Религия в контексте культуры. Типология религий
Слово "религия" происходит от латинского religare – "связывать". В этом слове содержатся прямо противоположные смыслы: можно связывать, соединяя дух человека и Бога, но ведь и путами тоже можно связывать. Отец Александр Мень, обратив на это внимание, писал, что человек, вступая в мир религии, решает для себя дилемму полноты бытия и рабского сознания. Религия, выступая в качестве важного элемента любой культуры, сама обладает всеми признаками самостоятельной культурной системы, включающей самые разнообразные элементы – от организаций и идеологий до ритуалов, одежды и даже системы питания. И если религия – это система верований, ценностей и поведенческих образцов, способствующих осмыслению людьми мира и деятельности в нем, которая, во-первых, формирует духовное измерение, духовное пространство этого мира, а во-вторых, задает людям контекст высшего смысла, то религиозная культура человека – это целостная система, основанная на определенных ценностях; "программа", определяющая религиозное мировоззрение человека и характер его деятельности. Лучшим определением личной религии является наличие пространства священного в структуре личности, а главный признак институциализированной религии – различие между священным и профанным. Классификация религий по распространенности и влиятельности Национальные религии К национальным относятся как религии древних цивилизаций (древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская), так и имеющие современное распространение (индуизм, синтоизм, иудаизм и др.). Определяющей чертой национальных религий является их связь с культурой и историей определенного народа. К особенностям национальных религий можно отнести формирование устойчивой идеиБога илибогов, которые предстают как особые силы, принимают различные формы, могут пониматься как высшие космические энергии, входящие в тела различных существ, животных, людей, предметы, статуи. Представления о богах функциональны, связывают божества с конкретными природными и социальными сферами. Боги выступают как творцы человека, создающие основы социальности и культуры. Складываетсяжреческая каста, выступающая в роли культурной и правящей элиты. Жрецы устанавливают коммуникацию с богами, записывают священные тексты.Храмы рассматриваются как сакральные центры, в которых проявляются высшие, божественные силы. Литература древности выступает как словесное дополнение ритуала, включает гимны, молитвы, повествования о богах. Формируются сложные учения о загробной жизни, спасении, воскресении из мертвых. Учение о загробном воздаянии направляет людей на добродетельную жизнь, удерживает от нарушения моральных норм, придает направленность и смысл жизни. Мировые религии Мировые религии (буддизм, христианство, ислам) являются высшим этапом развития религии. Духовное наследие, ценностные системы мировых религий стали важным достоянием культуры. В учениях мировых религий, несмотря на их связь с определенным культурно-историческим контекстом, получили выражение универсальные ценности и потребности людей. К особенностям христианства и ислама относится формирование представления о запредельности, трансцендентности единого Бога. В их учениях отражено стремление преодолеть конкретные, привязанные к земной реальности представления о Боге. Мифологические сюжеты приобретают символическую, условную форму, возрастает значение рациональных представлений. Учения мировых религий ориентируют на активную индивидуализацию духовной жизни. Человек находит опору в своем внутреннем мире, все большее значение приобретают личностные, духовно-нравственные и психологические измерения религий. Усиливается этическая сторона религиозных учений, создаются социальные учения и проекты преобразования мира и человека в соответствии с религиозными идеалами. В ходе межкультурного взаимодействия происходит сближение ценностей и учений разных народов. Содержательная типология религий Основное содержательное разделение религий заключается в выделенииранних форм религий,политеизма (многобожия) имонотеизма (единобожия). Культурно-региональная типология религий Типология религий на основе сакрального текста На основе признания значения сакрального текста выделяется группаавраамических религий (по имени библейского патриарха Авраама, именуемого отцом всех почитающих единого Бога), восходящая к духовной традиции Ветхого Завета. В нее входят иудаизм, христианство, ислам. Возникновениеисторических религий (этических, пророческих, религий откровения) связано с деятельностью основоположников и событием откровения, развивается вероучение, формулируются доктринальные положения, устная традиция становится письменной, появляется канон Священного Писания, происходит разделение на священнослужителей и рядовых верующих. Наиболее значительными историческими религиями являются зороастризм, буддизм, христианство, ислам.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (823)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |