Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема лекции 6 Технический уровень и экономическая эффективность автомобилей (продолжение)



2016-09-15 768 Обсуждений (0)
Тема лекции 6 Технический уровень и экономическая эффективность автомобилей (продолжение) 2.00 из 5.00 1 оценка




6.1 Гигиенические показатели

Одним из таких показателей является уро­вень внутреннего шума. Шум неблагоприятно влияет на организм и работоспособность человека. Под его действием увеличивается скрытый пе­риод двигательной реакции, снижается зрительное восприятие, нарушаются координация движений и функции вестибулярного аппарата, наступает преждевременное утомление. Все это отражается на безопасности движения, производительности труда.

Уровни внутреннего шума авто­транспортных средств регламентируют­ся ГОСТ 19358-74, согласно которому допустимый уровень внутреннего шума легкового автомобиля должен быть в пределах 78 дБА, грузовых автомобилей – 85 дБА, автобусов – 80 дБА.

Уменьшение неблагоприятного влия­ния шума достигается ослаблением его источников, применением шумопоглощающих материалов и устройств, а также шумоизоляции.

Уровень вибронагруженности рабочего места води­теля также относится к гигиениче­ским показателям. Вибрации возбу­ждают нервную систему водителя, вызывают головную боль, снижают остроту зрения, повышают утомляе­мость, ухудшают психофизиологиче­скую и рефлекторную деятельность.

Микроклимат на рабо­чем месте водителя имеет большое значение и определяется сово­купностью температуры, влажности, скорости обдува воздухом и его химиче­ского состава. Наиболее благоприятная температура – 18…24 оС; Минимально допустимый уровень температуры – 10 оС.

Установлена следующая предельно до­пустимая концентрация вредных примесей в кабине автомобиля, мг/л: окись углерода - 0,02; двуокись углерода - 0,4; акролеин - 0,007; пары бензина - 0,1; окислы серной кислоты - 0,001; минеральная пыль - 0,0005.

6.2 Антропометрические показатели

Один из них - характеристика рабочей позы водителя. Фи­зиологически рациональная рабочая поза обеспечивает удобство управления автомобилем, повышение точности и скорости моторных действий водителя (например, позволяет увеличить угол поворота рулевого колеса, не меняя по­ложения тела), возможность длитель­ной непрерывной его работы без зна­чительного утомления, что особенно важно для водителей большегрузных магистральных автопоездов. Это дости­гается, когда части тела водителя находятся в положении, близком к состоянию функционального покоя, а его вес равномерно распределя­ется по площади опорных поверх­ностей.

6.3 Физиологические показатели

Уси­лия на органах управления, необходимые для приведения их в действие, регламентированы.

Усилие, прикладываемое к педали сцепления для его выключения, на лег­ковых и грузовых автомобилях при на­личии усилителя, на грузовых автомо­билях и автобусах без усилителя не должно превышать соответственно 145 и 245 Н.

Усилие на тормозную пе­даль - 200...300 Н, однако при экстрен­ных торможениях легковых автомоби­лей допускается до 490 Н и всех осталь­ных - 685 Н. Усилие на рычаге стоя­ночной тормозной системы не должно превышать 390 Н.

Необходимое усилие на педали по­дачи топлива или рабочей смеси обыч­но невелико; на рычаге коробки пере­дач грузовых автомобилей оно не должно превышать 145 Н, автобусов — 90 Н.

Усилие на рулевом колесе грузово­го автомобиля при переходе от прямо­линейного движения к движению по окружности радиусом 12 м при скоро­сти 10 км/ч на горизонтальном участке с сухим твердым покрытием не должно превышать: 245 Н - для рулевого управления без усилителя на пути не более 17 м; 120 Н - то же с усилите­лем на пути не более 11 м; 490 Н - в случае прекращения действия усилите­ля на пути не более 17 м. На рулевом колесе автобуса (при наличии усили­теля) усилие не должно превышать

115 Н.

6.4 Психологические показатели

К устройствам внутренней визуальной информативности автомобиля относят­ся средства отображения информации и устройства, улуч­шающие обзорность. В процессе управления автомоби­лем водителю необходима информация о состоянии его систем и агрегатов, которая должна поступать в коди­рованной форме от приборов и индика­торов, находящихся на специальной панели.

Панель приборов должна включать различные индикаторы, показывающие состояние систем и агрегатов автомобиля, течение процессов в них, скорость движения и др.

Основное требование к компоновке панели приборов - сокращение времени восприятия водителем их показа­ний при условии получения информа­ции в достаточном объеме.

Обзорность с места водителя определяет возможность наиболее полного восприятия и правильной оценки им дорожных условий. Улучшение обзорности достигается приближением места водителя к перед­ней части автомобиля, увеличением площади ветрового стекла и примене­нием ветрового стекла панорамного типа.

Водителю часто приходится оцени­вать дорожную обстановку позади автомобиля, особенно при смене полос движения и обгонах. Для этой цели служат зеркала заднего обзора, при которых обзорность зависит от формы отражающей поверхности (выпуклая или плоская), размеров зеркала и места его размещения относительно глаз водителя. Обзорность через зеркала заднего обзора должна соответство­вать требованиям ГОСТ 13887-75 и Правилу № 46 ЕЭК ООН.

В число психологических показате­лей входит звуковая информативность автомобиля. В насто­ящее время нет международных доку­ментов, унифицирующих звуковые сигнализаторы и их характеристики (силу звука, прерывность, тембр). Зву­ковые сигнализаторы используются для передачи водителю простейшей информации и в качестве предупредительных сигналов.

6.5 Технико-экономический анализ проектируемых автомобилей

Цель непрерывного процесса обнов­ления моделей автомобилей - повышение экономической эффективности. Технико-экономический анализ должен начинаться еще на стадии иссле­дований и разработки технического задания и периодически уточняться по мере накопления информации в процессе создания автомобиля. При этом необходимо обеспечить достаточную точность анализа, проводимого на основе ограниченной информации, что особенно характерно для ранних ста­дий проектирования.

Решение о целесообразности созда­ния и внедрения новой автомобильной техники принимается на основе ожи­даемого экономического эффекта, опре­деляемого на объем ее производства в расчетном году (годового экономиче­ского эффекта), и сравнения его с ба­зовой техникой. За расчетный год при­нимается, как правило, второй или тре­тий год серийного выпуска новой тех­ники.

За базу сравнения при определении годового экономического эффекта от внедрения новой техники принима­ются: на этапе формирования планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, принятия решения о создании новой техники - по­казатели лучшей техники, спроектиро­ванной в СНГ или зарубежной тех­ники, которая может быть закуплена в необходимом количестве или разрабо­тана в результате приобрете­ния лицензии; на этапе формирования планов по освоению первых промы­шленных серий, а также на этапе вне­дрения новой техники - показатели за­меняемой техники.

6.6 Определение экономической эффективности новой техники

Производительность автомобиля

Функци­ональную зависимость производитель­ности автомобиля от параметров, опре­деляемых его конструкцией, можно вы­разить в виде:

- для грузового автомобиля и автопоезда

(6.1)

- для легкового автомобиля или автобуса

(6.2) комплексе:автомобильная промышленность автомобильный транспорт — автомо­бильные дороги.

где kг, kа – коэффициент пропорциональности, зависящий от вида транспортного средства; mг – грузоподъемность; - коэффициент использования грузоподъемности; vТ – средняя техническая скорость автомобиля; tпр – продолжительность простоя под погрузкой и разгрузкой за одну ездку; - коэффициент использования парка машин; n – количество пассажирских мест в автобусе или легковом автомобиле; vэ – эксплуатационная скорость.

Грузоподъемность автомобиля определяется конструктивными размерами кузова и компоновкой автомобиля. Коэффициент использования грузоподъемности зависит от размеров кузова и плотности груза.

Средняя техническая скорость автомобиля зависит: от мощности двигателя; полной массы автомобиля; передаточ­ных отношений в трансмиссии; ее КПД; радиуса качения ведущих колес; со­противления качению автомобиля и аэродинамического сопротивления дви­жению. Средняя техническая скорость зависит также от действия тормозных механизмов автомобиля, параметров, определяющих его устойчивость и управляемость, плавности хода и ряда других особенностей конструкции, характеризующих его эксплуатационные качества. Средняя техническая скорость определяется с учетом суммарного времени движе­ния и простоев на линии, вызываемых неисправностями автомобиля и необ­ходимостью их устранения.

