Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы обучения орфографии



2016-09-17 3032 Обсуждений (0)
Принципы обучения орфографии 4.75 из 5.00 4 оценки




Методика освоения орфографии

Орфографическая грамотность учащихся — это умение правильно употреблять графические средства (буквы, дефис пробел, черточку) при передаче на письме звучащей речи в соот­ветствии с принятыми правилами правописания. На реализацию этой цели предусмотрено одиннадцать лет обучения, структури­рованных в четырех самостоятельных этапах работы по орфо­графии: 1) I —IV классы; 2) V —VII классы; 3) VIII — IX классы; 4) X —XI классы. Каждый из них имеет свое содержание и свои цели обучения: в I —IV и в V —VII классах — специальное изуче­ние орфографии; в VIII —IX классах — ее повторение при изуче­нии синтаксиса и пунктуации; в X —XI классах — закрепление орфографических умений и совершенствование орфографических навыков в связи с выполнением письменных работ по русскому языку и литературе, а также при углубленной работе по орфогра­фии и пунктуации. Ведущим и во многом определяющим этапом в работе по орфографии является второй (V —VII классы), на кото­ром изучаются основные виды орфограмм и все основные орфогра­фические правила, предназначенные для средней школы. Определя­ющим является и то обстоятельство, что на этом этапе формируют­ся основы относительной орфографической грамотности школьни­ков, совершенствование же орфографических навыков, сформи­рованных на этом этапе, происходит на последующих двух этапах.

На начальном этапе — I —IV классы — закладывается база ор­фографической грамотности, т.е. формируются первоначальные умения учащихся: 1) передавать на письме звуки буквами в той или иной части слова, 2) употреблять буквы, которые не обозначают звуков и ь), 3) писать слова раздельно, 4) употреблять большие буквы в элементарных случаях. На начальном этапе изучаются орфограммы, многие из которых являются основными и встречаются во многих общеупотребительных словах и в формах их применения (проверяемые безударные гласные и согласные, гласные в окончаниях существительных и прилагательных), отражают некоторые особенности графики русского языка (разделительные ъ и ь буквы а, и, у после шипящих).

Следует различать основную и частные цели обучения орфографии в школе. Основная цель – формирование орфографической грамотности.

Существует два уровня овладения орфографической грамотностью: абсолютная и относительная грамотность пишущих. Абсолютная орфографическая грамотность – это умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами, а также умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная орфографическая грамотность – это умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку.

В школе ставится задача сформировать относительную орфографическую грамотность учащихся. Для достижения относительной орфографической грамотности необходимо реализовать следующие частные учебные цели:

- познакомить школьников с основными орфографическими понятиями;

- сформировать орфографические умения на основе этих понятий;

- научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;

- сформировать потребность и умение пользоваться орфографическим словарем;

Создать необходимые условия обучения школьников орфографии.

Принципы обучения орфографии

По вопросу об основных принципах обучения правописанию существуют разные точки зрения.

Частнометодические принципы легко соотносятся с изучаемыми школе орфографическими правилами, относящимися к соответствующим разделам орфографии: 1) изображение звука буквами; 2) употребление больших букв; 3) дефисные, слитные и раздельные написания слов; 4) перенос слов.

Пять основных принципов обучения правописанию, прямо связанных со свойствами орфографии и закономерностями ее усвоения:

1) принцип опоры на звукобуквенный состав слова;

2) принцип опоры на морфемный состав слова;

3) принцип связи занятий по орфографии со словарной работой;

4) принцип сопоставления взаимосмешиваемых написаний;

5) принцип опоры на синтаксис.

Основные пути, ведущие к реализации принципа опоры на зву-кобуквенный состав слова: I) выяснение особенностей звуков в данном слове, их акустическая характеристика; 2) установление закономерностей изменения звуков в определенных фонетических условиях; 3) определение сходства и различия между звуками и буквами; 4) выведение орфографического правила.

Чтобы реализовать морфологический принцип, не­обходимо: 1) выяснить лексическое значение слова; 2) разобрать слово по звукобуквенному составу; 3) разобрать слово по морфем­ному составу, выделить морфему и орфограмму в ней; 4) обосно­вать данное написание и сформулировать правило; 5) дать обра­зец применения правила на практике; 6) путем специальной си­стемы упражнений сформировать определенный орфографический навык.

Пути реализации морфологического принципа можно просле­дить на конкретном примере. Так, чтобы усвоить правописание е в корне слова ослепительный, необходимо: 1) поставить в слове ударе­ние, выделить безударный гласный: ослепительный; 2) разобрать слово по составу, выделить морфемы — о- — приставка, -слеп- - корень, -и- -суффикс, -тельн- -суффикс, -ый — окончание;

3) подобрать однокоренные слона: слепой, ослепленный, слепить, слепнет, ослепит, ослепление, слепец; 4) выбрать из данных одно-коренных слов проверочные для морфемы -слеп-: слепнет, слеп, ослепнет; 5) объяснить написание буквы е: в ударяемом положе­нии корня слеп- выступает звук [е], следовательно, букву е нужно писать и в безударном положении этого корня.

Для реализации принципа связи занятий по ор­фографии со словарной работой могут быть исполь­зованы следующие пути: 1) раскрытие семантики слова; 2) под­бор синонимов и антонимов к нему; 3) введение наиболее употре­бительной лексики в активный словарный запас учащихся; 4) опо­ра, кроме состава слова, на его лексический состав.

Основными путями реализации принципа сопоставле­ния взаимосмешиваемых написаний являются: 1) со­поставление морфем и орфограмм в процессе анализа примеров, выявление сходства и различия в способах словообразования и вы­ведение правил правописания на основе именно такого анализа; 2) сравнение выведенных правил с другими; 3) использование та­кой системы упражнений, в которой взаимосмешиваемые орфо­граммы даются в сопоставлении.

Для реализации принципа опоры на синтаксис не­обходимо: 1) на основе анализа предложения установить синтак­сическую роль (функцию) слова (или словосочетания) с трудной орфограммой; 2) исходя из этого, отнести данное слово к соответствующей части речи; 3) определить грамматическую катего­рию слона; 4) выделить орфограмму и обосновать ее; 5) сформулировать орфографическое правило.

 

 



2016-09-17 3032 Обсуждений (0)
Принципы обучения орфографии 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Принципы обучения орфографии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3032)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)