Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Примерный перечень вопросов, выносимых на государственные экзамены 1 страница



2016-09-17 407 Обсуждений (0)
Примерный перечень вопросов, выносимых на государственные экзамены 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




по дисциплине «Теория государства и права»

№ п/п Вопросы
1. Предмет и методы теории государства и права. Предметом изучения общей теории государства и права выступают основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права как социальных образований, их сущности и структуры, основных элементов, принципов и институтов, их место и роль в общественной жизни. Предметом теории государства и права являются важнейшие особенности фундаментальных (основных) государственно-правовых явлений, то есть именно то, на чем, собственно, государство и право основываются, из чего состоят (складываются). К ним, в частности, относятся сами понятия государства и права и детализация их признаков, сущность, типы, формы и функции государства и права, особенности механизмов государства и правового регулирования, юридические факты и правоотношения, система права, система законодательства и система государственных органов, а также многие другие первоначальные элементы всего того, из чего складывается юриспруденция. Таким образом, теория государства и права — это система знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии государственноправовых явлений, являющаяся методологическим основанием для развития отраслевых и прикладных юридических наук. Важнейшее значение при освоении курса теории государства и права имеет ее категориально-понятийный аппарат, то есть система общенаучных (философских, социологических, психологических, политологических, культурологических и иных) и частно научных (специально-юридических) категорий и понятий, образующих главный и исходный компонент познавательного инструментария теории государства и права.Теория государства и права черпает богатый эмпирический материал из отраслевых юридических наук и в значительной степени разрешает наиболее общие методологические проблемы этих наук и выступает базовой, фундаментальной дисциплиной: вырабатывает основные понятия и категории путем обобщения знаний отдельных дисциплин, систематизирует эти знания. Ее категории и понятия, синтезируя опыт отраслевых правовых наук, направлены, в конечном счете, на обеспечение успешной практической деятельности юриста. Методология теории государства и права Методология теории государства и права — это совокупность приемов и способов, с помощью которых она изучает окружающую действительность. Различают общие (универсальные, общенаучные, философские) методы, присущие всем наукам, отраслям знаний и учебным дисциплинам, так как в их основе лежат наиболее общие законы познания развития природы, общества и мышления, и частные методы — их применяет какая-либо одна наука, либо совокупность наук и специальные методы. К общенаучным методам можно отнести такие методы познания, как идеалистический (метафизика) и материалистический (диалектика): • в рамках метафизики государство и право рассматриваются как самодовлеющие явления, которые существуют независимо от воли человека, явления постоянные и неизменные; их происхождение и существование связывается либо с объективным разумом, либо с сознанием человека, его переживаниями и осознанными усилиями, при этом в представлениях о развитии и существовании государства и права преобладают не внешние (объективные) факторы, а некие внутренние духовные начала; • диалектика является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; об общих законах бытия и познания. При таком, безусловно, доминирующем в отечественном научно-исследовательском подходе государственноправовые явления окружающей жизни изучаются в своем развитии, динамике, в теснейшем взаимодействии с иными факторами общественного бытия — экономикой, политикой, культурой и др. Наряду с метафизикой и диалектикой, как важнейшими методами познания действительности, необходимо предусматривать и синергетику — науку о самоорганизующихся сложных социальных процессах. К таким сложным явлениям относятся не только собственно системы в сфере существования права (например, правовая система), но и иные так или иначе взаимодействующие с ним — политическая, экономическая системы, а также сами государство и право в целом. К частнонаучным методам исследования государственноправовых явлений относятся: • формально-юридический (догматический) метод, который применяется для изучения права как такового, как единственного в своем роде феномена, поэтому оно исследуется в отрыве от всех иных явлений, обособленно. Право ни с чем другим не сравнивается и не сопоставляется (ни с экономикой, ни с политикой, ни с моралью, ни с этикой), государственноправовые элементы (их структуры, взаимосвязи, сущность) изучаются сами по себе для выработки «чистой» конструкции; • терминологический метод исследования как оперирование базовыми и периферийными понятиями тех или иных государственноправовых проблем, исследование государственно-правовых явлений через анализ закрепленных в науке понятий и