Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные вехи в истории становления профессии «психолог»



2016-09-17 430 Обсуждений (0)
Основные вехи в истории становления профессии «психолог» 0.00 из 5.00 0 оценок




Запрос на психологическое знание актуализировался во второй половине 19 века в связи с развитием общества, капиталистических производственных отношений, в которые были включены значительные массы людей.

Начало развития психологии как самостоятельной науки датируется 1879 годом, когда в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавлял Вильгельм Вундт (Wundt), философ и одновременно психолог, который решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе.

В 1884 году на Международной Лондонской выставке английский ученый Гальтон (который по праву считается основателем психодиагностики) впервые в мире демонстрировал опыты по изучению способностей, измерению индивидуальных особенностей людей (рост, вес, мышечная сила, зрительные, слуховые различения).

Следующим знаменательным этапом в развитии психологии традиционно считается разработка психоанализа З.Фрейдом, который не только стал автором психоанализа как научно-психологической школы, но и выдающимся психотерапевтом-практиком, разработавшим и успешно применившим для лечения неврозов новый метод - психоанализ.

В 1886 году Фрейд получает научную стипендию для обучения во Франции у психиатра Шарко. В 1890 году он публикует книгу «Толкование сновидений». В 1893 – «О психологическом механизме явлений истерии»» «Очерки истерии». В 1910 вокруг Фрейда происходит объединение молодых психотерапевтов – К.Юнга, А.Адлера, Ранка, Ференчи, Абрахама и др. С 1911 года оформляется международное психоаналитическое общество. Психоанализ оказал необычайно сильное влияние на развитие культуры, философии и в целом цивилизации 20 века, и обусловило бурное развитие и распространение психотерапевтической психологической практики в мире.

Что касается начальных этапов развития психологии в России, то важно отметить, что русские ученые, врачи, психотерапевты поддерживали тесные контакты со своими коллегами из европейских стран. Многие события в научном мире России шли следом за событиями в жизни европейской науки Так, первая экспериментальная психологическая лаборатория была открыта в 1885 году в Казани русским выдающимся физиологом Бехтеревым Владимиром Михайловичем, что произошло буквально спустя 6 лет после открытия первой психологической лаборатории В. Вундтом в Лейпциге. Затем последовала череда чрезвычайно важных событий для развития психологической науки в России.

В 1908 году в Санкт-Петерурге был открыт Психоневрологический институт. В Москве первая психологическая лаборатория была открыта Георгием Ивановичем Челпановым в 1907 году при МГУ. В 1912 году был создан Институт психологии (ныне это Психологический институт РАО). Развитие экспериментальной психологии, ее распространение в дореволюционной России шло быстрыми темпами - экспериментальные лаборатории были открыты в таких российских городах Харькове, Казани, Киеве, Саратове и др.

Развитие психологии приводило к необходимости объединения людей, профессионально занимающихся ею – ученых - психологов. В 1906 году в Санкт-Петербурге состоялся первый съезд по педагогической психологии, его организаторами были выдающиеся детские психологи А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев.

После революции 2017 года становление психологии в Советском Союзе протекало по противоречивому и трагическому сценарию. Популярность в 30-е годы педологии – психологии, изучавшей развитие ребенка, резко оборвалась постановлением правительства «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в 1936 году. С этого трагического года развитие практико-ориентированной психологии в СССР практически было остановлено.

Тем не менее, невозможно остановить то, что необходимо и востребовано в обществе разными его сферами. Именно поэтому продолжала развиваться психология и, прежде всего, академическая и прикладная. Необходимость психологических исследований была обусловлена потребностями развивающихся промышленности, авиации, космонавтики. Включение человека в управление сложными военными и космическими объектами обусловливало развитие военной, авиационной, космической психологии, которая разрабатывалась как закрытая, секретная наука.

В советский период в 50-70-е годы происходило развитие методологии отечественной психологии. Разработанные теория деятельности (учение Рубинштейна, А.Н.Леонтьева), психологические теории обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.) в настоящее время являются общепризнанными в мировой психологической науке.

В конце 70-х – начале 80-х г.г. необходимость введения всеобщего среднего образования и трудности реализации данного проекта обусловили необходимость создания школьной психологической службы. На протяжении почти десятилетнего периода в СССР под руководством академика Ю.Н.Бабанского проводился эксперимент по отработке модели и содержанию деятельностью школьной психологической службы. Эксперимент осуществлялся не только в Москве и Ленинграде, но и других регионах и городах страны: Новосибирске, Красноярске, Тарту, Вильнюсе (Эстония) и т.д., в школах которых были созданы психологические службы. Результаты эксперимента были признаны как успешные и стали основанием для принятия в СССР в 1989 г. «Положения о школьной психологической службе».

Введение в штат сотрудников школ должности педагог-психолог в начале 90-х послужило поводом для открытия в Российских педагогических институтах и университетах новой специальности «психология». С этого времени началось интенсивное развитие системы профессиональной подготовки психологов – как системы высшего психологического образования, так и профессиональной переподготовки.

Кроме того, социальный запрос на психологическое знание был актуализирован в российском обществе происходившими рыночными реформами, сопровождавшимися глубоким социально-экономическим кризисом, остановкой производства на большинстве предприятий, массовой безработицей, реальной бедностью, охвативших большую часть населения страны.

Оглядываясь назад, можно констатировать, что в то трудное время начала развитие практико-ориентированная психология, задачей которой стало не только проведение научных исследований, но и оказание психологической помощи конкретным людям, социальных группам в решении конкретных жизненных, производственных, социальных задач. Таким образом, с того времени в нашей стране развитие психологии стало востребовано во многих сферах общества.



2016-09-17 430 Обсуждений (0)
Основные вехи в истории становления профессии «психолог» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные вехи в истории становления профессии «психолог»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)