Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


С 1929 по 1945, или от Великой депрессии до победы антигитлеровской коалиции



2016-09-17 290 Обсуждений (0)
С 1929 по 1945, или от Великой депрессии до победы антигитлеровской коалиции 0.00 из 5.00 0 оценок




С наступлением кризиса 1929 г. информация перестала быть роскошью – она превратилась в необходимость. Авраам Линкольн сказал как-то: «Тому, что поддерживается общественным мнением, можно не опасаться провала; без поддержки общественного мнения успех невозможен». Значение общественного мнения особенно возросло при появлении 12 миллионов безработных. Сегодня мало кто вспоминает, что Америке в 1930-е грозила настоящая революция. Официальная идеология покоилась в те годы на фундаменте систем Тейлора и Форда. Но тот самый всесильный Форд был вынужден неожиданно капитулировать перед своими конкурентами, когда кризис достиг своего пика. На улицу были выброшены 60 тысяч рабочих, и это притом что компания не соизволила сделать взнос в Фонд поддержки безработных. Ледяным днем 7 марта 1931 года во время массовой демонстрации раздались выстрелы: служба безопасности компании расчехлила пулемет. Результат – четверо погибших.

«Новый курс» (президента Ф.Д. Рузвельта. – Прим. пер.) должен был дать разрешение этим проблемам, которые нельзя было разрешить методами, традиционными для американской системы управления. МишельКрозье пишет об этом так:

«Чары были разрушены. Когда в начале марта 1933 г. губернатор штата Мичиган, а впоследствии и президент США оказались перед необходимостью объявить о закрытии банков, а затем о банковском моратории, было такое чувство, что весь привычный мир начал рушиться. Впервые технократы были застигнуты врасплох, они ничего не предвидели, ни к чему не приготовились...» Общественный климат был таким, что речи быть более не могло ни о патернализме, ни о высоких зарплатах. Требовалось объяснить рабочим причины резкого уменьшения их жалования. Требовалось навести мосты между руководителями и персоналом, преобразовать систему внутренних отношений – и сделать это на основании честного и откровенного объяснения ситуации, полной информации и непрерывной коммуникации. «Прошли времена карикатурного индивидуализма и конкуренции с перегрызанием глоток».

Именно в этих условиях появилась фигура Рузвельта (Franklin Delanoe Roosevelt), которому выпала историческая роль – стать символом связей с общественностью. Хозяева предприятий, обожествляемые в благополучные времена, стали предметом ненависти клиентов, вражды рабочих и мести акционеров. Новый курс поколебал деловой мир принятием социальных законов, коллективных трудовых соглашений и т.п. И в тот момент, когда зарождающаяся промышленная этика должна была способствовать продвижению на рынке товаров массового производства, связи с общественностью (пришло их время!) должны были позволить большому американскому бизнесу реабилитировать себя в глазах всего общества и сразу оздоровить атмосферу.

Не будет преувеличением отметить вслед за М. Крозье, что улыбка Рузвельта была скопирована специалистами по PR. «Рузвельт улыбался, чтобы отдалить трагическую угрозу революции, чтобы вернуть доверие к общественному порядку всем несчастным и обездоленным. Чтобы внедрить эту улыбку, эту обходительность, это новое чувство товарищества в отношения между людьми и общественными стратами, требовалось преодолеть сопротивление большей части собственников, которые, оправившись от первого шока, так и не поняли, что их эгоизм – прямой путь к самоубийству».

После 1929 года Элмо Ропер (Elmo Roper), Эрл Ньюсон (Earl Newson), Элтон Майо (Elton Mayo), Стюарт Чейз (Stewart Chase), Джон Хилл (John Hill) открыли свои консультации, которые пользовались невероятным успехом. Йельский, Колумбийский и Гарвардский университеты создали институты и кафедры связей с общественностью, выпустившие бесчисленное множество специалистов. Вторая мировая война также в большой степени способствовала становлению PR в той форме, в которой они появились в США. Строки из заключительной части статьи в американском журнале «Fortune» в 1938 году служат нам наглядным примером того, какой смысл вкладывали тогда в это понятие: «Под понятием "связи с общественностью" бизнес сегодня подразумевает признание интересов общества и необходимость действовать в соответствии с ними. Если в результате сегодняшнего пристального внимания бизнеса к связям с общественностью деловые люди (значительная их часть) будут при принятии решений руководствоваться в первую очередь интересами всего общества, может наступить новая эра».

В качестве примера нам хотелось бы вспомнить ту необычную кампанию, которую американское правительство провело в PR-стиле – стиле, равно отличном от рекламы и пропаганды. Речь идет о знаменитой серии фильмов Фрэнка Капра (Frank Capra) «За что мы сражаемся». Очень объективно и честно обществу объяснили причины, почему американское правительство решило вступить в войну. В то же самое время это решение стремились обосновать, чтобы создать и поддержать доброе расположение в адрес правящего класса, добиться симпатии к нему широких масс американского народа. Так PR помогли дать понять американскому общественному мнению необходимость войны и беспощадной борьбы с нацистской Германией. Ясно, что война была бы еще менее популярной в среде чикагских рабочих и фермеров со Среднего Запада, если бы не существовало связей с общественностью.

После 1945 года

После окончания войны развитие связей с общественностью было непрерывным. Сегодня невозможно сосчитать предприятия и управленческие структуры в США, Европе и по всему миру, располагающие отделами по связям с общественностью, информации либо коммуникации. Процесс увеличения числа функций специалистов по связям с общественностью шел нога в ногу с аналогичным процессом в СМИ. В 1940 году PR утвердились в Канаде. Робкое их появление во Франции датируется 1946 годом, оно состоялось благодаря Жану Шопену де Жанври (Jean-Choppin dejanvry) из Esso-Standard и компании Shell. (Нужно упомянуть также большую роль Люсьена Матра – Lucien Matrat из компании Caltex.) В том же году первые агентства по связям с общественностью появляются в Голландии. За ними следуют Великобритания (1948), Норвегия (1949), Италия, Бельгия, Швеция, Финляндия (начиная с 1950). В Германии официальная организация, объединяющая специалистов по связям с общественностью, появилась только в 1958 г. В странах Центральной и Южной Америки, в Австралии, Японии, Новой Зеландии и Южной Африке активное внедрение PR можно было наблюдать в 1950–1955 гг.

Обычно исследователи отказываются использовать термин «связи с общественностью» применительно к организациям, существующим в странах с плановой экономикой. Профессор Гарвардского университета Миллер (Miller) утверждает, что «связи с общественностью являют собой защитный рефлекс свободного предприятия в рамках капиталистической системы: их цель состоит в том, чтобы гуманизировать производство, т.е. заставить производителей осуществлять взаимодействие с окружающими не в качестве неведомых юридических лиц, но в качестве одушевленных человеческих существ». В социалистических же странах, действительно, информация, или «массовая коммуникация», – стоит избегать отождествления с PR того, что более напоминает пропаганду – является функцией государственных органов. Разрушение коммунистического блока и формирование рыночной экономики в странах Восточной Европы позволяют предположить, что сегодня PR американского (и европейского) типа должны будут сыграть определяющую роль в развитии менталитета общества бывших социалистических стран.

После 1946 года, когда первые нефтяные компании во гла­ве с Shell и Esso-Standard попытались внедрить практику связей с общественностью во Франции, многие профессиональные организации направили к ним своих внутренних советников и внешних консультантов, сотрудников пресс-служб, управлений, агентств и отделов, что определило политику по отношению к этой профессии во Франции.

В 1949 г. дюжина специалистов по связям с общественностью на собрании в парижском особняке Асторгосновала «Клуб стеклянного дома» (Club de la Maison de Verre). Начиная с 1950 г. создаются агентства. Первое – Relations («Связи») – было основано Анри Пино и Жео Шарлем Вераном (Geo-Charles Veran). За ним последовали Office francais de relations publiques (Французская служба связей с общественностью) ЖоржаСерреля (Georges Serret), International Relations («Международные связи») Рене Тавернье (Rene Tavernief) иBureau international de relations publiques (Международное бюро связей с общественностью) Пьера Жегю (PierreJegu).

С 1949 по 1 мая 1955 г. создается Международная ассоциация связей с общественностью (Associationinternationale des relations publiques – IPRA), объединяющая специалистов из разных европейских стран. 9 марта 1954 г. родственные ассоциации прессы и рекламы одобрили «Профессиональный кодекс связей с общественностью».

Кроме того, созданная в 1952 г. Профессиональная ассоциация связей с общественностью (Associationprofessionnelle des relations publiques – APROREP), слившись 7 января 1955 г. с «Клубом стеклянного дома», приняла имя Французской ассоциации связей с общественностью (Association francaise des relations publiques).

В 1957 одновременно образуются Национальный союз пресс-секретарей (Union nationale des attaches depresse – UNAP) Андре Юртреля (Andre Hurtret) и Национальный союз консультантов по связям с общественностью (Syndicat national des conseils en relations publiques – SNCRP) Жоржа Серреля.

8 мая 1959 г. в Орлеане возникает Европейский центр по связям с общественностью (Centre europeen desrelations publiques – CERP), который, подобно IPRA, объединяет специалистов разных европейских стран. Через шесть лет после своего создания, практически день в день, CERP принимает «Международный этический кодекс связей с общественностью», т.н. «Афинский кодекс» (1965).

