Эластичность спроса и его измерение
Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. · Эластичностью спроса - степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на него. Виды эластичности: · ценовую · перекрестную · по доходу 1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности. где ΔP/P - изменение цены (в %) ΔQd/Qd - изменение спроса (в %) Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности) может быть разная: спрос может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным. О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотношению изменения спроса к изменению цены или по показателю общей выручки от реализации (Р х Q). В зависимости от характера эластичности спроса выручка от реализации при изменении цены может расти, падать, не изменяться. В зависимости от коэффициента эластичности различают (рис. 3) · эластичный спрос · неэластичный спрос · единичный спрос
рис. 3 ценовая эластичность спроса
Пример: Спрос на инсулин - неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина; Спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) - неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно; Cпрос на предметы роскоши - эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос; Cпрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов; 2. Перекрестная эластичность спроса - характеризует степень изменения спроса на товар a при изменении цены товара b ( ). где - изменение спроса на товар a (в %); - изменение цены на товар b (в %). Для взаимозаменяемых товаров >0; для взаимодополняющих - <0; для независимых (нейтральных) товаров = 0. 3. Эластичность спроса по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода ( ). где - изменение дохода (в %); - изменение спроса (в %). Для нормальных товаров >0; для товаров низшей категории <0. Факторы, влияющие на эластичность спроса: · количества заменителей данного товара. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше; · удельного веса товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность; · характера товара - является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен; · фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |