Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие 1. Философия образования Дж. Локка



2016-09-17 519 Обсуждений (0)
Занятие 1. Философия образования Дж. Локка 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Дж. Локк как представитель философии образования. Обстоятельства его обращения к педагогической тематике и основные работы в этой области.

2. Философские основания педагогических идей Дж. Локка. Концепция “tabula rasa” и представление об основных источниках знания в философии Дж. Локка.

3. Основные факторы образования по Дж. Локку. Теория влияния окружающей среды Дж. Локка.

4. Индивидуальная траектория воспитания и основные компоненты образования джентльмена.

5. Социальная дифференциация образовательных практик по Дж. Локку.

6. Цель и задачи воспитания по Дж. Локку.

7. Роль педагогических идей Дж. Локка в современном воспитании человека (дискуссионный вопрос).

 

Литература

Первоисточники

· Локк Дж. Мысли о воспитании /Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3. М.: Мысль, 1988.

· Локк Дж. Опыт о человеческом разумении /Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 1, Т. 2. М.: Мысль, 1988.

Учебные пособия

· Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998. Раздел IV, Гл. 1.

· Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. Раздел 2.3. Дидактические теории и системы эпохи Просвещения.

Статьи

· Душин А.В. Философские основания образовательной концепции Джона Локка // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. №18.

· Абрамова И.И. Значение «Гранд-тур» в образовании и воспитании джентльмена // Ярославский педагогический вестник. 2006. № 3. С. 75-82.

· Вершинина Д.Б. Воспитание и манеры английских леди XVIII-XIX вв. // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2010. №2.

Дополнительно:

· Видеолекция к.и.н., доцента кафедры политической истории НИУ «ВШЭ» Шаровой А.В. «Европа Нового времени. Английское просвещение. Джон Локк». http://www.youtube.com/watch?v=LPntN4eXgCo.


 

Занятие 2. Философия образования французского Просвещения.

1. Идея свободного развития человека как основа образования у Ж.-Ж. Руссо. Натурализм как принцип воспитания и обучения у Ж.-Ж.Руссо.

2. Представление о факторах образования человека по Ж.-Ж. Руссо. Роль наставника в образовательном процессе и его педагогическая стратегия.

3. Этапы развития человека и их взаимосвязь с этапами его воспитания и обучения. Гендерные аспекты философии образования Ж.Ж. Руссо.

4. Возможности субъективно-индивидуалистического подхода в современных процессах образования.

5. К.Гельвеций о человеке и его образовании. Социальная среда и ее роль в воспитании и обучении. Взаимосвязь образования и политических процессов.

6. Роль случайных факторов в формировании индивидуальной образовательной траектории.

7. Значение идей Гельвеция для развития современных процессов образования.

 

Литература

Первоисточники

· Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. Т.1. М., 1961.
Фрагменты для прочтения

1. Предисловие (стр. 3-17 для беглого чтения, общая информация о произведении).

2. Книга 1. Стр. 24-30 36-43,47, 49, 52-55, 58-60.

3. Книга 2. Стр. 73-75, 78-85, 88-90, 96-98, 114-117.

4. Книга 3. Стр. 171-174, 176 (последний абзац страницы)-178, 185-186, 191-194, 196, 204, 212-218.

· Гельвеций К. Об уме. Рассуждение 3, гл 1, Рассуждение 4, гл. 17. //Гельвеций. Сочинения. В 2-х тт. Т. 1.М., 1974.

· Гельвеций К. О человеке. Разд.1, гл. 1-10; Разд. 5, гл. 1-9; Разд. 10, гл. 1,11. //Гельвеций Сочинения. В 2-х тт. Т.2. М.,1974.

Учебные пособия

· Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998. Раздел IV, Гл. 1.

· Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004. Раздел 2.3. Дидактические теории и системы эпохи Просвещения.

Статьи

· Штылева Л.В. Концепция полоролевого воспитания в романе Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании» // Педагогическое образование в России. 2011. №5.

· Луков В.А. Парадигмы воспитания / Знание. Понимание. Умение. 2005. №3.

· Соколюк Н.В. Гендерные отношения в сфере родительства: история и современность // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2009. №1.

Дополнительно (по желанию):

· Валлон А. Педагогические и психологические идеи романа-трактата Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании» / Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. / Ж. Ж. Руссо; ред. Г. Н. Джибладзе, сост. А. Н. Джуринский. Москва: Педагогика, 1981. Т.2.

· Дидро Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» // Дидро Д. Сочинения. В 2-х тт. Т.2. М., 1991.

· Руссо Ж.-Ж. Эмиль и Софи, или одинокие / Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. / Ж. Ж. Руссо; ред. Г. Н. Джибладзе, сост. А. Н. Джуринский. Москва: Педагогика, 1981. Т.1.

 

Тема 5. Философия немецкого идеализма: образование как восхождение к универсальной культуре

Занятие 1. Учение И.Канта об образовании, целях, содержании и особенностях образовательной (педагогической) деятельности.

 

1. Философское миросозерцание И. Канта и педагогика. Теория познания и воспитание человека.

2. Цели воспитания. Воспитание дисциплины, культуры, ума и нравственных чувств. Кант о соотношении темперамента и характера. Воспитание воли и характера.

3. И.Кант об умеренности применения наград в воспитании. И.Кант о моральности наказаний и их способах. Кант об умственном развитии ребенка и его обучении.

4. Нравственное воспитание и его задачи по Канту. Педагогика в измерении категорического императива Канта. Формы применения категорического императива в педагогической деятельности.

 

Занятие 2. Идеи Г.В.Ф. Гегеля о сущности образования и значении философии в его развитии. Принципы философской педагогики в западно-европейской теории и практике образования XIX века (на примере работ И.Г.Песталоцци).

 

1. Г.В.Ф. Гегель о сущности и необходимости образования.

2. Связь теоретического (интеллектуального) и практического (морального) образования.

3. Гегель о цели образования и о различении образованности и необразованности. Гегель о воспитании дисциплины и слиянии личного и государственного в процессах образования.

4. Философия образования Г.В.Ф. Гегеля и ее современное значение.

5. И. Г. Песталоцци и его педагогическая система.

6. Песталоцци о воспитании как развитии человечности. Песталоцци об атмосфере семейной любви в процессе воспитания.

7. Принципы природосообразности в гармоническом развитии человеческих сил. Проблема формирования жизненных практических навыков человека в учении Песталоцци.

Литература

Первоисточники

· Кант И. О педагогике.

· Кант И. Метафизика нравов. Часть 2. Раздел Этическая дидактика § 49-52 //Кант И. Соч. В 8 т. Т. 6. М., 1994.

· Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика. Первый курс. Второй раздел § 40-70. //Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В 2 т. Т. 2. М., 1973.

· Гегель Г.В.Ф. Речи директора гимназии 29.09.1809 г. и 2.09.1813 г.; О преподавании философии в университетах //Работы разных лет. В 2 т. Т. 1. М., 1972.

· Гегель Г.В.Ф. Философия права. Часть 3 §153, 174-175, 187. М.,1990.

· Песталоцци И.Г. Лебединая песня /Хрестоматия по истории педагогики. В 3 т. Т. 2. М., ТЦ Сфера, 2006.

· Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. // Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1981.

Статьи

· Новичкова Г.А. Актуальность педагогических идей Иммануила Канта // Знание, понимание, умение. 2008. № 1.

· Пустоварова А.О. Образование в аспекте исторической трансформации: от Paideia к образовательным коммуникациям //Известия Томского политехнического университета. 2006. № 8.

· Усманова Л.Т. Исторические аспекты становления философии как фундамента педагогики ХХ и ХХI веков // Человек и образование. 2013. № 3.

· Шилина А.Ю. Актуальность философско-педагогического наследия И. Канта // Кантовский сборник 2010. Выпуск № 2.

 

Дополнительно (по желанию):

· Гегель Г.В.Ф. О преподавании философии в гимназиях //Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В 2-х т. Т. 1. М.,1972.

· Демин М.Р. Университетская философия Германии первой половины XIX века: дух и буква // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2009. Том 10. Выпуск № 2.

· Пятьдесят крупнейших мыслителей об образовании. От Конфуция до Дьюи. М.: Изд. дом Высшей школы экономики,2012.



2016-09-17 519 Обсуждений (0)
Занятие 1. Философия образования Дж. Локка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие 1. Философия образования Дж. Локка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)