дефиниций; • сравнительно-правовой метод, который заключается в сопоставлении определенных государственно-правовых институтов, правовых явлений и процессов тех или иных стран и правовых систем в целях выявления сходства или различия между ними для наиболее оптимального варианта их выражения. Можно сравнивать правовые системы, отрасли права, сходные (одноименные) правовые институты и нормы (сравнительное правоведение или компаративистика); конкретно-социологический метод как учет социальных факторов при изучении государства и права; выявление мнения общественности по поводу тех или иных аспектов государства и права; исследование государственно-правовой жизни на основе фактических данных путем анализа статистических данных, опросов населения, правовых экспериментов, интервьюирования, анкетирования, телефонных опросов, наблюдения (социология права); • метод правового моделирования служит для создания чистой (теоретической) идеи необходимой юридической нормы (для чего и как она будет выглядеть, каким образом взаимодействовать с другими нормами); это представление модели, идеала; • историко-сравнительный метод теории государства и права заключается в исследовании закономерностей возникновения иразвития, а также сравнения государственных и правовых институтов в различные периоды исторического развития; • логические методы используют средства и способы логического изучения и объяснения права. Основаны на законах формальной логики и исходят из того, что право — это формальноопределенная, стройная система, а всякая норма права — это законченное суждение. Видами логического метода являются анализ, синтез, индукция и дедукция: • анализ — это разделение целого на составные элементы (выявление структуры государственного аппарата, деление системы права на отрасли, установление взаимосвязей и особенностей; анализ юридических документов (контент-анализ, то есть выделение и детальное изучение их основных элементов); • синтез — это обобщение полученных данных и создание цельной картины; • индукция — это исследование от частного к общему; формирование картины отдельных свойств государства и права. Например, на основании определенной нормы права можно уяснить структуру и построение всего законодательства как совокупности юридических норм; путем выявления признаков конкретного государственного органа можно понять, что механизм государства — это совокупность государственных органов, выполняющих определенные государственные функции и т.д.; • дедукция — это суждение от общего к частному (например, от конкретной отрасли права к специфике ее правовой нормы). К специальным методам можно отнести социально-психологический, математический, кибернетический, статистический и др. Например, кибернетический метод теории государства и права используется для автоматизированной обработки, хранения и поиска правовой информации.  
2. Теория государства и права в системе юридических наук. Функции теории государства и права. Систему юридических наук принято делить на три большие группы, которые в своей совокупности и составляют правоведение. Это: 1) теоретико-исторические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических правовых учений); 2) отраслевые юридические науки (конституционное право, уголовное право, административное право, гражданское право, таможенное право, семейное право, земельное право, международное право, налоговое право, финансовое право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право и др.); 3) прикладные (специальные) юридические науки, непосредственно осуществляющие применение теоретических знаний различных других наук (математики, химии, психологии) для решения практических правовых задач (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия, правовая статистика, юридическая психология и др.). Есть науки, изучающие международные аспекты права — международное частное и публичное право, морское право, космическое право, государственное право зарубежных стран и др. В последнее время появились совершенно новые отрасли права, что обусловлено стремительными темпами общественного развития: банковское, биржевое, спортивное, медицинское, информационное и др. Таким образом, можно выделить роль и место теории государства и права в системе юридических наук: • теория государства и права — это система знаний, концентрирующая всю совокупность юридических наук; • теория государства и права изучает общие закономерности государственно- правовых явлений, а отраслевые юридические науки — лишь отдельные стороны (например, уголовное право — преступление и уголовную ответственность, а теория государства и права — правонарушение и юридическую ответственность вообще); • для отраслевых юридических наук теория государства и права выступает базовой, фундаментальной дисциплиной — вырабатывает основные понятия и категории путем обобщения знаний отдельных дисциплин, систематизирует эти знания; • теория государства и права черпает эмпирический материал из отраслевых юридических наук и в значительной степени занимается разрешением наиболее общих методологических проблем; • занимая особое место в системе юридических учебных дисциплин, теория