниципальное право. 2006. №5.

19. Пчелинцев С.В. О понятиях «пределы осуществления прав и свобод граждан» и «пределы ограничения прав и свобод граждан» // Российский судья. 2006. №4.

20. Рыбакова Т.С. Правомерные ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // История государства и права. 2007. №16.

21. Савельев А.А. О пределах ограничений и обременений права собственности // Юрист. 2007. №1.

22. Самович Ю.В. К вопросу об ограничении права индивида на судебную защиту (практика Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда РФ) // Право и политика. 2006. №1.

 


 

 


 

 



2016-09-17 465 Обсуждений (0)
Глава 3. Перспективы развития законодательства, обеспечивающего механизм реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Перспективы развития законодательства, обеспечивающего механизм реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)