Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законодательные, исполнительные, судебные органы



2016-09-17 683 Обсуждений (0)
Законодательные, исполнительные, судебные органы 0.00 из 5.00 0 оценок




Законодательная, исполнительная и судебная власти Российской Федерации.

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны», – гласит Конституция РФ (ст. 10). Это необходимо для обеспечения подлинно демократического характера власти, недопущения чрезмерной монополизации власти одной ее ветвью, а тем более группой лиц или одним человеком. Три независимые ветви власти могут контролировать друг друга и взаимодействовать в интересах общества, граждан.

Законодательный и представительный орган в Российской федерации – Федеральное собрание, или Парламент России. Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы. Является постоянно действующим органом власти. Палаты Федерального собрания заседают раздельно, каждая имеет свои предметы ведения.

 

В Совет Федерации его члены делегируются субъектами РФ, по два представителя от каждого (по одному от представительного и исполнительного органов власти).

Государственная дума состоит из 450 депутатов, половина из которых избирается по территориальным округам, а вторая половина – по партийным спискам. Срок деятельности Государственной думы – 4 года. Депутаты работают на постоянной основе, они не имеют права заниматься какой-либо другой деятельностью, кроме преподавательской, творческой или научной работы.

К ведению Совета Федерации относятся:

1) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

2) утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения;

3) назначение выборов Президента;

4) назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ, Генерального прокурора РФ и др.

К ведению Государственной думы относятся:

1) дача согласия на назначение Председателя Правительства;

2) решение вопроса о доверии правительству;

3) назначение на должность Председателя Центробанка России, Председателя Счетной палаты;

4) объявление амнистии.

Федеральные законы принимаются Государственной думой большинством голосов. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов РФ, а также высшим органам судебной власти.

Принятый Государственной думой закон передается на рассмотрение в Совет Федерации, а от него Президенту РФ, который в течение 14 дней должен его подписать и обнародовать. Президент может отклонить закон, внести в него свои коррективы и отправить на доработку в Государственную думу.

Высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть, – это Правительство РФ. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом страны с согласия Государственной думы, он определяет основные направления деятельности Правительства, организует его работу.

Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает оборону и государственную безопасность страны; обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, образования, науки, здравоохранения; осуществляет управление федеральной собственностью.

Правительство издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны.

Судебная власть – это специфическая независимая ветвь государственной власти. Правосудие в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей. Судьи независимы и несменяемы. Они пользуются неприкосновенностью.

 

Во главе судебной системы стоят Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ. Конституционный суд РФ – высший орган власти по защите конституционного строя – дает заключение о соответствии Конституции РФ федеральных законов, актов высших органов государственной власти, правовых актов субъектов Федерации, не вступивших в силу международных договоров РФ.

Верховный суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, осуществляет надзор за деятельностью районных, городских, областных судов.

Важнейшими принципами правосудия в РФ являются:

1) гласность судебного разбирательства;

2) состязательность судопроизводства;

3) обеспечение обвиняемому права на защиту;

4) презумпция невиновности;

5) равенство всех граждан перед судом и законом.

Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония. Однако принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

 

5) Внешние и внутренние функции государства;

Под функцией государства понимают определенную направленность его деятельности. Функции государства конкретизируют его социальное назначение.

Есть несколько подходов к пониманию функций государства, но большинство ученых придерживается наиболее разработанной теории, согласно которой функции государства подразделяют на внешние (обеспечить независимость государства вовне) и внутренние (обеспечить верховенство власти внутри страны и заведование общими делами).

Внутренние функции государства:

хозяйственная - организация и регулирование экономической жизни;

стабилизационная — поддержание стабильности и мира в обществе;

координационная - обеспечение общественного согласия и единства;

социальная - социальное обеспечение, справедливое распределение благ;

культурно-воспитательная — поддержка культуры и духовных ценностей;

правовая - нормотворчество, защита конституционного строя, прав, законности;

экологическая - охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды.

Внешние функции государства:

отстаивание национальных интересов на международном уровне — обеспечение взаимовыгодного международного сотрудничества, координация усилий в решении глобальных проблем человечества, обеспечение работы ряда над государственных организаций — ООН, Совета Европы и т.д.;

организация обороны и охрана государственной безопасности — защита государственного суверенитета, осуществление военных действий против других государств и т.п.

Внутренние функции государства делятся на:

основные;

неосновные.

Основными называют функции, которые может осуществлять только государство.

Обеспечение общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан, в том числе:

борьба с преступностью;

учет и регистрация населения;

предотвращение различных катастроф;

меры для ликвидации последствий стихийных бедствий.

Установление и охрана общих правил социальной жизни: экономических, политических и других социальных отношений (гражданское законодательство, трудовое законодательство и т. д.).

Валютно-финансовое регулирование (особо выделяется эмиссия — выпуск денег).

Бюджетное регулирование, сбор налогов, пошлин; распределение доходов и расходов в бюджете.

Неосновные функции можно подразделить на традиционные (исторически сложившиеся) и «новые», возникшие в XX веке.