государства и права дает студентам знания о наиболее общих закономерностях государственно-правовой жизни общества, закладывает фундамент общей юридической культуры, юридического мышления, а также дает первичные представления об основных понятиях и категориях государства и права, без которых невозможно изучение других юридических дисциплин. В системе знаний о сущности и закономерностях общественного развития теория государства и права имеет свое строго определенное назначение и для юридических наук является направляющей, так как формирует магистральные направления их исследования и практической реализации. Эта роль выражается в ее функциях: • онтологическая функция (сущностная, то есть это функция познания сущности государственно-правовых явлений, познания предмета юриспруденции. Содержанием этой функции является поиск и исследование информации о существующих государственно-правовых явлениях, их анализ и систематизация); • гносеологическая функция (теоретико-познавательное направление теории государства и права, заключающееся в постоянном изучении сущности, содержания и форм явлений государственного и правового порядка); • прогностическая функция состоит в выработке перспективных научных прогнозов, гипотез о дальнейшем развитии государства и права, предсказании грядущих их проблем; • идеологическая функция выражается в том, что теория государства и права, закрепляя в своих положениях наиболее актуальные и значимые аспекты правового развития современного общества, указывает все важнейшие парадигмы его развития, проводит в жизнь гуманистические начала, обосновывает роль правосознания и правовой культуры; • аксиологическая функция заключается в исследовании теорией государства и права, ценности и значимости тех или иных государственных и правовых явлений в целях обоснования их необходимости и значимости для общественной жизни; • воспитательная функция теории государства и права состоит в том, что она, с точки зрения некой модели (идеала, стандарта) концентрируя в себе все начала юриспруденции и, по сути, открывая ее мир, формирует основы юридического мировоззрения; • методологическая функция теории государства и права является основой, т.е. фундаментом для иных юридических наук: разрабатывает методологию познания государственно-правовых явлений, основные понятия, категории и концепции правакоторыми оперируют остальные отраслевые и специальные (прикладные) юридические науки, а также определяет магистральные направления их исследований; • прикладная функция состоит в выработке практических рекомендаций по совершенствованию деятельности различных субъектов в государственно-правовой сфере. Эти рекомендации закрепляются в положениях диссертаций, монографий, статей государствоведов и правоведов; • эвристическая (открытие новых закономерностей в развитии государства и права, их форм и методов воздействия на общество и складывающиеся в нем отношения).  
3. Происхождение и ранние формы государства. Общие закономерности возникновения государства Возникновение государства и права связано с периодом разложения первобытно-общинного строя, которое прошло в своем развитии четыре различных по своей длительности и наполнению этапа. Примерно за 40 тыс. лет до н.э. возникает родовой строй (добывание огня, изобретение крючка, лука, появление членораздельной речи). За 9—6 тыс. лет до н.э. начинается неолит (эпоха нового камня), когда человек переходит от охоты и собирательства к элементарному земледелию и основам ремесла. Со временем процесс разделения труда становился все четче. Постепенно как обособленная сфера общественной деятельности выделилось скотоводство (средством обмена стал скот, который приобрел функцию денег). Ремесло отделилось от земледелия. Затем появилась группа людей, занятых только обменом производимого земледельцами и скотоводами продукта (купцы). Складывается первобытная община, где рода выступают как коллективы родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство. В значительной степени в связи с запретом браков внутри одного рода складывается так называемая дуальная организация, когда два рода связаны кровными узами. Появление земледелия и скотоводства привело к возрастанию роли мужчины (патриархат). Начинается разложение первобытнообщинного строя. Власть в этот период была представлена общими собраниями взрослых мужчин, на которых решались вопросы управления, наказания за проступки соплеменников, распределение добычи и др., а также административными полномочиями старейшин и племенных вождей. Причем, власть старейшин, стоящих во главе рода, а также военачальников, которые избирались только на период военных действий, основывалась только на их авторитете, опыте и уважении. Должность старейшины не давала никаких привилегий. Общественная власть совпадала непосредственно с родовой общиной, не была отделена от нее. Права как такового не существовало, все заменяли обычаи, наравне с которыми со временем начинают формироваться и действовать мононормы. Со временем кровнородственные связи распадаются и заменяются территориальными, появляется сельская (соседская) община. Постепенно осознавалась важность четкого управления, руководства обществом. Произошло разделение функций власти на светскую (управление), военную (военное руководство), религиозную (идеологическое обоснование и поддержание существующего порядка вещей). Совет старейшин становится органом текущего управления. Появляется племенная бюрократия (управленческая, военная, религиозная), которая осуществляет руководство обществом уже не только в его общих интересах, но и в собственных, групповых, классовых интересах. Это был начальный период возникновения элементов государственности — режим военной демократии (Л.Г. Морган), когда в обществе складывается сильная власть военных вождей при сохранении остатков коллективизма и общественного управления. Потребовалась качественно новая организация, способная сохранять и обеспечивать жизнь общества как целого организма. Возникла необходимость в публичной власти, надстоящей над обществом, с особыми отрядами людей, которые занимаются только управлением и имеют возможность осуществлять организованное принуждение. Этой организацией стали протогосударства. Такие организации древнего общества, характерные для этапа перехода от доклассового к раннеклассовому обществу, впервые возникли в южной Азии и Северной Африке, как правило, в долинах крупных рек — Нила, Тигра, Ефрата, Инда, Янцзы и др. Это Индия, Ассирия, Персия, Китай, Хеттское государство и др. Причем история самых древних из них началась еще в IV тысячелетии до нашей эры (Шумер, Египет, Вавилон). Таким образом, в числе некоторых причин возникновения государства можно назвать необходимость: • совершенствовать управление обществом, связанная с его усложнением в результате развития производства, разделения труда, изменения условий распределения продуктов, ростом численности населения и расслоением общества на социально неоднородные группы (классы); • поддерживать в обществе порядок, обеспечивающий его социальную устойчивость, что достигается с помощью общеобязательных социальных (прежде всего юридических) норм; • подавлять сопротивление эксплуатируемых масс, возникшее в результате расслоения общества на социально неоднородные группы (классы); • защищать территорию и вести войны, как оборонительные, так и захватнические; • организовывать крупные общественные работы, объединять для этой цели большие группы людей. 6. Особенности возникновения государства у различных народов мира Формирование первых государственных образований в различных регионах и у разных народов происходило своими путями, обусловленными географическими, культурологическими, экономическими, политическими и иными факторами. По важнейшим характерным чертам, лежащим в основе становления государственности в том или ином обществе, различают западный (европейский), восточный (азиатский), германский способы возникновения государства. Восточный путь или способ возникновения государства изначально связан с созданием Вавилона, Египта, Китая, Индии. Эти древнейшие государства возникли еще за три тысячелетия до нашей эры в процессе постепенного перехода родового строя в общество с государственной организацией. При этом в большинстве этих государств основной особенностью их становления явилась потребность в проведении постоянных ирригационных работ (поливное земледелие), необходимых для обеспечения населения продовольствием в условиях засушливого или неровного климата. Это привело к формированию аппарата разветвленного управления огромными территориями и массами людей (ведомства публичных работ, финансовое и военное). Западный путь становления государственных институтов, связанный с появлением частной собственности и расколом общества на антагонистически настроенные классы, наиболее наглядно проявился в истории античных стран и, в какой-то мере в становлении германских государств (варварских королевств). Афинская республика является самым классическим примером образования государства в процессе сглаживания внутренних противоречий внутри родового строя: VII до н.э. — реформы Драконта (урегулирование личных распрей и ограничение кровной мести, создание первых писаных законов, ограничение произвола правящей элиты, защита появляющейся частной собственности); 594 г. до н.э. — реформы Солона (разрыв кровно-родовых связей путем разделения всего населения на разряды в зависимости от имущественного положения); 509 г. до н.э. — реформы Клисфена (введение территориального деления Аттики вместо родоплеменного, политические преобразования). Римская форма возникновения государства представляет собой концепцию возникновения государства, основывающуюся на превращении родового общества в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы, победа которой и установление паритетных (равных) политических отношений с патрициями, в конце концов, уничтожает родоплеменной строй, на развалинах которого возникает государство. Становление германских государств связано с процессом, который получил название «великого переселения народов», то есть массовых этнических перемещений в Европе IV—VII вв., главным образом с периферии Римской империи на ее территорию (и в ее пределах), начало которым было положено нашествием гуннов. Главной характерной чертой являлось завоевание и подчинение обширных территорий Римской империи варварами, которые обнаружили на местах еще функционирующие остатки некогда мощного римского государственного аппарата. В силу необходимости управления землями завоевателям пришлось воспринять многие органы и принципы государственного управления, а также со временем создать свои специальные публичные управленческие и иные государственные структуры. Так военный вождь сменился королем, возникла публичная власть с налогами, аппаратом принуждения и т.д. Говоря об особенностях возникновения государства у восточных славян, следует подчеркнуть факторы особого географического расположения между западными (европейскими) и восточными (азиатскими) землями (культурами, цивилизациями), где проживающая на огромных пространствах масса разрозненных племен в V—X вв. постоянно испытывала угрозу внешних вторжений со стороны кочевников и варягов; неблагоприятных климатических условий, не позволявших широко развернуть сельскохозяйственную деятельность, которая то и дело прерывалась очередным набегом того или иного противника. Содержание первоначально профессиональных (наемных) военных дружин для отражения иноземной агрессии привело к появлению централизованного сбора налогов и иных обязательных платежей и т.п. Особенности происхождения права В первобытном обществе важнейшими социальными регуляторами были нормы-обычаи (правила поведения, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения в течение длительного времени) и религиозные (культовые) нормы. Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозноритуальной деятельности. Запреты (табу) на совершение чего-либо имели ранг религиозного запрещения, налагаемого на конкретный предмет или действие, и их нарушение грозило неминуемой карой со стороны духов и богов. Причем, не только в отношении самого нарушителя, но и всего племени, рода или общины в целом. Например, запрет кровнородственных браков; запрет на отношения с носителями «злобной магии»; табу на выход из жилища, на соприкосновение с землей, нельзя смотреть на правителя (сглаз), табу на смешение с простыми смертными (японский и китайский императоры, африканские короли); табу на остатки пищи (нанесение вреда остаткам вредит едоку, поэтому объедки следовало сжигать или закапывать); на общение с людьми в трауре; на общение с воинами, возвратившимися из похода (их еще преследуют души убитых ими врагов), а также с убийцами и палачами. Кроме запретов, возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание. Дозволения, то есть разрешения на совершение конкретных действий (или бездействия в тех или иных условиях) имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание, как категоричное предписание на совершение определенных действий, имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др. Имевшиеся правила поведения формулировались в виде так называемых мононорм, то есть единых социальных нормах, регулировавших складывающиеся в обществе отношения и при этом характеризовавшихся универсальностью и неразделенностью правовых, морально-этических, религиозных и иных требований. Иначе говоря, в мононормах требования всех социальных норм причудливо переплетались между собой и при этом представлялись непреложными истинами для всех членов общества. Особое место в регулировании поведения людей играли мифы. Они представляли собой совокупность рассказов и повествований о жизнедеятельности сказочных существ (богов, героев, духов), отражавших мистические представления людей о мире, природе и человеческом бытии на заре его истории. В отдельных регионах (Месопотамия, Египет, Индия (IV—III тыс. лет до н.э.) к этим источникам права добавлялись агрокалендари в виде сборников письменных строгих нормативов и правил, по дням расписывающих всю повседневную жизнь ранней земледельческой общины (вспашка, посевсбор урожая), соблюдение которых поддерживалось специальным аппаратом, уполномоченным применять суровые санкции за нарушение установленных требований. Иногда правовые нормы закладывались в особые инструкции для чиновников (например, в Древнем Египте так называемые «Сорок кожаных свитков»). Основные теории происхождения государства и права В числе важнейших теорий происхождения государства можно назвать патриархальную, теологическую, договорную, материалистическую теории, теорию насилия и др. Патриархальная теория (Аристотель, Р. Фильмер, Н.К. Михайловский, М.Н. Покровский). Согласно этой теории государство произошло из патриархальной семьи, в результате ее разрастания: семья — совокупность семей (селение) — совокупность селений (государство). Аристотель называл человека политическим животным, которое вступает в отношения с другими людьми с целью выживания. Происходит образование семей. Развитие этих семей в результате размножения приводит к образованию селений, их объединения создают государство. Таким образом, государство предстает как результат семейных взаимоотношений, а власть монарха трактуется как продолжение власти отца (патриарха) в семье, носящая «отеческий» характер. Теологическая теория (Аврелий, Августин, Фома Аквинский, Жак Маритен) базируется на идее божественного создания государства с целью реализации общего блага. Она обосновывает господство духовной власти над светской властью, церкви над государством. Каждому человеку предписывается смириться перед волей Бога, установившего государственную власть, подчиниться той власти, которая санкционирована церковью. Теологическая теория пронизана идеей вечности государства, его незыблемости. Отсюда вытекает утверждение о необходимости сохранения в неизменном виде всех существующих в обществе государственно-правовых институтов. Договорная (естественно-правовая) теория (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Я. Козельский, А. Радищев, И. Кант). Данная теория основывается на идее происхождения государства в результате соглашения (договора) как акта разумной воли людей. Объединение людей в единый государственный союз рассматривается как естественное требование сохранения человеческого рода и обеспечения справедливости, свободы и порядка. Органическая теория, исходные начала которой были сформулированы Платоном (428—348 до н.э.) и Аристотелем (384—322 до н.э.), отождествляет процесс возникновения и функционирования государства с неким биологическим организмом. Г. Спенсер (1820—1903) развил эту мысль, заявив, что государство — это общественный организм, который состоит из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Имеющиеся в государстве институты приравниваются к частям человеческого организма. Органы управления — к головному мозгу, коммуникации и финансы — к кровеносной системе, законодательство — к нервам человека и т.д. Как и человеческий организм, государство подвержено влиянию времени, государство рождается, развивается, стареет и умирает. Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) объясняет возникновение государства как результат войн, насильственного подчинения одними людьми других (у Е. Дюринга — части общества другой частью, у Л. Гумпловича и К. Каутского — одного племени другим). Завоевание приводит к необходимости создания особых органов управления и поддержания порядка. Материалистическая (классовая, марксистская) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов) базируется на тезисе об экономических причинах (наличие частной собственности) возникновения государства, породивших раскол общества на классы с противоположными непримиримыми (антагонистическими) интересами. Кроме перечисленных теорий происхождения государства в литературе называются также ирригационная, связывающая происхождение государства с необходимостью организации крупномасштабных ирригационных работ при низком уровне производительных сил (К.А. Виттфогель); расовая как совокупность взглядов на происхождение и развитие государства, которая основывается на мнении о физической и психологической неравноценности человеческих рас, их делении на высшие и низшие, первые из которых являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве, вторые могут только слепо и беспрекословно им повиноваться (Ж. Гобино, Ф. Ницше); патримониальная, исходящая из того, что государство произошло от наследственного права собственника на землю (патримониум) посредством автоматического распространения этой власти и на проживающих на ней людей (А. Галлер); психологическая, обосновывающая возникновение государственно-правовых явлений психологической потребностью человека жить в рамках организованного сообщества, чувством необходимости коллективного взаимодействия, особыми психологическими переживаниями и потребностями людей: властвования, подчинения, послушания, повиновения определенным лидерам и идеям (Л. Петражицкий, Э. Фромм, Г. Тард, Н.М. Коркунов). Называются также: солидаристская (Э. Дюркгейм, Л. Дюги), инцестная (половая) теория (Леви-Строс), спортивная (Ортега Х. Гассет), диффузионная (Гребнер) и другие концепции. Применительно к России зачастую называется норманнская теория происхождения государства, возникшая в середине XVIII в., концепция, сторонники которой считают основателями Киевской Руси (прежде всего ее государственно-управленческих структур) норманнов (варягов). Теории происхождения права в значительной степени схожи с теориями происхождения государства, что обусловлено единой их природой и неразрывной исторической взаимосвязью. Поэтому можно также говорить о теологической, естественной, нормативистской, психологической, материалистической концепциях происхождения права. Тем не менее, в числе взглядов на его генезис нужно особо выделить: • историческую теорию, представители которой рассматривают право не как результат деятельности государства, а как продукт «народного духа» — обычаи, традиции, складывающиеся в течение длительного времени, которые государство должно отслеживать и наиболее рациональные из них закреплять в качестве общеобязательных правил поведения (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.); • примирительную теорию, которая гласит, что право возникло как средство упорядочения (примирения) отношений между враждующими родами (Г. Берман, Э. Аннерс); • регулятивную теорию, связывающую происхождение права как универсального инструмента для установления одинакового порядка отношений в обществе.  
