Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общее представление о профессии. Классификации профессий



2016-09-17 849 Обсуждений (0)
Общее представление о профессии. Классификации профессий 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 1.

Тема: Введение в курс.

Становление психологи: науки и практики.

Цель лекции:сформировать у студентов представлении о мире профессий, становлении психологического знания и развитии психологической практики

План лекции:

1.Общее представление о профессии. Классификация профессий

2. Особенности профессиональной деятельности психолога.

3. История становления профессии «психолог».

4. Сферы самореализации психолога.

 

Литература:

1. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М., 2006.

2. Григорович Л.А. Введение в профессию психолог. М., 2006.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2006.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. М.- Воронеж, 1996.

5. Маркова А.К.Психология профессионализма. 1996.

 

Общее представление о профессии. Классификации профессий

Прежде чем обратиться к рассмотрению профессии «психолог», проработаем вопрос о мире профессий и о том, что такое профессия.

Итак, что такое профессия?

Профессия – (от лат. «profiteer» - объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.

Э.Ф.Зеер определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития» [Зеер Э.Ф. Психология профессий.. М.: Академический проект, 2006. С.30].

По мнению профессия А.К.Марковой профессия — это «социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития» [Маркова А.К.Психология профессионализма.]. А.К. Маркова, характеризуя понятие «профессия», обращает внимание на двойственный контекст его рассмотрения. С точки зрения, общества профессия — это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта. С точки зрения конкретного человека, профессия — это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации.

В самом широком смысле профессии - это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.

Профессиональная деятельность - род труда, следствие его диф­ференциации. Профессиональная деятельность имеет общественный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество (как работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в этих отношениях как:

• заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности;

• организатор условий такой деятельности;

• источник ее материального финансирования;

• регулятор правовых отношений между участниками профессиональной деятельности;

• эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;
• источник формирования социального отношения к профессии (ее значимость, престиж и т.п.).

 

Итак, понятие «профессия» многозначно и означает следующий ряд:

1) общность людей; 2) область приложения сил; 3) деятельность и область проявления личности; 4) исторически развивающуюся систему; 5) реальность, творчески формируемую самим субъектом. Кроме того, нередко наряду с понятием «профессия» как синонимичное ему используется понятие «специальность», которое определяется как род занятий в рамках одной профессии.

 

Существующее сегодня многообразие профессий является следствием исторически сложившегося разделения труда. По мере развития человечества происходило расширение и обогащение видов деятельности людей, которые обеспечивали выживание человечества, развитие человека, его способностей. Анализируя ход данного процесса, Е.А.Климов в книге «Психология профессионала» отмечает три рубежных этапа (см. схему 1.):

 

Схема 1. Общественно-историческое разделение труда

 

 

Управление людьми, обмен материальными и духовными ценностями, защита общества, здравоохранение
Производство духовных ценностей (открытие законов природы и общества,. создание художественных образов действительности, обучение

 


Профессии типа «человек – природа»
Профессии типа «человек – техника»
Профессии типа «человек-человек» (человек-группа)
Профессии типа «человек – знаковая система»
Профессии типа «человек – художествен-ный образ»
Непосредственное производство материальных ценностей

 

Примитивно-универсальная деятельность первобытных людей по жизнеобеспечению

 

 


Для более ясного и системного представления о современных типах профессий вообще и конкретных профессиях в частности обратимся к вариантам классификации их по различным основаниям.

В зависимости от основания классификации профессии объединяются в разные группы. Наиболее общие основания классификации вытекают из структуры самой профессиональной деятельности, которая характеризуется особенностями конкретного вида труда и требованиями к тому, кто его осуществляет. Поэтому общими классификационными основаниями являются характеристика объекта труда и характеристика его субъекта.

При характеристике объекта труда профессии делят на группы в со­ответствии с наиболее частными основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям, характеру и составу действий. Рассматривая субъекта труда, профессии также делят на группы в зависимости от психофи­зиологических особенностей и степени необходимой квалификации.

Любая профессия, таким образом, может быть комплексно описана, так как она находит свое место в каждой классификации, получая характеристику по тому или иному основанию.

Рассмотрим классификацию профессий Климова Е.А. (См.: Психология профессионала. М.- Воронеж, 1996. С. 116-123),

Таблица 1. Классификация профессий

Основание классификаций Группы профессий
По предмету труда «Человек — живая природа» (зоолог, ветеринар, лесничий);
«Человек — человек» (учитель, врач, социальный работник);
Человек — знаковая система» (программист, редактор, бухгалтер);
Человек — техника» (механик, токарь, слесарь)
«Человек — художественный образ» (писатель, режиссер, композитор)
По целям труда Гностические (аудитор, синоптик, следователь) художник)
Преобразующие (педагог, швея, повар)
Изыскательские (сценарист, исследователь),
По средствам труда Профессии ручного труда (гончар, краснодеревщик);
Профессии машинно-ручного труда (ткач, водитель);
Профессии, связанные с применением автоматизированных систем (оператор, системный администратор);
Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (научный работник, психолог)
По условиям труда Профессии, связанные с работой в микроклимате, близком к бытовому (ювелир, настройщик пианино);
Профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (дворник, геодезист);
Профессии, связанные с работой в необычных и экстремальных условиях (пожарный, летчик испытатель);
Профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (врач, учитель)
По составу действий Двигательные (грузчик, спортсмен);
Познавательные (микробиолог, астроном);
Действия межличностного общения (педагог, психолог);
Действия по согласованию усилий (диспетчер, администратор)
По характеру действий Профессии с преобладанием повторяющихся монотонных операций (сборщик, упаковщик)
Профессии с вариативными действиями по заданным алгоритмам, требующие элементов творческого подхода (терапевт, учитель)
По психофизиологическим особенностям субъекта труда Профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности, например быстроты реакции, высокого уровня специальных способностей (водитель, спортсмен, музыкант)
Профессии, требующие относительной профессиональной пригодности, где отсутствие некоторых качеств может быть компенсировано мотивацией, опытом и т.д. (инженер, лифтер)
По степени необходимой квалификации субъекта труда Профессии, требующие высококвалифицированного труда и длительной подготовки (врач, психотерапевт, юрист)
Профессии с простым квалифицированным трудом (продавец, воспитатель, секретарь).
Профессии с неквалифицированным трудом, не требующие специальной подготовки (уборщица, гардеробщица)


2016-09-17 849 Обсуждений (0)
Общее представление о профессии. Классификации профессий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общее представление о профессии. Классификации профессий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (849)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)