Составитель Т.В.Осокина
Курс лекций по педагогике
Часть 2 Составитель Т.В.Осокина
Чебоксары 2016
УДК37(075.8) ББК74.0я73 К 937
Курс лекций по педагогике : в 2 ч. Ч. 2 / сост. Т. В. Осокина. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 162 с. Печатается по решению ученого совета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (протокол № 9 от 26.02.2016 г.).
Рецензенты: Е. Г. Хрисанова − доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»; Н. Г. Семедова-Полупан − кандидат социологических наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Чебоксарского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»; А. И. Пайгусов − кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и методики профессионального обучения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».
Предназначен для студентов второго курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиля «Изобразительное искусство». Содержит лекции следующих модулей: «Теория и методика воспитания», «Социальная педагогика», «История образования».
© Осокина Т. В., составление, 2016 © ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Переход общеобразовательных учреждений на работу по Федеральному государственному образовательному стандарту определил более серьезные требования к организации учебно-воспитательного процесса. ФГОС ВПО предполагает коренную реорганизацию образовательного процесса в высшей школе на основе перехода от знаниевой образовательной парадигмы к системно-деятельностной. В качестве нового образовательного результата в высшем образовании в настоящее время определено освоение компетенций. Доминантой в характеристике компетенций являются не сами знания, умения и навыки, а способность их актуализации на основе понимания того, какие именно знания и умения, а также личностные качества необходимые для решения конкретной профессиональной задачи. Традиционно в процессе изучения данной дисциплины у студентов формируются важнейшие понятия о педагогических явлениях. Курс лекций позволит студентам видеть логику и взаимосвязь между всеми важнейшими разделами педагогики. Педагогическая деятельность, как и любая другая, всегда характеризуется двумя важнейшими аспектами: с одной стороны, уровнем знаний теоретических основ науки, с другой – развитием логического и образного мышления. Освоение содержания курса педагогики способствует формированию компетенций, отраженных в стандарте образования. Общекультурные компетенции: – владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты; – владение технологией научного мышления; – готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики; – способность осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности; – способность к когнитивной деятельности; – способность осмысливать и обосновывать профессионально-педагогические действия; – владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование); – владение системой эвристических методов и приемов. Профессиональные компетенции: – способность выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективности организации и управления педагогическим процессом; – способность анализировать и оценивать профессионально-педагогические ситуации; – готовность к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач; – способность прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности; – способность проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения; – способность проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности; – готовность к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач; – готовность к проектированию, применению комплекса дидактических средств; – готовность к проектированию форм, методов и средств контроля результатов подготовки специалистов; – готовность к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки специалистов; – готовность к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности; – готовность к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельства образовательных и профессиональных достижений.
Сущность и содержание процесса 1. Сущность процесса воспитания 2. Типы воспитания 3. Закономерности и принципы воспитания 1. Сущность процесса воспитания Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Расшифровать воспитание можно как ВОС+ПИТАНИЕ –взращивание, вскармливание. Понятие «воспитание» в российской педагогике стало употребляться в конце 18 в, а в 1806 году было включено в словарь Российской академии. Воспитание: - в широком социальном смысле–совокупность формирований воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей (Смирнов В. И. «Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – Москва, 1999. – С. 281.). Процесс передачи одним поколением последующему системы знаний, умений, навыков, социальных ценностей и усвоение их новым поколением в своей жизнедеятельности; - в широком педагогическом значении – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых; - в узком педагогическом значении – специальная деятельность, имеющая целого формирование определенных качеств, свойств и отношений человека. Воспитание в широком социальном смысл нередко отожествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно охарактеризовать как отношение части к целому.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; 2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; 3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; Движущие силы воспитания.Как любой процесс, воспитание развивается в результате действия совокупности внешних и внутренних, объективных и субъективных противоречий. Объективные внешние противоречия,обусловленные социальными процессами и явлениями: · противоречия, порожденные глобальными политическими, экономическими, экологическими и т.п. процессами и катаклизмами, происходящими в мире и стране; · противоречия между ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и собственными, субъективными потребностями детей и молодежи, отражающими социокультурную, возрастную и индивидуальную ситуацию развития: · противоречия отцов и детей, которые традиционно обнаруживаются в различном опыте поколений. Противоречие резко актуализировались в связи с ломкий социально-экономических отношений, идеологии, морали, а также в результате пропаганды нравственных идеалов, образцов жизни, моделей поведения, чуждых значительной части представителей старшего поколения, и наоборот, охотно воспринимаемых молодыми. · противоречия отцов и детей, отражающие новый уклад семейной жизни и родственных отношений. · противоречия между возрастающими требованиями к образованию, а с другой стороны – дефицитом средств, направляемых обществом на развитие системы образования и воспитания. Объективные внутренние противоречия,отражающие диалектику педагогического процесса: · противоречие между природой активной деятельностью ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни; · противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; · противоречие между внешними требованиями и внутренними стремлениями и возможностями детей; · противоречия, отражающие разницу в целях и мотивах деятельности; · противоречия, порожденные несоответствием реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляют общество, школа, родители; · противоречия, обусловленные тем, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожиданиями и целями педагогов; · противоречия между потребностями и возможностями; · противоречия между новыми явлениями природы и обществ жизни и недостатком опыта, знаний для их понимания ребенком; Субъективные противоречия,порожденные несовершенством самого процесса воспитания: · противоречия между уместностью личности и функциональным подходом к ее формированию; · противоречие между бурным ростом знаний и ограниченностью возможностей педагогов и образовательных учреждений в их переработке и передаче
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (841)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |