Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретическое осмысление деятельностного подхода



2016-09-17 247 Обсуждений (0)
Теоретическое осмысление деятельностного подхода 0.00 из 5.00 0 оценок




Сентября 2016

Проектирование и экспертиза образовательных систем

Гуружапов Виктор Александрович

Нынешние работодатели заметили следующую особенность: в фирмах работники-москвичи приходят с хорошими знаниями, однако принимают решения, выгодные лишь для их непосредственного отдела, или даже лишь для них самих. Тогда как иногородние работники слабее в знаниях, но стараются на коллектив. Почему это происходит? Потому, что в провинции сохранились детские сообщества на улице, которые формируют коллективный дух и интегративную схему восприятия и мышления.

Объем памяти. В основе этого понятия лежит «смысловая память» - запоминание существенных характеристик явлений и предметов, связанных с определенной деятельностью.

Основой интегративных феноменов, в отличие от атомарных явлений, являются общепсихологические закономерности.

Теоретическое осмысление деятельностного подхода.

Труд является конкретно исторической категорией. Образование – форма определенно сложившегося культурного труда. И подчиняется закономерностям труда в целом. Этих взглядов придерживались Леонтьев, Давыдов.

В процессе труда складывались определенные формы взаимоотношений в обществе на ранних этапах развития – происходило окультуривание. Согласно археологии, антропогенез насчитывает 1,5 миллиона лет.

Ашельская эпоха длилась примерно 300 тысяч лет. Уровень совершенства орудий труда того времени (копья, скребки) намного превосходил потребности тех лет. Древние люди не были так непроизводительны, как принято считать. Основные атрибуты культурного восприятия были присущи даже первобытным людям, но развивались под воздействием трудовой деятельности (Столяров «Первобытное искусство»). Во времена Выготского и Лурии эти данные были недоступны, поэтому их работы были неполными.

Существует ряд исследований, захватывающих сферу понимания того, что высшие закономерности мира несут в себе эстетическое начало. Майкл Фуллан, обучая педагогов методам обучения, утверждал, что методы должны быть необременительными, а также нести эстетическое удовлетворение и иметь нравственно-этическую составляющую.

Современная система образования складывается в конце эпохи Возрождения среди протестантов. Главный принцип парадигмы обучения – единство добры и красоты. Комплексная система образования: знания + физическое развитие + эстетическое развитие + нравственное развитие.

Спекулятивная философия – по которой истина открывается не вследствие опыта, а путем чистого размышления.

Интеллектуальный подвиг Яна Амоса Коменского был совершен во времена гуситских войн (противостояния протестантов и католиков). Сообщество индивидуалов крепко, если оно пассионарно. У протестантов была общая идея, и они выстояли против католиков, и распространили свое учение.

Ян Амос задумался: «Мы будем сражаться за право каждого человека общаться с Богом напрямую и, предположим, победим. А будет ли у каждого протестанта возможность говорить с Богом?». Тогда он пришел к выводу, что необходимо научить детей читать, чтобы они могли прочесть Библию. Это было технологическое решение. Способ уподобления Богу – основа «Великой дидактики».

Он быстро понял, что обучать чтению Священного Писания нельзя в обычной бытовой системе. Нужно было вынести это в пространство, никак не связанное с обыденностью. Так появилась школа. В школе ничто не напоминало детям о том, что они видели дома. На тот момент у школы не стояло задачи учить практическим задачам обыденности, а как раз наоборот.

Напротив, Чингисхан открыл свои школы для подготовки воинов.

· туда он набирал детей нойонов и знатных воинов (социальный отбор)

· привлекались дети нежного возраста (подростки) – в этом возрасте складываются особенности характера

· мальчик должен быть смышленым (не путать с умным)

· ловким (не путать с сильным)

· должен обладать «чистым лицом» (быть приятным во всех отношениях)

Методика обучения в таких школах была следующая: во время боя мальчики должны были находиться при ставке главнокомандующего и наблюдать, как он командует, а опытные воины моделировали сражение на камушках, чтобы детям было понятнее. Мальчишки осваивали тактики боя, наблюдая, как гибнут их старшие товарищи, родственники.

В этой школе стояла задача подготовить детей к реальным жизненным ситуациям.

У Яна Амоса стояла совсем иная задача. Оторвать детей от реальности, сделать их выше неё. Школа стояла на красной линии села, вместе с церковью, домом бургомистра и купеческим поселением, что делало школьников частью элиты общества. Дома у крестьянских детей совсем не было свободного места, однако, когда они приходили со школы и начинали читать Библию, для них выделялся отдельный уголок в доме, стол, свечка, вся семья садилась вокруг него и тихонько слушали, ведь их ребенок теперь мог нести в дом то, чем раньше обладал только пастор. Это делало детей значимыми, младшие братья и сестры такого ребенка тоже хотели поскорее учиться в школу, создавалась мотивация учебной деятельности.

Проектирование образовательных систем – создание новых социальных ситуаций для детей. Создание нового человека. Происходит общепсихическое развитие поколение. Дети могут теперь делать не только то, что умели их родители, но и нечто новое, самостоятельное, появляется свобода воли. Подлинно общее образование – подготовка поколения ко всему, что может только произойти.



2016-09-17 247 Обсуждений (0)
Теоретическое осмысление деятельностного подхода 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретическое осмысление деятельностного подхода

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)