Традиционные функции выполняют не все государства. Они неодинаковы, каждое государство имеет свои исторически сложившиеся функции.

В России к традиционным функциям можно отнести:

управление транспортом и связью;

управление образованием и здравоохранением;

зашита неполноценных лиц и помощь им;

управление средствами массовой информации.

Иногда некоторые традиционные функции становятся избыточными, и государство отказывается их выполнять. В частности, так произошло с управлением средствами массовой информации, в России они были приватизированы, и сейчас государство номинально управляет на телевидении только двумя каналами: Первым — как акционер — и 2-м (канал «Россия»).

В число «новых» функций входят следующие.

Государственное предпринимательство. Государство непосредственно занимается производством в оборонной сфере и в других сферах, где оно от имени общества должно осуществлять контроль за производством. Данная функция была основной в социалистических странах, там государство было и собственником, и предпринимателем.

Влияние на экономические процессы для поддержания стабильного развития народного хозяйства. Государство осуществляет данную функцию как экономическими, так и административными мерами.

Социальные услуги. Под влиянием борьбы трудящихся государство занимается социальным обеспечением, то есть выплачивает различные пенсии, пособия многодетным семьям, по безработице, жилищное пособие малоимущим и т. д.

Внешние функции государства

Использование вооруженных сил дня решения внешнеполитических задач государства.

Реализация геополитических и глобальных интересов страны посредством дипломатической деятельности. Геополитические интересы связаны с соседними государствами, глобальные касаются положения во всем мире (нераспространение ядерного оружия, экологические проблемы).

Стимулирование международной экономической деятельности, зашита и поддержка экономических интересов страны за рубежом.

Защита экономическою пространства от неблагоприятных внешних влияний на экономику (таможня; система мер, регулирующих импорт и экспорт).

Внешние функции — основные, так как их осуществляет только государство.

Внутренние функции

В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции: экономическая, политическая, социальная, фискальная, экологическая, правоохранительная.

Экономическая функция

Ее содержание заключается в осуществлении государством мер по развитию экономики: промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и других областей — путем образования государственных предприятий, принятия экономических законов, создания условий для деятельности негосударственных предприятий.

В теории государства и права советского периода эта функция обозначалась как хозяйственно-организаторская. Ее роль была велика в силу полного огосударствления экономики, что, как мы отмечали ранее, привело к негативным для нее последствиям — экономическому кризису (стал проявляться со второй половины 70-х годов XX в.), который привел, в свою очередь, к кризису во всех сферах жизнедеятельности общества.

В1980-е годы эта функция несколько сместилась в сторону некоторого расширения самостоятельности предприятий, но это не дало ожидаемого результата. С начала 1990-х годов в России экономическая функция государства резко изменилась: государство, по существу, устранилось от экономики, пустив ее в стихию рыночных отношений. Однако и такой подход как другая крайность не принес положительного эффекта.

Как показана практика, указанные крайние подходы не способствуют эффективному развитию экономики. В настоящее время намечаются тенденции изменения экономической функции государства в сторону большего его вмешательства в экономику в разумных пределах, позволяющих, с одной стороны, должным образом стимулировать труд, а с другой — не допускать перекосов, приводящих к закрытию предприятий, безработице, вывозу капитала за рубеж в ущерб национальным интересам, ликвидации высокоразвитых отраслей экономики и др.

 

В условиях демонополизации экономическая функция охватывает следующие направления государственной деятельности:

 

реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства (субсидии, льготное налогообложение, отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке и т. д.);

преимущественная поддержка стратегических, высококонкурентных на мировом рынке и социально значимых для России производств (создание специальных зон, таможенная политика);

целенаправленная инвестиционная политика (привлечение отечественного и иностранного капитала);

создание эффективного экономического механизма аграрного сектора, и прежде всего обеспечение права частной собственности на землю;

постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен;

подготовка и переподготовка кадров; приостановление процесса «утечки мозгов».

Политическая функция

Это направление деятельности государства в политической сфере. Она имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах. Об этом подробнее пойдет речь в других главах учебника.

Социальная функция

Социальная функция — это направление деятельности государства в социальной сфере. В ст. 7 Конституции РФ отмечается, что Российская Федерация — социальное государство.

Исходя из смысла этой статьи следует, что содержание данной функции состоит:

в обеспечении достойного жизненного уровня всех граждан Российской Федерации. Особое внимание при этом государс тво должно уделять жизненному уровню социально наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, инвалидов и др.) путем выплаты пенсий, пособий, стипендий, создания и деятельности домов для престарелых, оказания иных видов социальной помощи. Для реализации социальной функции необходимо смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы. Государству следует уделить внимание более равномерному распределению бремени экономических трудностей между различными группами населения;

охране здоровья населения путем создания медицинских учреждений, контроля за чистотой окружающей среды, качеством продуктов питания, обеспечения населения лекарствами;

охране детства, материнства, отцовства путем создания сети дошкольных учреждений, детских домов, интернатов, оказания помощи нуждающимся семьям и др.;

гарантировании минимальной оплаты труда путем установления соответствующего размера такой оплаты;

охране труда на всех предприятиях вне зависимости от форм собственности путем установления соответствующего законодательства и контроля за его соблюдением;

оказании помощи населению в экстремальных ситуациях (наводнение, землетрясение, пожар, вооруженный конфликт, притеснения по национальному признаку и др.) путем создания условий для деятельности страховых институтов, предоставления жилья, выплат единовременных пособий и др.