Незадолго до этого, 23 октября 1964 г. тогдашний министр информации Ален Пейрфит (Alain Peyrefitte) в правительственном постановлении дал определения профессиям специалистов по связям с общественностью и пресс-секретарей. Официальное признание существования профессии явилось уже результатом целого ряда фактических действий, среди которых следует отметить создание специализированных учебных заведений, призванных готовить специалистов в данной области: Института связей с общественностью (Institut des relationspubliques) Франсиса Дюмона (Francis Dumont, 1919–1982), Коллежа социальных и экономических наук (Collegedes sciences sociales et economiques) или Французской школы пресс-секретарей (Ecole francaise des attaches depresse), созданной в Париже и Лионе.

Май 1968 г. с его политическим и социальным кризисом превратил коммуникацию в одну из главнейших проблем и ускорил развитие служб по связям с общественностью на предприятиях и в управленческих структурах. «Феномен 68 года» перерос границы Франции и приобрел всемирное звучание.

В 1969 г. создается Министерство по связям с общественностью (на уровне Государственного секретариата при премьер-министре), которое вплоть до 1972 г., на протяжении всего периода существования правительства Жака Шабан-Дельмаса (Jacques Chaban-Delmas), возглавлял Жак Бомель (Jacques Baumet). Деятельность этого министерства продемонстрировала со всей очевидностью блеск и нищету связей с общественностью во Франции: само их понятие стало объектом систематической дискредитации. Симптоматично, что кинематограф этих лет – например, фильмы «Движение» («Traffic»), «Чужие деньги» («L'argent des autres») или «Розовый телефон» («Le telephone rose») – создал забавных персонажей: пресс-секретарь или консультант по связям с общественностью всегда выступал в роли козла отпущения. Профессиональные организации должны были потрудиться, чтобы избавиться от сопровождающего эту профессию шлейфа негативных ассоциаций, восстановить ее репутацию и благоприятный имидж.

В апреле 1972 разразилась цепь скандалов, вызванная публикацией доклада о сенатском расследовании проблемы скрытой рекламы на ORTF («Доклад Дилижана»). После того как подобная практика стала предметом гласности, самое крупное из рекламных агентств (HCRP) было ликвидировано, а большая часть агентств создали собственные автономные службы по связям с общественностью.

В марте 1973 года со всей очевидностью встала необходимость создания Национального союза работников сферы информации и коммуникации (Syndicat national des profesionnels de rinformation et de lacommunication – SNPIC). Кроме того, Франция обзаводится Французской федерацией связей с общественностью (Federation francaise des relations publiques), объединяющей SNPIC, AFREP, UNAPC и т.д., следуя моделям федераций рекламы или прессы.

После 1981 г. правительство уже не ограничивается созданием должностей уполномоченных по связям с общественностью – оно принимает концепцию, которая уже давно господствовала в США, где PR рассматривались в качестве средства осуществления глобальных политических замыслов.

Сегодня мы живем в условиях глобализации экономики, расширения международного обмена и роста транснациональных корпораций. В результате можно считать основополагающим утверждение о том, что коммуникации должны следовать в русле этого общего мирового процесса 1990-х гг. и приспосабливаться к нему. Сам термин «специалист по связям с общественностью», изобретенный авторами этой книги в 1962 году и принятый в Квебеке, Бельгии и Швейцарии, но не прижившийся во Франции, сегодня уступает место определению «специалист по коммуникации».

В последние годы во французской государственной системе последовательно существовало несколько министерств, чьей прерогативой была коммуникация – либо собственно и исключительно коммуникация (Министерство коммуникации), либо совместно с культурой (Министерство культуры и коммуникации). В правительстве Алена Жюппе (Alain Juppe) ответственность за прессу и коммуникацию была возложена на министра почты и телекоммуникаций.

Сегодня связи с общественностью прочно включены в более широкую сферу человеческой деятельности – в сферу коммуникации. Охватывая все способы исследования и все виды информации, носящей как рекламный, так и беспристрастный характер, коммуникация апеллирует к тем самым основополагающим идеям, лежавшим в основании PR. To, что когда-то было интуитивным, сегодня стало более прагматичным, если хотите, научным. К «имиджу марки» добавляется «имидж предприятия»: «схема управления имиджем» определяется в результате углубленного анализа как внешних для предприятия или компании факторов, так и положения внутри его структур или филиалов. Схема определяет все действия в сфере коммуникации: внешние и внутрикорпоративные PR, финансовая информация, реклама, институциональная коммуникация. Она также может оказывать влияние на коммерческую политику и управление компанией.

Роль специалиста по коммуникации как аналитика все больше дополняется ролью «властителя дум», хранителя корпоративных ценностей, принятых всерьез и надолго высшим руководством компании. Во все возрастающей степени консультант по проблемам коммуникации ответствен за выработку стратегии развития предприятия и его тактических планов.

 



2016-09-17 290 Обсуждений (0)
С 1929 по 1945, или от Великой депрессии до победы антигитлеровской коалиции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: С 1929 по 1945, или от Великой депрессии до победы антигитлеровской коалиции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)