Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности восприятия человеком информации



2016-09-17 490 Обсуждений (0)
Особенности восприятия человеком информации 0.00 из 5.00 0 оценок




Основы инженерной психологии

Инженерная психология–научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их (её) в практике проектирования, создания и эксплуатации системы «Человек-машина» (СЧМ).

Инженерная психология рассматривает деятельность человека и функционирование машины во взаимосвязи. При этом подчеркивается ведущая роль человека. Человек– это субъект труда, а машина – это орудие труда.

Таким образом, предметоминженерной психологии являются процессы информационного взаимодействия человека и техники.

Наряду с общими чертами деятельности оператора можно выделить и различные виды операторского труда, каждый из которых характеризуется своими частными особенностями.

 

Виды труда оператора

Оператор-технолог. Оператор-технолог включен в технологический процесс непосредственно. Он работает в основном в режиме немедленного обслуживания. Преобладающими в его деятельности являются управляющие действия. Выполнение действий регламентируется обычно инструкциями, которые содержат, как правило, почти полный набор ситуаций и решений. К этому виду относятся операторы технологических процессов, автоматических линий, операторы по приему и переработке информации и т.п.

Оператор-наблюдатель (контролер). Оператор-наблюдатель является классическим типом оператора, с изучения деятельности которого и началась инженерная психология. Важное значение для деятельности такого оператора имеют информационные и концептуальные модели, а также процессы принятия решения. Управляющие действия оператора-наблюдателя (по сравнению с оператором-технологом) несколько упрощены. Оператор-наблюдатель может работать в режиме отсроченного обслуживания. Такой тип деятельности является массовым для систем, работающих в реальном масштабе времени (операторы радиолокационной станции, диспетчеры на различных видах транспорта и т. п.).

Оператор-исследователь. Оператор-исследователь в значительно большей степени использует аппарат понятийного мышления и опыт, заложенные в концептуальную модель. Органы управления играют для него еще меньшую роль, а «вес» информационных моделей, наоборот, существенно увеличивается. К таким операторам относятся пользователи вычислительных систем, дешифровщики различных объектов (образов) и т.п.

Оператор-руководитель. Оператор-руководитель в принципе мало отличается от предыдущего типа, но для него механизмы интеллектуальной деятельности играют главенствующую роль. К таким операторам относятся организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения в человеко-машинных комплексах и обладающие интуицией, знанием и опытом.

Оператор-манипулятор. Для деятельности оператора-манипулятора большое значение имеет сенсомоторная координация (например, непрерывное слежение за движущимся объектом) и моторные (двигательные) навыки. Хотя механизмы моторной деятельности имеют для него главенствующее значение, в деятельности используется также аппарат понятийного и образного мышления. В функции оператора-манипулятора входит управление роботами, манипуляторами, машинами-усилителями мышечной энергии человека (станки, экскаваторы, транспортные средства и т.п.).

Особенности восприятия человеком информации

(Инженерная психология)

Важнейшей составляющей деятельности оператора является приём информации об объекте управления. Основными психическими процессами, участвующими в приеме информации являются следующие:

· обнаружение – стадия восприятия, на которой наблюдатель выделяет объект из фона, но еще не может судить о его форме и признаках;

· различение – стадия восприятия, на которой наблюдатель способен раздельно воспринимать два объекта, расположенных рядом и выделять детали объектов.

· опознание – стадия восприятия, на которой наблюдатель выделяет существенные признаки объекта и относит его к определенному классу.

Длительность данных стадий зависит от сложности воспринимаемого сигнала. Восприятие, как основа процесса приема информации оператором, характеризуется такими свойствами как целостность, осмысленность, избирательность и константность.

Целостность восприятия возникает в результате анализа и синтеза комплексных раздражителей в процессе деятельности оператора.

Осмысленность состоит в том, что воспринимаемый объект относится оператором к определенной категории.

Избирательность заключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Избирательность восприятия является выражением определенного отношения оператора к воздействию на него предметов и явлений внешней среды.

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при изменении условий восприятия. Например, при зрительном восприятии имеет место константность цвета, величиныиформы предметов. Константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Относительное постоянство видимой величины предметов при их различной удаленности называется константностью восприятия величины. Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности восприятия формы предмета при изменении положения его по отношению к линии взора оператора. Константное восприятие связано с восприятием предмета или предметной ситуации как единого целого.

 

Множество действующих на оператора факторов определяют эффективность его труда. Выделяют субъективные — завися­щие от оператора и объективные — внешние по отношению к оператору факторы, влияющие на эффективность операторской деятельности.

К субъективным факторам относят: психологическое состояние оператора, уровень подготовленности к данному виду оператор­ской деятельности и т.д.

Объективные факторы, в свою очередь, делятся на аппара­турные, зависящие от функционирования техники, и средо­вые, зависящие от рабочей среды, в которой действует опе­ратор.

Аппаратурные факторы определяются организацией рабочего места оператора, формой и видом предъявления потока рабо­чей информации, особенностями систем, контролирующих вы­полнение деятельности.

Средовые факторы определяются условиями обитаемости, обстановкой, организацией деятельности (режимы труда и отдыха, количество рабочих смен, взаимозаменяемость опе­раторов).

Ошибки операторов

Человек как сложная система в принципе не может работать без ошибок, которые могут приводить к достаточно серьёзным и трагическим последствиям.

Ошибка – это невыполнение поставленной задачи или выполнение запрещенного действия, которое может явиться причиной тяжелых последствий.

Непосредственные причины ошибок зависят от:

· психологической структуры действий оператора;

· соответствия психологическим возможностям обработки информации;

· недостатка навыка;

· структуры внимания.

Главные причины ошибок связаны с:

· рабочим местом;

· организацией труда;

· подготовкой оператора;

· состоянием организма;

· психологической установкой;

· психологическим состоянием организма.

Ошибочное решение – это неправильное непреднамеренное выполнение или невыполнение ряда последовательных действий из-за неверной оценки протекания регулируемого процесса.

Наиболее типичными являются следующие ошибки:

1. Оператор стремится к ошибочной цели.

2. Поставленная цель не может быть достигнута из-за ошибочных действий оператора.

3. Оператор бездействует, когда его участие необходимо.



2016-09-17 490 Обсуждений (0)
Особенности восприятия человеком информации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности восприятия человеком информации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)