Научные оценки и структурно – номинативная модель
Одной из простейших оценок является экзистенциальная оценка (чувственная), фиксирующая наличие или отсутствие образа. В первом приближении совокупность оценок образа может быть разделена на оценки самого образа как феномена сознания и оценки содержания образа. Несмотря на видимую сложность введённых конструкций, они являются вычленением ситуаций, в которые постоянно вовлечён субъект на любых уровнях его отношений с объектом. Примером оценок на чувственном уровне, которые можно назвать чувственными, может служить ситуация визуального сравнения субъекта по величине достаточно удалённых и находящихся на разных расстояниях предметов. Это обстоятельство иллюстрирует зависимость индицированной оценки от условий зрительного восприятия. Сознание активно интерпретирует зрительные образы. Поэтому, наличие в сознании некоторой структуры, аналогичной структуре образа, почти автоматически объясняется как существование объекта, порождающего эту структуру, т.е. она воспринимается как сам образ. Термин «оценка» применяется в науке, по крайней мере, в трёх смыслах. Этим самым анализ позволяет осуществлять многоаспектность оценок.
Типология оценок
осознания. Исходным материалом для такого методолога является совокупность первичных оценок, которая в ходе методологического анализа систематизируется, уточняется и расширяется. На этом пути возможно превращение вторичных оценок в первичные. В науке любые отношения субъекта и объекта определены системами знания об объекте. Чем полнее и совершеннее системы знания, тем более многообразны отношения субъекта и объекта. Это mutatis mutandis (вроде, изменение изменяемого) относится к системам оценок, рассматриваемых как свойства, которые, как уже конкретизировалось, выражают отношения субъекта и объекта. На этом основании дифференциацию оценок можно уточнить. В первую очередь их можно разделить на внешние и внутренние по отношению к теории. Для математических теорий внешними оценками выступают возможности их использования вне математики или же соответствия некоторым внетеоретическим требованиям, например подобным условиям теоретико - множественной формализации. Внутренние оценки тоже разделяются на оценки объектов из предметной области и оценки элементов самой теории. Первые относят к предметным, вторые – к абстрактным теоретическим оценкам. К числу внутренних оценок объектов и явлений, изучаемых в эмпирических теориях, относится применимость теории для их описания или соответствие даваемых теорией описаний явлений и совокупности экспериментальных данных о них. Примеры таких оценок: строгость определений, понятий, суждений, выводов, как элементов логико-лингвистической подсистемы; эффективность и степень универсальности методов (элементов прагматико- процедурной подсистемы) решения задач. Рассмотрим некоторые примеры. Во – первых, в такой системе знаний, как логика. Это сложная система логических теорий. Объектом изучения логики являются процессы правильного мышления и его закономерности, которые и образуют её предметную область. В ней такая оценка как корректность относится в равной мере и к мыслительным процессам, и к элементам её логико - лингвистической подсистемы (высказывания, доказательства), и к элементам проблемно – эвристической подсистемы (задачи и гипотезы). В первом случае речь идёт о корректности как предметной оценке, во втором и третьем – об абстрактной оценке. В теории алгоритмов такая оценка как эффективность относится к алгоритмам и к тем алгоритмам- процедурам, которые в ней используются в качестве прагматико - процедурной подсистемы. Аналогичным статусом обладает и точность, и не только в теории алгоритмов как объектов изучения, но и элементов самой теории таких, как модели и оценки этой теории. Сказанное относится не только к логическим и математическим теориям, но и к естественно – научным теориям. Среди внутренних оценок элементов теории особенно выделяются оценки оценок. С ними приходится иметь дело, когда оцениваешь свойство, которое служит основой вводимой типологии оценок и само является оценкой, т.е. когда нужно думать об упрощении эффективных методов сравнения. Оценки по предназначению разделяются на когнитивные и регулятивные (управляющие). Когнитивные оценки используются для познания, а регулятивные – для управления. Последнее деление условно и зависит от ситуации. Типичными примерами когнитивных оценок являются адекватность, истинность, конструктивность, а регулятивных оценок - рациональность, достоверность, целесообразность, эффективность, доступность. Ещё одно разделение оценок систем научного знания связано с противопоставлением экстенсиональных и интенсиональных оценок (критерии – простота, красота, которые могут быть и относительными в связи с отсутствием измеряемых критериев). В психологических науках оценки разделяются на сознательные и интуитивные. Сознательные оценки формируются на уровне сознания, а интуитивные на уровне подсознания, эмоций. Хотя в некоторых случаях нельзя их отнести к подсознанию, потому что они должны быть по уровню значимости отнесены к разряду высокоэффективных, эвристичных, прогностических «озарений». Поэтому условно их называют сверхоценками (супероценками), а причиной озарения мыслительных процессов в этом случае называют проявление сверхсознания (тут уместно напомнить об открытии Менделеева и Кекуле Ф.). В некоторых случаях проявление способности к оцениванию ситуаций в науке может служить отличительным свойством таланта учёного . Сознательные оценки в свою очередь могут быть подразделены на рациональные и нерациональные. Рациональные получаются на уровне результатов оценки по определённым правилам с учётом закономерностей той области, которая относится к выбранной оценке. Нерациональные оценки, хотя и подчиняются некоторым правилам, но не отвечают всем условиям этих правил. Пример этому - двухуровневая оценка: хороший, плохой. Сознательные оценки можно ещё разделить на процедурные (выполнение по определённой процедуре) и спонтанные (выполнение на уровне сознания с появлением оценки). Способность к генерированию спонтанных оценок обычно характеризует специалистов высокого класса. Итак, оценки возникают при исследованиях любой науки. Они относятся как к системам знаний в целом, так и к отдельным подсистемам.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (288)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |