Принципы обучения орфографии
Методика освоения орфографии Орфографическая грамотность учащихся — это умение правильно употреблять графические средства (буквы, дефис пробел, черточку) при передаче на письме звучащей речи в соответствии с принятыми правилами правописания. На реализацию этой цели предусмотрено одиннадцать лет обучения, структурированных в четырех самостоятельных этапах работы по орфографии: 1) I —IV классы; 2) V —VII классы; 3) VIII — IX классы; 4) X —XI классы. Каждый из них имеет свое содержание и свои цели обучения: в I —IV и в V —VII классах — специальное изучение орфографии; в VIII —IX классах — ее повторение при изучении синтаксиса и пунктуации; в X —XI классах — закрепление орфографических умений и совершенствование орфографических навыков в связи с выполнением письменных работ по русскому языку и литературе, а также при углубленной работе по орфографии и пунктуации. Ведущим и во многом определяющим этапом в работе по орфографии является второй (V —VII классы), на котором изучаются основные виды орфограмм и все основные орфографические правила, предназначенные для средней школы. Определяющим является и то обстоятельство, что на этом этапе формируются основы относительной орфографической грамотности школьников, совершенствование же орфографических навыков, сформированных на этом этапе, происходит на последующих двух этапах. На начальном этапе — I —IV классы — закладывается база орфографической грамотности, т.е. формируются первоначальные умения учащихся: 1) передавать на письме звуки буквами в той или иной части слова, 2) употреблять буквы, которые не обозначают звуков (ъ и ь), 3) писать слова раздельно, 4) употреблять большие буквы в элементарных случаях. На начальном этапе изучаются орфограммы, многие из которых являются основными и встречаются во многих общеупотребительных словах и в формах их применения (проверяемые безударные гласные и согласные, гласные в окончаниях существительных и прилагательных), отражают некоторые особенности графики русского языка (разделительные ъ и ь буквы а, и, у после шипящих). Следует различать основную и частные цели обучения орфографии в школе. Основная цель – формирование орфографической грамотности. Существует два уровня овладения орфографической грамотностью: абсолютная и относительная грамотность пишущих. Абсолютная орфографическая грамотность – это умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами, а также умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная орфографическая грамотность – это умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку. В школе ставится задача сформировать относительную орфографическую грамотность учащихся. Для достижения относительной орфографической грамотности необходимо реализовать следующие частные учебные цели: - познакомить школьников с основными орфографическими понятиями; - сформировать орфографические умения на основе этих понятий; - научить писать слова с непроверяемыми орфограммами; - сформировать потребность и умение пользоваться орфографическим словарем; Создать необходимые условия обучения школьников орфографии. Принципы обучения орфографии По вопросу об основных принципах обучения правописанию существуют разные точки зрения. Частнометодические принципы легко соотносятся с изучаемыми школе орфографическими правилами, относящимися к соответствующим разделам орфографии: 1) изображение звука буквами; 2) употребление больших букв; 3) дефисные, слитные и раздельные написания слов; 4) перенос слов. Пять основных принципов обучения правописанию, прямо связанных со свойствами орфографии и закономерностями ее усвоения: 1) принцип опоры на звукобуквенный состав слова; 2) принцип опоры на морфемный состав слова; 3) принцип связи занятий по орфографии со словарной работой; 4) принцип сопоставления взаимосмешиваемых написаний; 5) принцип опоры на синтаксис. Основные пути, ведущие к реализации принципа опоры на зву-кобуквенный состав слова: I) выяснение особенностей звуков в данном слове, их акустическая характеристика; 2) установление закономерностей изменения звуков в определенных фонетических условиях; 3) определение сходства и различия между звуками и буквами; 4) выведение орфографического правила. Чтобы реализовать морфологический принцип, необходимо: 1) выяснить лексическое значение слова; 2) разобрать слово по звукобуквенному составу; 3) разобрать слово по морфемному составу, выделить морфему и орфограмму в ней; 4) обосновать данное написание и сформулировать правило; 5) дать образец применения правила на практике; 6) путем специальной системы упражнений сформировать определенный орфографический навык. Пути реализации морфологического принципа можно проследить на конкретном примере. Так, чтобы усвоить правописание е в корне слова ослепительный, необходимо: 1) поставить в слове ударение, выделить безударный гласный: ослепительный; 2) разобрать слово по составу, выделить морфемы — о- — приставка, -слеп- - корень, -и- -суффикс, -тельн- -суффикс, -ый — окончание; 3) подобрать однокоренные слона: слепой, ослепленный, слепить, слепнет, ослепит, ослепление, слепец; 4) выбрать из данных одно-коренных слов проверочные для морфемы -слеп-: слепнет, слеп, ослепнет; 5) объяснить написание буквы е: в ударяемом положении корня слеп- выступает звук [е], следовательно, букву е нужно писать и в безударном положении этого корня. Для реализации принципа связи занятий по орфографии со словарной работой могут быть использованы следующие пути: 1) раскрытие семантики слова; 2) подбор синонимов и антонимов к нему; 3) введение наиболее употребительной лексики в активный словарный запас учащихся; 4) опора, кроме состава слова, на его лексический состав. Основными путями реализации принципа сопоставления взаимосмешиваемых написаний являются: 1) сопоставление морфем и орфограмм в процессе анализа примеров, выявление сходства и различия в способах словообразования и выведение правил правописания на основе именно такого анализа; 2) сравнение выведенных правил с другими; 3) использование такой системы упражнений, в которой взаимосмешиваемые орфограммы даются в сопоставлении. Для реализации принципа опоры на синтаксис необходимо: 1) на основе анализа предложения установить синтаксическую роль (функцию) слова (или словосочетания) с трудной орфограммой; 2) исходя из этого, отнести данное слово к соответствующей части речи; 3) определить грамматическую категорию слона; 4) выделить орфограмму и обосновать ее; 5) сформулировать орфографическое правило.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3032)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |