Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные направления развития муниципального сектора экономики 279



2016-09-17 556 Обсуждений (0)
Современные направления развития муниципального сектора экономики 279 0.00 из 5.00 0 оценок




15.1.Стратегическое планирование муниципального образования 279

Инвестиционная деятельность муниципальных образований 287

15.2.1.Особенности инвестиционной деятельности муниципальных образований 287

 

15.2.2. Концепция привлечения инвестиций в муниципальные образования 290

 

15.2.3. Разработка муниципальной инвестиционной политики 294

 

15.2.4. Меры государственной и муниципальной поддержки привлечения инвестиций
предприятиями и организациями 297

 

15.2.5. Инструменты создания и развития быстроокупаемых проектов в муниципальных образованиях 302

 

15.2.6. Использование маркетинговых коммуникаций в качестве инструмента для привлечения инвестиций в муниципальные образования 304

15.3. Инновационная деятельность муниципальных образований ………………………307

15.4 Особенности развития предпринимательства в муниципальных образованиях..311

 

15.4.1. Поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях.. 311

 

15.4.2.Муниципальные программы поддержки малого предпринимательства …………... 318

 

15. Качество жизни человека ……………………………………………………………….321

Тесты

Глоссарий

Список литературы….335

ВВЕДЕНИЕ.

Муниципальный сектор экономики в современном виде стал формироваться после принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации и появления новых видов негосударственных территориальных структур - муниципальных образований.В законе под «муниципальным образованием»понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Согласно Конституции (ст.12) «местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Соответственно и муниципальный сектор экономики является в определенной степени обособленным, хотя бюджеты муниципальных образований входят в консолидированный бюджет Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (глава 8) экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Данное положение соответствует положениям Европейской Хартии о местном самоуправлении, где подчеркивается, что органы местного самоуправления имеют право «на обладание средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций», а объем финансовых средств должен быть соизмерен представленным им конституцией или законами, в том числе субъектов федерации, полномочиями.

В Европейской Хартии о местном само­управлении подчеркивается, что финансовая автономия является существенной составной частью местного самоуправления.

При этом финансовые средства «должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям»

Муниципальный сектор экономики(МСЭ) – это экономическая категория, выражающая экономические отношения между органом местного самоуправления, являющегося органом власти и субъектом хозяйственных отношений, и субъектами хозяйственной и иной общественно значимой деятельности по поводу использования местных ресурсов в коллективных интересах территориальной общности.

Под муниципальным сектором экономики понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями (МУП), муниципальными (бюджетными) учреждениями (МУ), муниципальной казны, а также имущественных прав органа местного самоуправления (МСУ), вытекающих из его участия в коммерческих организациях.

МСЭ является одной из частей национального хозяйства страны, которое образует совокупность секторов, межотраслевых, отраслевых комплексов и других подразделений, функционирующих в государстве. Основу национального хозяйства составляет экономика, которая дает методы его рационального ведения в хозяйствующих субъектах, отличающихся предметом деятельности, формой собственности, административно-территориальной принадлежностью. Хозяйствующие субъекты объединенные по этим критериям в однородный массив, становятся единицами соответствующего сектора экономики: государственного или муниципального.

Государственным (общественным) секторомназывается совокупность всех видов ресурсов (материальных, трудовых, интеллектуальных, технологических, денежных и т.д.), находящихся в собственности и распоряжении государства, которые оно может использовать по мере необходимости и на основании четкой нормативно-правовой базы.

Общественный сектор, как правило, занимает наиболее прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство. Принадлежащие государству предприятия и организации обычно доминируют в сфере предоставления почтовых услуг и нередко также в железнодорожных и авиаперевозках.

Государственный сектор– это не только совокупность предприятий и учреждений, находящихся в собственности органов власти всех уровней, но и, в первую очередь, государственные денежные средства, которые составляют государственные бюджеты всех уровней: доходы и расходы.

Под государственным бюджетом понимается экономический план государства, инструмент финансовой политики государства, который принимается, осуществляется и существует в виде закона, который принимается по представлению исполнительных органов, утверждается представительными законодательными органами и вступает в силу после подписания президентом, губернатором или главой местной администрации.

Кроме бюджета основополагающим понятием в государственном секторе является понятие государственной собственности.

Выделение муниципального сектора в национальном хозяйстве базируется на сочетании административно-территориального и хозяйственного управления на первичных уровнях социально-экономической деятельности. В рамках муниципального сектора хозяйствующие субъекты имеют полное или преимущественное сходство по предметам деятельности.

В муниципальном секторе занято почти 25% экономически активного населения, на его долю приходится около 5% инвестиций в основной капитал, 2,5% розничного товарооборота, 1% строительно-монтажных работ по договорам подряда. В настоящее время на муниципальный сектор экономики в РФ приходится 6,4% от общего числа предприятий и организаций. Из общего числа предприятий только 2,2% находятся в муниципальной собственности, на них работает 2,4 общего числа занятых в промышленности и они производят 1,2 объема промышленной продукции. деятельности, формам собственности, управления и регулирования.

Основными отраслями муниципальной экономики являются: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение. Именно в этих отраслях на протяжении последних лет расходуется около 70 % средств местных бюджетов. Удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составляет 18-20%, на образование – 28-34%, на здравоохранение – 15%, на промышленность, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь – 8-10%, на функционирование местного самоуправления – 6-7%, на социальную политику – 7-8%, на культуру, искусство и кинематографию – 3% от общей суммы расходов местных бюджетов. Такое долевое соотношение расходов в среднем остается практически неизменным на протяжении последних лет. При этом в промышленности вес муниципального сектора экономики составляет – менее 1%.

Наиболее крупными в муниципальном секторе являются предприятия, действующие в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По-прежнему основную долю объема производства в муниципальном секторе промышленности вырабатывают муниципальные тепловые и электрические сети. В муниципальной собственности находятся, как правило, предприятия, производящие продукцию социальной направленности, у большинства из них сохраняется достаточно сложное финансовое состояние, которое характеризуется отсутствием собственных оборотных средств для обновления номенклатуры продукции и устаревших технологий, высоким износом активной части основных производственных фондов (свыше 70%), низкой платежеспособностью потребителей продукции, наличием задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Основной задачей промышленной политики органов местного самоуправления а ближайшие годы будет повышение эффективности управления муниципальными предприятиями.

В сельском хозяйстве доля муниципальных предприятий в производстве отрасли составляет порядка 0,6-0,7 процентов. На сельскохозяйственных предприятиях муниципальной формы собственности проблемы, характерные для сельского хозяйства регионов в целом, усугубляются. Износ основных фондов в муниципальных сельскохозяйственных организациях составляет свыше 50%, процесс обновления идет медленно. Как правило, сложное финансово-экономическое положение сельскохозяйственных муниципальных предприятий обусловливает их неплатежеспособность, прекращение хозяйственной деятельности, ликвидацию. В прогнозном периоде продолжится процесс приватизации неэффективно работающих муниципальных сельхозпредприятий.

Доля инвестиций муниципального сектора в основной капитал в общем объеме инвестиций по субъектам Российской Федерации составляет стабильно 4 - 5%. Ожидается прирост объема инвестиций на 18% в 2003 году по сравнению с 2002 годом и на 14-18% в 2004 году по сравнению с 2003 годом.

Финансовые проблемы местного самоуправления. Заботы и долги.В отличие от других стран, в которых развито местное самоуправление, в России большая доля расходов местных (городских, районных, поселковых) бюджетов идет на содержание и дотации коммунальному хозяйству (до 30% всех трат), и содержание социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, детские дома и дома престарелых и т. п.) – 55-60% всех расходов. Только 10-15% уходит на зарплату муниципальным служащим (местным чиновникам, врачам, учителям, дворникам ЖЭУ и т. д.). Для сравнения: в странах Западной Европы 70-80% расходов муниципалитетов уходит на зарплаты и 20-30% - на финансирование муниципального хозяйства.

Все эти расходы непосильным грузом ложатся на местные власти. Главы городов и поселков мечутся между чиновниками краевых и областных администраций, выпрашивая у них деньги на покрытие громадных дефицитов местных бюджетов; ведут переговоры с директорами региональных подразделений РАО ЕЭС России и поставщиками угля и мазута, упрашивая первых не отключать от тепла и света жилые кварталы, а вторых – поставить необходимое для обогрева и освещения населенных пунктов топливо в долг (так как денег нет, а людей нельзя оставлять без тепла и свет); объясняются с разгневанными водителями муниципальных автобусов, которые не получаются зарплату и не имеют денег на покупку бензина, и слесарями – сантехниками и ЖЭКов, коим бюджет платит гроши (к тому же нерегулярно и в последнюю очередь); пытаются найти компромисс между главврачами муниципальных больниц, у которых нет средств даже на бинты и шприцы, и директорами школ, у которых нет средств даже на покупку мела и зарплату уборщицам.

Груз разнообразных и насущных расходов, лежащий на российских муниципалитетах, и хронический дефицит их бюджетов привели в 90-е годы к колоссальному росту кредиторской задолженности органов местного самоуправления. В России есть города, счет долгов которых идет на миллиарды рублей и сопоставим с их годовыми бюджетами.

Муниципалитеты большую долю своих долгов имеют перед энергетиками, угольщиками, газовиками, связистами, водоканалами, то есть перед теми, у кого они последние годы правдами и неправдами получали ресурсы и услуги без полной оплаты, с кем проводили умопомрачительные и разорительные взаимозачеты, с кем занимались причудливым бартером (типа «долги за земельные участки»).

Общая сумма задолженности органов местного самоуправления неизвестна (что само по себе говорит о недопонимании обществом и государством остроты и существа проблемы). Ясно только, что она колоссальна. Курс государства и естественных монополистов на ужесточение платежной дисциплины и взыскание старых долгов, отчетливо проявившийся в 2000 году, резко усугубил положение муниципалитетов. Доля средств, идущих на дотации коммунальному хозяйству, резко возросла (свою роль сыграл, конечно, и резкий рост цен на энергоносители). Там, где возврата долгов требовали особенно жестко, а денег оказалось особенно мало, подготовиться к зиме не удалось, а дома часами и сутками стоят без тепла и света, например, в Приморье или на Камчатке.



2016-09-17 556 Обсуждений (0)
Современные направления развития муниципального сектора экономики 279 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные направления развития муниципального сектора экономики 279

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (556)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)