На коэффициент использования парка машин влияет, кроме организационных факторов, продолжительность простоев автомобиля в техническом обслуживании и ремонте.

Продолжительность простоя авто­мобиля под погрузкой и выгрузкой может зависеть от устройства кузова, погрузочной высоты его пола, конструкции бортов или в случае кузова-фургона - от размеров дверей, их рас­положения и устройства, наличия и эффективности действия различных механизмов и специальных устройств для облегчения погрузки и выгрузки (самосвальных устройств, погрузчиков и др.). Она также зависит от маневрен­ности автомобиля, приспособленности его к использованию погрузочно-разгрузочных систем и механизмов.

Себестоимость транспортной работы

Годовые эксплуатационные затра­ты на перевозки одним автомобилем могут быть расчленены на отдельные слагаемые - виды затрат или статьи расходов - и представлены в виде

Зт + Зсм + Зто + За + Зш + Ззп +Знр, (6.3)

где Зт - затраты на топливо; Зсм - затраты на смазочные материалы; Зто -затраты на техническое обслу­живание и ремонт; За - амортизацион­ные отчисления; Зш - затраты на вос­становление износа и ремонт шин; Ззп -заработная плата водителя; Знр - накладные расходы.

Каждый из видов эксплуатацион­ных затрат на перевозки в той или иной мере зависит и от конструкции автомобиля.

Себестоимость 1 т км транспортной работы определяется по формуле:

(6.4)

где - коэффициент использования пробега.

Годовая экономия эксплуатационных затрат в расчете на один новый автомобиль определяется по формуле:

Рэ=(S1 + S2) П2, (6.5)

где S1, S2 – себестоимость транспортной работы соответственно для базового и нового автомобиля; П2 – производительность нового автомобиля.

Годовой экономический эффект от введения в эксплуатацию нового автомобиля определяется по формуле:

(6.6)

где З1, З2 - приведенные затраты соот­ветственно для базового и нового автомобиля: З=С+ЕнК; С - себе­стоимость автомобиля; Ен- нор­мативный коэффициент эффективности капитальных вложений, равный 0,15; К - удельные капитальные вложения (в производственные фонды) на один автомобиль; П1, П2- годовая производительность соответственно ба­зового и нового автомобиля, т • км; Д1, Д2 - доля отчислений от балансовой стоимости на полное восстановление ба­зового и нового автомобиля: Е – нормативный коэффициент приведения: Е = 0,1; Тс – срок службы автомобиля, определяемый как отношение ресурса автомобиля до спи­сания к годовому пробегу; К1, К2 - удельные капитальные вложения в раз­витие производственно-технической ба­зы автомобильного транспорта; А2 - годовой объем производства новых автомобилей в расчетном году, шт.

Основными показателями, харак­теризующими автомобиль (автопоезд) как объект эксплуатации и определя­ющими в основном эффективность его использования, являются производи­тельность, топливная экономичность и надежность. Среди технико-экономических пока­зателей, характеризующих автомобиль как объект производства, в первую очередь следует выделить материало­емкость и трудоемкость изготовления, на основе которых рассчитывается се­бестоимость автомобиля, и капитало­вложения в производство.

Литература: 2[72-80]

Контрольные вопросы:

1) Дайте характеристику гигиеническим показателям.

2) Дайте характеристику физиологическим показателям.

3) Дайте характеристику психологическим показателям.

4) Значение технико-экономического анализа при проектировании автомобиля.

5) Как определяется производительность автомобиля?

6) Как определяется себестоимость транспортной работы?

7) Как определяется годовой экономический эффект от внедрения в эксплуатацию нового автомобиля?



2016-09-15 768 Обсуждений (0)
Тема лекции 6 Технический уровень и экономическая эффективность автомобилей (продолжение) 2.00 из 5.00 1 оценка









Обсуждение в статье: Тема лекции 6 Технический уровень и экономическая эффективность автомобилей (продолжение)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (768)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)