4. Понятие и признаки государства. Государство — это организация единой политической власти в обществе, которая распространяется на всю территорию страны и ее население, имеет специальный аппарат управления и принуждения, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Государственная власть отличается от иных видов социальной власти тем, что она: • имеет политическую природу и потому носит классовый характер; • относительно независима и самостоятельна по сравнению с другими видами общественной деятельности, выделяется из общества и надстоит над обществом, то есть всегда публична; • имеет юридически неограниченный характер; • чаще всего реализуется методом убеждения, но с возможностью использования, в случае необходимости, богатого арсенала принудительных средств; • единственная из всех властей имеет право требования подчинения со стороны всех членов общества (правотворческая деятельность); • в отличие от иных разновидностей социальной власти политическая (государственная) власть действует строго в рамках строго определенной территории; • реализуется посредством деятельности специально созданного для этого государственного аппарата (механизма). Понятие и определение государства Государство – это: 1) территориальное образование; 2) организация политической власти, которая осуществляет управление обществом, необходима как для реализации классовых задач, так и общественных дел; 3) особая публичная власть, которая не сливается с обществом, отделена от общества; 4) сложный и организованный механизм управления. Государственная власть осуществляется органами, которые занимаются только управлением. Противоположность этой власти – власть общественная, реализация которой характеризуется отсутствием специальных публичных учреждений. В данном случае управление обществом или социальной группой осуществляется при помощи институтов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих вне их; можно говорить не столько об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении. Поскольку государство выражено в органах, которые занимаются только организацией общественной жизни и сами ничего не производят, оно имеет право на сбор денежных средств с населения. Налоги, сборы, займы идут на содержание государственного аппарата и экономическое обеспечение политики. Эта характеристика государства производна от его понимания как публичной власти. Власть государства распространяется на определенную территорию, в отличие, например, от власти, которая существовала в первобытном обществе. Она распространялась на всех членов рода вне зависимости от их местонахождения. Государство обладает суверенитетом. Суверенитет: 1) верховенство власти внутри страны; 2) независимость по отношению к властям всех лиц и организаций, находящихся в пределах страны, а также за пределами территории государства. Из двух признаков, которые являются составными частями суверенитета, раньше отмечали главным образом второй (независимость, неповиновение государства как суверена надгосударственной организации или другому государству). Государство, которое прежде всего реализует себя как орудие социального компромисса, должно отвечать уровню развития демократии в обществе. Правовое государство – это демократическое государство, власть которого, а также формирование, функционирование базируются на праве, высшее предназначение которого заключается в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение законности и правопорядка является основой прочности демократии и жизненности правового государства. Правовое, демократическое, цивилизованное государство – это то, рубежи власти которого жестко основываются на праве, а также высшее предназначение которого заключается в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. При этом и правовое государство, и демократия предполагают нужные для любого общества законность и правопорядок. Государство – очень сложное явление, в ряду его основ, которые оказывают непосредственное влияние на его суть и соци<

2016-09-17 407 Обсуждений (0)
Примерный перечень вопросов, выносимых на государственные экзамены 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Примерный перечень вопросов, выносимых на государственные экзамены 1 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)