 

Составной частью социальной функции является деятельность государства по развитию культуры, науки и образования (в юридической литературе эта деятельность обозначается как отдельная функция).

Развитие науки реализуется:

созданием благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и для свободной состязательности различных научных школ;

путем создания и поддержки научных институтов, лабораторий, испытательных полигонов, финансирования научных исследований, подготовки научных кадров, проведения конференций и т. д.

поддержкой приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий.

Развитие культуры реализуется путем поддержки искусства, литературы, театра, кино, музыки, живописи; развития физической культуры и спорта; совершенствования работы радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранения историко- культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

Развитие образования реализуется путем создания государственных образовательных учреждений и условий для негосударственных образовательных учреждений, улучшения качества образования во всех образовательных заведениях.

Экологическая функция

Основное содержание экологической функции заключается в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов. Для реализации этой функции государство должно координировать и контролировать деятельность всех предприятий, учреждений, конкретных лиц в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности. Экологическая функция должна способствовать оздоровлению и улучшению качества окружающей среды, сохранению природных ресурсов.

Фискальная функция (функция налогообложения и взимания налогов)

Ее содержание составляет формирование бюджета — как государственного, так и муниципального — за счет всех видов налогов, таможенных пошлин и иных финансовых сборов, предусмотренных законом.

Следует отметить, что перед рассматриваемой функцией стоит не только задача оптимального сбора налогов в казну, но и задача регулирующего воздействия на экономику.

Правоохранительная функция

Она включает в себя деятельность государства по трем важнейшим направлениям:

охрана прав и свобод граждан;

охрана всех форм собственности;

охрана правопорядка.

Каждый из этих неразрывно связанных между собой компонентов содержания этой триединой функции в настоящее время претерпевает существенные изменения.

Так, в правовом государстве (а именно таковым по Конституции является Россия) права и свободы граждан являются высшей ценностью общества. Как известно, ранее этот принцип не признавался.

Новое в содержании правоохранительной функции состоит также в том, что согласно ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В связи с этим должна осуществляться равная правовая зашита всех форм собственности.

Деятельность государства по обеспечению правопорядка также претерпевает изменения. В настоящее время от властей, прежде всего силовых структур, требуется принятие жестких, быстрых и решительных мер по своевременному предотвращению и пресечению бандитских вылазок террористов.

Внешние функции

Основными внешними функциями являются: оборона страны, обеспечение мира и поддержание мирового порядка, международное сотрудничество.

Функция обороны страны

Вооруженные Силы в соответствии с этой функцией предназначены для отражения агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

В каждом государстве на содержание вооруженных сил выделяется значительная доля государственного бюджета. И пока тенденций к сокращению расходов не просматривается. Это во многом объясняется сложной политической обстановкой в мире, что наглядно видно по событиям, произошедшим в Югославии в 1999 г., когда эта страна подверглась бомбардировкам силами НАТО, по событиям в Ираке, куда вторглись американские войска с войсками союзников, не имея на то соответствующих международных полномочий.

Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка

Без реализации данной функции будущего у человечества нет. Новая мировая война приведет к гибели цивилизации. В свою очередь, локальные военные конфликты могут привести к глобальному военному противостоянию.

Международное сотрудничество

Эта функция реализуется путем развития многосторонних связей с другими государствами, заключения договоров в различных сферах жизни мирового сообщества.

В юридической литературе функция международного сотрудничества разделяется на ряд более узких функций, например функцию сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ, функцию сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем и др.

Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ возникла у Российского государства с образованием Содружества Независимых Государств.

Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государство выступает за укрепление содружества, прежде всего:

по линии формирования экономического союза;

системы коллективной безопасности;

совместной охраны границ;

комплексного решения проблемы соблюдения на всей территории бывшего СССР международно признанных стандартов в области прав человека и национальных меньшинств, гражданства и зашиты переселенцев;

заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации;

создания единого информационного пространства.

Следует отметить, что при реализации данной функции могут возникнуть и новые проблемы для России. Очаги конфликтов вблизи се границ, затяжной кризис экономики, да и самой государственности в ряде стран СНГ создают серьезную угрозу безопасности нашей страны.

Важной стороной функции международного сотрудничества является взаимодействие России с другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это — проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями и т. д.

В качестве отдельных внешних функций также можно выделить:

функцию борьбы с международным терроризмом;

экологическую функцию.

Эти функции по своему содержанию являются и внешними, и внутренними.



2016-09-17 683 Обсуждений (0)
Законодательные, исполнительные, судебные органы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законодательные, исполнительные, судебные органы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (683)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)